26 декабря 2024
USD 99.61 -0.26 EUR 103.94 -0.29
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Касабланка слезам не верит: 125 лет со дня рождения Хамфри Богарта
актеры Культура

Касабланка слезам не верит: 125 лет со дня рождения Хамфри Богарта

25 декабря исполняется 125 лет со дня рождения Хамфри Богарта, актера, которого Американский институт киноискусства поставил на вершину списка голливудских легенд. Фильмы с его участием: «Мальтийский сокол», «Глубокий сон», «Африканская королева» и, конечно же, «Касабланка» – достояние золотой эпохи американского кино. Богарт явил собой особый тип героя – поставленного жизнью в трудную ситуацию, но не теряющего независимости, твердости, благородства и иронии, – и стал ролевой моделью для мужчин многих поколений.

Актёр Хамфри Богарт

Хамфри Богарт

©Scotty Welbourne/John Kobal Foundation/Getty Images

Детство без тепла

Хамфри Богарт родился в день католического и протестантского Рождества – для американцев тех времен это была очень умилительная деталь. Но в семье будущего актера умиляться было нечему. Родители вели себя сдержанно до холодности и нежностей не допускали – ни между собой, ни по отношению к детям (у Хамфри были две младшие сестры). Максимум, что позволяла себе мать, – одобрительно, но совершенно по-мужски хлопнуть ребенка по плечу.

Дикарь в Голливуде: 100 лет со дня рождения Марлона Брандо

Она была востребованным художником-иллюстратором, впоследствии главным редактором прогрессивного женского журнала The Delinator («Разграничитель») и активной суфражисткой. Женская самостоятельность не была для Мод Хамфри пустой фантазией – в лучшие годы она зарабатывала вдвое больше своего супруга, преуспевающего кардиохирурга Белмонта Дефореста Богарта.

Богарт – фламандская фамилия, предками актера были первые жители Новых Нидерландов, переселенческой колонии на территории нынешнего Нью-Йорка. Семья Хамфри жила в респектабельном нью-йоркском Верхнем Вест-Сайде и имела крупное землевладение у озера Канандейгуа. Можно сказать, что у маленького Хамфри было почти всё, кроме любви и человеческого тепла.

Его устраивали в самые престижные школы: Делани, Тринити, а затем и в элитную Академию Филлипса в Массачусетсе. Родители рассчитывали, что в итоге он поступит в Йельский университет, но отрок не выказывал особой любви к занятиям. Он учился на свой манер, будучи страстным книгочеем и поглощая все книги, до которых мог дотянуться. Хамфри знал наизусть почти всего Шекспира. Литература до конца жизни оставалась одним из главных его увлечений, он дружил со многими писателями и сценаристами и, как замечали некоторые, завидовал их мастерству, поскольку в глубине души мечтал быть писателем.

Моряк на мели

По каким-то причинам Богарт бросил Академию Филлипса после первого семестра. Одни пишут, что он специально завалил все экзамены, не желая идти по пути, навязанному родителями, другие – что столкнул директора в пруд. Как бы то ни было, весной 1918-го Хамфри уже числился моряком Военно-морского флота США. Шла Первая мировая, и его влекла военная романтика. «Хотелось поскорее попасть в Париж к сексуальным французским девушкам», – шутил он позднее.

К востоку от ада: что сделало Джеймса Дина легендой

Наладить тесный контакт с француженками, правда, не удалось: война закончилась, и «Левиафан», корабль, на котором служил Хамфри, занимался транспортировкой американских солдат на родину. По легенде, именно на флоте Богарт получил травму верхней губы, из-за которой она оказалась парализована, что определило его фирменную актерскую мимику и немного шепелявое произношение. Однако въедливые биографы не нашли в медицинских документах демобилизованного старшины второго класса упоминаний о травме. Похоже, знаменитый шрам на губе появился позже, предположительно, как следствие драки в баре.

