8 декабря 2024
USD 99.42 -3.96 EUR 106.3 -3.48
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Между ними тает лед: современная версия "Морозко" в Новом театре Боякова
Культура театр Эдуард Бояков

Между ними тает лед: современная версия "Морозко" в Новом театре Боякова

Сцена из спектакля

©Пресс-служба Нового театра

В Новом театре Эдуарда Боякова предновогодняя премьера – иммерсивный музыкальный спектакль для детей «Морозко». От одноименной русской сказки в нем осталось не так уж и много, зато Морозко трансформировался в грозного и прекрасного царевича, окруженного скоморохами-рэперами, а вся зимняя история обернулась гимном священной весне. Но главное осталось на месте – смиренная Алёнушка, отвечающая добром на зло и тем его побеждающая.

Что ни говори, но исходная народная сказка заставляет немного поежиться: смущает и отец, по приказу второй жены покорно отвозящий родную дочь на верную смерть в холодный лес, и финальное торжество одной героини на фоне гибели другой, хотя последняя вроде ни в чем не провинилась, кроме того, что родилась у злой женщины.

Большой день маленького человека: иммерсивный спектакль "Детский альбом Чайковского" в Новом театре

Поэтому в своей замечательной киноэкранизации 1964 года Александр Роу предпочел все эти вполне свойственные фольклору жестокости смягчить: в ней везущий дочку в лес зашуганный отец все-таки опоминается и поворачивает обратно (но дочка незаметно спрыгивает в снег, тем самым усиливая свой жертвенный образ), а родная дочь злой хозяйки хоть и показана такой наглой, что ее особо и не жалко, но тем не менее от высшей меры наказания все же избавлена.

«Морозко» Нового театра еще меньше похож на суровый народный сказ. Встречающие маленьких зрителей и их родителей скоморохи бойко вводят гостей в суть дела, излагая все нехитрыми речитативами в манере русского рэпа начала 1990-х.

Затем все знакомятся с главной героиней, Алёнушкой, такой же в целом певучей и смиренной, как у Роу (ее играет София Шендрик), и ее сводными сестрами – а их здесь не одна, а две, и выглядят они весьма современно. У младшей Регины (Елизавета Карякина) тяжелая властная поступь и такой же характер, а старшая Виктория (Анастасия Стругачева) расчетлива и коварна. Обе хотят попасть на бал царевича Морозко, ищущего себе невесту.

Попасть туда мечтает и Алёнушка, которой по этому поводу снятся вещие сны. Кстати, ее мачеха не такая уж и злыдня, а просто беззаветно любящая своих несносных дочерей мама, ради угождения их капризам готовая на сомнительные поступки. Ее муж, отец Алёнушки (его играет Валентин Клементьев), тоже не какой-то сказочный растяпа, а таинственный скиталец, 12 лет назад покинувший дом ради поисков истины. Каково?

Да и Алёнушка здесь не такая уж тихоня: дав мачехе слово не идти на бал, она, не выдержав, вихрем врывается на танцпол, и тут-то начинаются страсти.

Сцена из спектакля "Морозко"
©Пресс-служба Нового театра

Народная сказка прежде всего ярко показывала две стороны такого явления, как человеческая покорность: преступную, именуемую трусостью (отец, по велению новой жены отправляющий родную дочь на верную смерть, – это вам даже не «Му-му»), и благодарную, именуемую смирением (главная героиня спасается именно тем, что терпеливо принимает все испытания, благодаря чему завоевывает симпатию Морозко, тогда как другая героиня жалуется и в результате погибает).

Вглубь России: новая премьера "Лавра" от Эдуарда Боякова и Нового театра

Создатели же нового «Морозко» – автор пьесы Алексей Зензинов, режиссер Гарольд Стрелков, сценограф Дарья Кычина, худрук постановки Бояков и другие – расширяют диапазон смыслов. К беззлобию и бескорыстию Алёнушки они прибавляют еще и ту самую истину, которую искал и нашел-таки ее отец: царевич Морозко (Артём Нечепуренко) отказывается от своей волшебной сверхспособности (власти над стихиями) ради главной и совершенно реальной человеческой сверхспособности – любви. Так в его ледяное царство приходит весна.

«В нашей сказке есть тема вечного холода как символа неумолимого закона и порядка. Есть и тема любви – самоотверженного чувства, тема благодати, приходящей ко всем и открывающей в людях все лучшее, что дано им с рождения. Не случайно герои повторяют слова древнего предания: "Придет весна священная, ей каждый будет рад". Мы придумали свою историю, насыщенную сегодняшними конфликтами, за которыми скрывается вечная борьба самолюбия и скромности, эгоизма и альтруизма, наносного и глубокого», – объясняет Алексей Зензинов.

За всеми этими великими смыслами не надо забывать, что «Морозко» – это прежде всего развлечение, детский дневной спектакль. И дети, судя по их непосредственной реакции, действительно получают массу удовольствия, следуя за рэперами-скоморохами по живописным залам усадьбы Салтыковых – Чертковых на Мясницкой, где теперь живет Новый театр, и наблюдая за похождениями коварных сестер, милой Алёнушки и человекоподнобного пса Черныша (в исполнении Павла Приемышева), слушая не только рэп, но и песни, написанные композитором Тихоном Хренниковым – младшим.

Как и всякое иммерсивное действо в Новом театре, путешествие по залам и коридорам завершается в главном помещении, где со сцены звучит финальная песня. Никто не остается обделенным и тем более замороженным, даже нагловатые сестры получают по жениху и добреют на глазах. К не такой уж и злой мачехе возвращается помудревший муж, а зрителям – и юным, и их родителям – достаются замечательные впечатления и новогоднее настроение.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".