"Природа любви": романтическая сатира о столкновении двух миров
С фильмом «Рецепт любви» в российском прокате сейчас соседствует «Природа любви» – главное, их не перепутать, хотя посмотреть стоит оба. Если «Рецепт любви» рассказывает о кулинарии и высоких отношениях возлюбленных, то «Природа любви» посвящена страсти, классовым различиям и парадоксам романтических чувств. В оригинале картина называется «Simple comme Sylvain» («Простой, как Сильвен»). «The Nature of Love» – международное название фильма, принимавшего участие во втором по важности конкурсе Каннского фестиваля «Особый взгляд».
Срежиссировала картину квебекская постановщица Монья Шокри, чье имя известно тем, кто следит за программами важных мировых фестивалей. Ее полнометражный дебют «Девушка моего брата» получил приз жюри того же «Особого взгляда», а второй проект «Няня» участвовал в «Сандэнсе». Третий фильм Шокри «Природа любви» окончательно закрепляет за ней статус одной из самых интересных молодых постановщиц, за чьими работами непременно стоит следить.
Шокри начинала как актриса: самые известные роли она сыграла в фильмах канадского вундеркинда Ксавье Долана – режиссера, которого 15 лет назад начали боготворить и критики, и синефилы, и фестивали. Сейчас Долан не так активно занимается кино, а вот Монья Шокри рвется вперед. Она унаследовала от своего товарища черты его кинематографического стиля: изысканное нетривиальное построение кадра, яркий саундтрек, эмоциональность персонажей. А еще она позаимствовала у Долана его постоянного оператора Андре Тюрпена, каждый кадр которого можно было бы поставить в рамку.
Как и Долан, Шокри совмещает несколько ролей: в «Природе любви» она и постановщица, и сценаристка, и актриса. И в то же время ее стиль индивидуален. Шокри снимает кино очень ироничное, порой граничащее с гротеском и одновременно горькое и нежное. «Природу любви» называют переосмыслением романтической комедии, но скорее это романтическая сатира или сатирическая мелодрама, причем снятая с женской оптикой.
Магали Лепин Блондо, тоже игравшая у Ксавье Долана, изображает в фильме Софию, преподавательницу философии в университете Монреаля. Правда, до тех пор пока ее не утвердили официально на должность профессора, она читает лекции пенсионерам. В остальном жизнь Софии скучна и стабильна: она живет с гражданским мужем-интеллектуалом Ксавье (Франсис Уильям-Реом), который души в ней не чает, но к которому она относится уже скорее как к другу. Причем нередко раздражающему своей претенциозностью.
И вот однажды героиня встречает Сильвена (Пьер-Ив Кардинал) – красавца, каких она в жизни еще не видела. Сильвен должен заняться ремонтом загородного дома, купленного Софией и ее партнером. Между героями почти мгновенно вспыхивает страсть, которой не смогут помешать никакие условности.
Эротические сцены в «Природе любви» очень чувственные, но, несмотря на это, Монье Шокри удается избежать объективации женского тела, которым почти всегда грешат режиссеры-мужчины. В кадре, в основном, лица, эмоции – и это очень современно. Что такое male gaze (мужской взгляд) в кино, Шокри, разумеется, прекрасно знает и высмеивает его в своем предыдущем фильме «Няня», где камера отображает, как герои-мужчины пожирают взглядом женщин.
Главный конфликт «Природы любви» заключается, конечно, в столкновении двух миров: условно университетского, образованного и более простого. У Сильвена доброе сердце (София твердит это, как мантру), но он постоянно делает речевые ошибки, никогда не слышал о романе «Дама с камелиями» и обожает певца Мишеля Сарду, чьи ультраправые политические взгляды ей отвратительны. Впервые Софию начинает это по-настоящему смущать, когда она знакомится с родственниками возлюбленного: его мать верит в НЛО и теории заговора, а брата даже его жена считает сексистом. София старается концентрироваться на хорошем, но очевидно, что разница в бэкграундах существенна и ее невозможно отмести в сторону.
"Берлинале"-2024: "Звездные войны" во Франции и "Прачечные Магдалины" в Ирландии
Круг интеллектуалов Монья Шокри при этом показывает едва ли не с большей иронией. Брат Софии всем рассказывает о какой-то дурацкой идее арт-объекта и постоянно приводит на семейные и дружеские ужины все новых малахольных девушек. Лучшая подруга все время прилюдно скандалит с мужем. Интеллектуальные разговоры зачастую близки к псевдоинтеллектуальным и нацелены главным образом на то, чтобы похвастаться своим умом. К «простым» людям здесь относятся высокомерно, по-снобски. И все же этот мир героине ближе: вся ее жизнь прошла в нем.
На своих лекциях в университете София рассказывает о том, как разные философы трактовали концепцию любви, и взгляды героини на романтические отношения меняются в течение фильма в соотвествии с развитием философской мысли. Платон считал, что мы стремимся к тому, чего не имеем. Шопенгауэр говорил об определяющей роли желания в отношениях. Спиноза различал желание и любовь: одно не обязательно связано с другим, и объект вожделения даже можно презирать. По мнению Владимира Янкелевича, любовь обрушивается на нас, как болезнь, у нее нет причин.
В финале София цитирует современную писательницу и активистку белл хукс (псевдоним Глории Джинн Уоткинс пишется именно строчными буквами). Она полагала, что любовь – это решение, а не чувство: мы осознанно выбираем определенного человека. К этому в итоге София и приходит.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".