Для родной семьи демобилизованный Хамфри был как отрезанный ломоть. Надежд отца, мечтавшего, что сын пойдет по его стопам, он не оправдал, да и сам Богарт-старший был на грани разорения из-за непродуманных капиталовложений. Хамфри одно время работал в береговой охране, затем без особого энтузиазма трудился торговым агентом, а когда в кармане становилось совсем пусто, играл на деньги в шахматы – а шахматистом он был блестящим. Когда Хамфри стал уже большой звездой, он среди прочего играл с американскими военнослужащими по переписке, и ФБР, вскрывая письма, заподозрило актера в шпионаже: мол, не поставляют ли ему военные какие-то секретные сведения под видом шахматных ходов?

«Вилли в белых шортах»

Между тем начинались «ревущие 1920-е»: эпоха надсадного и нервического послевоенного веселья в Америке и Европе. Богарт превратился в лихого кутилу, проводя ночи в джазовых клубах в компании таких же, как и он, представителей потерянного поколения, воспетого Хемингуэем и Фицджеральдом.

Одним из ярких явлений той эпохи стал театральный бум на Бродвее, и Богарт, встретив старого знакомого, устроился в театральную компанию World Films влиятельного продюсера Уильяма Брэйди. Он был помощником режиссера по организационным вопросам. Вообще-то Хамфри сам метил в режиссеры и драматурги, но на первых порах рад был и маленькой роли в спектакле «Дрейф» Элис Брэйди, дочери хозяина.

За ней последовали и другие второстепенные роли, преимущественно молодых богатеньких хлыщей. Богарт презрительно называл их «Вилли в белых шортах». Тем не менее спустя пару лет он уже смотрел на актерство как на свою главную профессию, хотя и категорически отказывался посещать любые артистические школы или курсы. «Я рожден жить не напрягаясь, а театр – самый легкий из ненапряжных заработков», – отшучивался Богарт.

На топливе отчаяния

В 26 лет он женился на актрисе Хелен Менкен. Их союз продлился немногим больше года, но долго без жены Богарт никогда не оставался и вскоре уже жил с Мэри Филипс, тоже актрисой. Второй брак пришелся на тяжелый период для Хамфри: он никак не мог пробиться к крупным, серьезным ролям, порой месяцами сидел без работы и, заглушая досаду, начал крепко пить и скандалить.

Молчаливый герой-одиночка: 100 лет Чарльзу Бронсону

Подобно другим артистам он пробовал себя и в активно развивавшемся кинематографе. Несколько попыток получились удачными: «Вверх по реке» (1930) Джона Форда, где он играл со Спенсером Трейси, и «Плохая сестра» (1931) Хобарда Хенли с Бетт Дэвис.

С Трейси они стали друзьями на всю жизнь. Говорят, именно он придумал называть нашего героя Боги.

К 35 годам Богарт порядком озверел оттого, что актерская карьера, на которую он положил всю свою молодость, не ладилась. Брак с Мэри Филипс распался. 35 лет для 1930-х – это очень серьезный возраст, не то что в нынешнюю эпоху вечной юности. Богарт чувствовал, что проигрывает схватку.

Испытываемое отчаяние не могло не отразиться на его игре. Наблюдавший из-за кулис спектакль «Приглашение к убийству» продюсер Артур Хопкинс давался диву: неужели это тот самый Богарт, который полжизни разгуливал по сцене в белых шортах и с теннисной ракеткой?

Хопкинс предложил актеру роль убийцы в постановке «Окаменевшего леса» Роберта Шервуда. В нее-то Хамфри и вложил все накопившееся отчаяние и злость. Спектакль имел большой успех, а критики были поражены преображением Богарта.

Профессиональный злодей

По горячим следам решено было перенести «Окаменевший лес» на экран, но руководство Warner Bros., заинтересованное скорее в громких именах, нежели в драматических тонкостях, намеревалось отдать роль Эдварду Робинсу – тот был звезда, а Богарт почти никто.

Хамфри уж было собрался в очередной раз вернуться к разбитому корыту, но тут принципиальность проявил исполнитель главной роли Лесли Ховард. «Если фильм без Боги, тогда и без меня», – телеграфировал он продюсерам, и те, подумав, сдались. В благодарность за этот поступок много лет спустя Хамфри назвал свою дочь Лесли Ховард. Кто знает, хватило бы у него сил снова карабкаться вверх, если бы его выбросили из того проекта.

100 лет Лино Вентуре – создателю сильнейших мужских образов в кино

Однако успех «Окаменевшего леса» (1935) еще не был триумфом. У Боги появилось очень много работы в кино (в среднем он делал по фильму каждые два месяца), но работа эта, как и в свое время в театре, была однотипной: он так убедительно сыграл убийцу в «Лесе», что теперь его звали исключительно на роли гангстеров и головорезов. Актер сетовал, что в 20 из 34 фильмов того периода его герой был застрелен, повешен или казнен на электрическом стуле, а еще в десяти – томился в тюрьме.

Амплуа было настолько жестким, что кинокомпания Warner Bros. изменила в пресс-релизах дату рождения Богарта на 23 декабря, поскольку актер, специализирующийся на злодейских ролях, не должен ассоциироваться у зрителя со светлым праздником.

Экранный образ Богарта дополняли новости из его личной жизни. Его третья жена, Майо Метот, тоже актриса, оказалась очень ревнивой особой, а хлебнув лишнего, впадала в натуральное безумство. Выпить Богарты любили – поэтому весь Голливуд и окрестности полнились слухами об очередном дебоше в их доме. Друзья называли отношения в этой паре «продолжением Гражданской войны».

Воспитанный сильной и суровой матерью Богарт всегда тяготел к женщинам с твердым характером. С неженками ему было неинтересно. Но Майо была женщиной не только с характером, но и с психическими проблемами.

«Взвейтесь, соколы, орлами»

«Ангелы с грязными лицами» (1938) Майкла Кертиса, «Ревущие двадцатые» (1939) Рауля Уолша – эти и некоторые другие фильмы «гангстерского периода» Богарта были вполне удачными, но вся слава доставалась главной звезде – Джеймсу Кэгни, а Хамфри чувствовал, что его карьера снова буксует. Вряд ли он предполагал, что находится всего в двух шагах от небывалого успеха.

Сначала ему повезло с фильмом «Высокая Сьерра» (1940). Это была очередная бандитская история, но все топовые актеры – Кэгни, Робинсон, Пол Муни – отклонили предложение главной роли, и она досталась Боги, хотя режиссер Рауль Уолш не очень-то этого хотел. Фильм удался и явно повысил рейтинг нашего героя. Так что когда сценарист «Сьерры» Джон Хьюстон, с которым Богарт сдружился во время съемок, решил дебютировать в качестве режиссера, то без труда пробил кандидатуру Хамфри на главную роль вместо отказавшегося от нее Джорджа Рафта. Конечно, нельзя не сказать спасибо всем этим полузабытым ныне голливудским знаменитостям: если бы не их капризы и отказы, не видать Богарту крутых ролей.

Дебютом Хьюстона стал «Мальтийский сокол» (1941), экранизация популярного детектива Дэшила Хэммета; Боги играл в ней сыщика Сэма Спейда. Это был уже третий фильм по мотивам книги, и никто не ждал от него ничего особенного. Теперь же он считается первым большим фильмом нуар, эталоном жанра.

Эталонным оказался и герой Богарта – собранный и саркастичный, новый тип элегантного и мужественного человека.

«Я не нравлюсь людям»

Критики как один бросились писать о том, что Богарту достаточно шагнуть в кадр, чтобы полностью завладеть им. При этом как-то забывалось, что до «Сокола» Боги уже не один десяток раз входил в кадр, и, как правило, никто из критиков не обращал на него внимания. Возможно, Хьюстон, поместив Богарта в самый центр, помог всем наконец разглядеть своеобразную харизму актера.

Сам Боги не считал себя харизматичным, более того, полагал, что производит скорее отталкивающее впечатление. «Почему-то почти каждый разговор я превращаю в ссору. То ли дело в тоне моего голоса, то ли в выражении лица. Я, как правило, не нравлюсь людям при первом знакомстве», – признавался Хамфри. Голос у него действительно был довольно гнусавый, а лицо нередко принимало брезгливое выражение. Но одно дело жизнь, а другое – кино, и экран магическим образом превращал богартовские «недостатки» в достоинства.

Что до откровенных признаний, то ими Боги славился не меньше, чем ролями. Не стесняясь и не заботясь о том, как это скажется на карьере, он часто говорил о голливудских фильмах, их создателях и актерах всё, что думает, а редко какой фильм заслуживал его похвалы.

Независимый дух Богарта проявился и когда в конце 1940-х в Голливуде началась «охота на ведьм» – параноидальное выискивание симпатизирующих коммунистам кинематографистов. В пику охотившемуся за «красными» Комитету по расследованию антиамериканской деятельности он организовал Комитет по Первой поправке (имеется в виду первая поправка к американской Конституции, гарантирующая свободу слова) и возглавил делегацию актеров в Вашингтон.

Лорен Бэколл и Хамфри Богарт во время протестов против слушаний в Комитете Палаты представителей по антиамериканской деятельности

Лорен Бэколл и Хамфри Богарт во время протестов против слушаний в Комитете Палаты представителей по антиамериканской деятельности

Bettmann/GettyImages

Однако, почувствовав, что такая активность грозит обрушением едва наладившейся карьеры, Хамфри дал задний ход и написал объяснительную статью «Я не коммунист», подчеркивая, что он защищал не марксистов-ленинистов, которых любит не больше, чем глава ФБР Джон Гувер, а конституционные права американцев.

Наконец на вершине

Успех «Сокола» позволил Богарту получить роль, которую ему бы никто не дал еще за два года до того, – романтического героя Рика Блейна в «Касабланке» (1942) Майкла Кертиса.

«Касабланка», как и «Мальтийский сокол», не была в числе приоритетных проектов киностудии. Просто еще один плановый фильм. Ажиотаж вокруг него стал сюрпризом для всех, и прежде всего для боссов Warner Bros. Им и присниться не могло, что стареющий, теряющий лоск актер вторых ролей к середине 1940-х станет самой высокооплачиваемой звездой Голливуда и прежде всего благодаря «Касабланке».

Ингрид Бергман и Хамфри Богарт в фильме "Касабланка» (1942)

Ингрид Бергман и Хамфри Богарт в фильме "Касабланка", 1942

Global Look Press

Будучи еще недавно «человеком из толпы», Богарт доминировал в этом фильме так естественно, словно всю жизнь играл главные роли. Кертис собрал состав из великолепных артистов – от Ингрид Бергман до Питера Лорре, но главным откровением стал герой Богарта и его трагическое обаяние. Нарочито циничный владелец кафе в Северной Африке, Рик Блейн, ловко маневрирующий между нацистами и антифашистами, неожиданно встречает любовь всей своей жизни, с которой расстался несколько лет назад, и оказывается в ситуации, когда необходимо выбирать между долгом и чувством – такова вкратце одна из главных историй любви в мире кино.

Кстати, сам актер во время Второй мировой пытался вернуться на флот, но ему отказали из-за возраста.

Другой фронт: главные фильмы Второй мировой войны

«Касабланка» ввела Богарта в мир голливудских полубогов и романтических героев. Невысокий (чтобы соответствовать рослой Бергман ему пришлось носить ботинки на 7-сантиметровой подошве) и субтильный, Богарт тем не менее стал одним из главных экранных образцов настоящего мужчины, типажом, которому подражали многие. Достаточно вспомнить, как герой Бельмондо в «На последнем дыхании», вглядываясь в постер с изображением Боги, имитирует его характерный жест, проводя большим пальцем по своим губам, – и в течение фильма не раз повторяет его, тем самым как бы приобщаясь к богартовской «крутизне».

Боги был из тех, кому не нужно играть бицепсами или утрировать маскулинность, чтобы производить впечатление. Он сутулился, хмурился, цедил себе что-то под нос – но зритель чувствовал его внутреннюю силу. Главным оружием его классических героев был острый ум, а не пудовые кулаки.

Богарт принадлежал к той категории актеров, что изображают скорее некие вариации собственной личности, нежели перевоплощаются до неузнаваемости. «Он был независимым человеком, и это проявлялось в персонажах, которых он играл, – говорила Лорен Бэколл, его последняя и главная любовь. – В нем было что-то чистое и цельное, хотя играть порой приходилось не самых хороших людей. Он был человеком с убеждениями. В отличие от него, мы чем дальше, тем больше теряем свои убеждения».

Жена и соратник

Богарта и Бэколл познакомил режиссер Ховард Хоукс. Он же снял пару в двух фильмах – хемингуэевской экранизации «Иметь и не иметь» (1944) и классическом нуаре «Большой сон» (1946). 19-летняя Бэколл годилась 44-летнему Богарту в дочери, но она оказалась лучшим воплощением идеала сильной женщины, за которым он гонялся всю жизнь.

Рослая, полная достоинства, говорящая чуть ли не басом красавица с таким же, как у него, саркастически-насмешливым отношением к миру поразила Боги. В кадре она умела держаться так, что на ее фоне терялись оказавшиеся рядом мужчины (кроме, разумеется, Богарта). Говард Хоукс, ее первый наставник, считал, что в обычной жизни Бэколл продолжала играть, как в кино.

Хамфри Богарт, его жена Лорен Бэколл и их 3-летний сын Стивеном, на вручении премии "Оскар"

Хамфри Богарт, его жена Лорен Бэколл и их 3-летний сын Стивен на вручении премии "Оскар"

New York Daily News Archive/GettyImages

Если и играла, то так хорошо, что не терпевший в людях фальши Хамфри этого не замечал или делал вид, что не замечает. Бэколл родила Богарту сына и дочь, но их союз напоминал не столько романтическую пару, сколько buddies, приятелей: два сильных характера признали друг друга и решили, что лучше человека им уже не найти, несмотря на то, что оба время от времени заводили интрижки на стороне.

Лорен воспринимала Богарта как учителя. «Мне очень, очень повезло, что я встретила его, не говоря уже о том, что вышла за него замуж. Он был гораздо более целостной личностью, чем большинство людей. У него были такие же стандарты, как у моей матери. Их ценности были во многом схожими. У него был потрясающий характер и большое чувство чести, и он не терпел лжи, даже если его спрашивали, что он думает о фильме, в котором только что снялся», – объясняла Бэколл позже.

О крысах и людях

В конце 1940-х вокруг Богарта и Бэколл образовалась компания друзей-знаменитостей, после одного насмешливого замечания Лорен взявшая название «Крысиная стая». В нее входили певцы Фрэнк Синатра, Дин Мартин, Нэт Кинг Коул и Сэмми Дэвис, актеры Эрол Флинн, Кэри Грант, актрисы Джуди Гарланд, Ава Гарднер и другие.

Хамфри Богарт, Лорен Бэколл и Фрэнк Синатра, 1956

Хамфри Богарт, Лорен Бэколл и Фрэнк Синатра, 1956

Screen Archives/Getty Images

Первоначально они просто весело вместе проводили время, но постепенно «стая» стала чем-то вроде делового и творческого союза, участники которого помогали друг другу. Синатра считался президентом стаи, Богарт – директором по связям с общественностью, а Бэколл – хозяйкой логова, потому что компания имела обычай собираться в их с Богартом особняке.

Участников стаи связывала не только дружба. Вскоре после смерти Богарта Бэколл и Синатра начали встречаться. Это были непростые отношения. Бэколл ощущала вину и в то же время желание начать новый этап в жизни (ей было 32 года). Синатра, возможно, чувствовал, что предает друга и нарушает негласное табу. Будучи младше Богарта почти на четверть века, Синатра смотрел на него почти как на божество.

Отношения продолжались год и оборвались после того, как газетчики написали о предстоящей помолвке, которую на самом деле вроде бы не планировали. Синатра подумал, что это хитрость Бэколл, поссорился с ней и в результате завершил явно тяготившую его историю.

«Оскар» для «Королевы»

Поздний, послевоенный Богарт – это два десятка фильмов, среди которых не так уж много проходных работ, почти неизбежных в карьере человека, до 40 лет бившегося за то, чтобы его имя на афише писалось самым крупным шрифтом.

Хамфри Богарт на съемках "Сокровище Сьерра-Мадре", 1948

Хамфри Богарт на съемках "Сокровище Сьерра-Мадре", 1948

Warner Bros Pictures / Diltz / Bridgeman Images/Vostock Photo

Боги выручал старый приятель Джон Хьюстон, как правило, не делавший халтуры. Вместе они сняли «Сокровища Сьерра Мадре» (1947) – в этом фильме также играл отец режиссера, старик Уолтер Хьюстон; Богарт говорил, что это единственный актер, которому он готов уступить место в сцене, – а затем «Риф Ларго» (1948), «Африканскую королеву» (1951) и «Посрами дьявола» (1953). Как это нередко бывает, больше всего успеха досталось не самому интересному фильму в этом списке, «Королеве», за роль в которой Богарт получил свой первый и последний «Оскар».

Он и сам нахваливал эту роль, хотя явно переигрывал, изображая ворчливого капитана Чарли, на свою голову связавшегося с чинным миссионером Рози (Кэтрин Хепберн).

Рассказы о съемках «Королевы» были увлекательнее самого фильма, так как съемочной группе пришлось испытать все те же африканские злоключения, что показывались на экране, только в десятикратном размере. Все, кроме Богарта и Хьюстона, переболели дизентерией и малярией. Друзей же, по их мнению, уберегло то, что, узнав о полезных свойствах коктейля джин-тоник (в тонике содержится хинин), они не просыхали с утра до вечера. «Когда нас кусали комары, они мгновенно погибали от интоксикации», – усмехался Богарт.

Другим большим хитом стала «Сабрина» (1954) Билли Уайлдера, где Богарт играл с Одри Хепберн, но сам он этот фильм особо не жаловал.

К успехам позднего Богарта стоит отнести также два нуара Николаса Рэя – «Стучись в любую дверь» (1949) и «В укромном месте» (1950), и работы с режиссером Эдвардом Дмитрыком – «Восстание на «Кейне» 1954 года (в честь которого взял себе псевдоним Майкл Кейн) и «Левая рука Бога» (1955).

Слезы на съемочной площадке

В 1948 году свободолюбивый Богарт создал свою кинокомпанию, назвав ее Santana в честь любимой яхты (Боги был яхтсмен не менее заядлый, чем шахматист, и выиграл несколько крупных регат). Но в отличие от яхты, компания не принесла удачи: выпущенные ею фильмы нуар («Токийский Джо» 1949 года, «Сирокко» 1951-го) успеха в прокате не имели, и бизнес пришлось продать.

85 лет Алену Делону – прекрасному снаружи, ужасному внутри

Последней ролью Богарта стал спортивный журналист Эдди Уиллис в боксерской драме «Тем тяжелее падение» (1956) Марка Робсона. Он снимался в ней, уже зная, что болен раком и, видимо, скоро умрет. Но никто на съемочной площадке не догадывался, что актер играет, преодолевая физическую боль, – и только потом все поняли, что за слезы стояли в глазах у Богарта, из-за которых иной раз приходилось переснимать сцены.

В начале 1956 года у Хамфри, который уже несколько месяцев испытывал недомогание, но отказывался идти к врачу, нашли рак пищевода. Операция и химиотерапия не дали большого эффекта. 13 января 1957-го друзья, Синатра, Спенсер Трейси и Кэтрин Хепберн навестили Боги дома, и он попрощался с ними. На следующий день актер умер. Ему было 57 лет.

«Он был сильным человеком, четко знал, во что верил и что для него важно. Им нельзя было помыкать или командовать, и в то же время у него была очень нежная душа», – говорила Бэколл.

Она прожила долгую жизнь, снялась во многих хороших фильмах, но люди помнили ее прежде всего как жену Хамфри Богарта, с которым она провела 12 лет из почти 90 отмеренных ей Создателем. Но Бэколл не возражала. Она знала себе цену, и она действительно была неординарной личностью. Дело было не в ней, а в том, насколько значительной оказалась фигура Богарта – актера, который полжизни не мог заставить киноиндустрию воспринимать себя всерьез. А когда наконец заставил, выяснилось, что он настоящий феномен, действие которого не ослабевает со временем.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".

Метки: актеры