"Тихое место 2": фильм о любви, который маскируется под хоррор
В прокат вышел сиквел суперуспешного хоррора «Тихое место» актера и режиссера Джона Красински, в котором главные роли сыграли сам постановщик и его жена Эмили Блант. Поскольку некоторые приходят на вторую часть, не посмотрев первую, напомним, о чем в ней шла речь (со спойлерами, которых не избежать, чтобы рассказать о продолжении картины).
Герои «Тихого места» обитают в постапокалиптическом мире, захваченном некими тварями, у которых нет зрения, зато обострен слух. Оставшиеся в живых после нашествия монстров люди вынуждены пытаться соблюдать почти полную тишину: малейший громкий звук – и откуда ни возьмись мгновенно появляются кровожадные, острозубые создания, похожие одновременно на Чужих, Демогоргонов из «Очень странных дел» и пауков.
Семейство Эбботт обитает с тремя детьми на уединенной ферме, они вообще не уверены, что кто-то пережил конец света. Они разговаривают на жестовом языке (их дочь – глухая, поэтому для них это не в новинку), ходят босиком и пытаются понять, что представляют собой их враги. Однажды в результате нелепой случайности их младшего сына убивает большеухое чудовище – это происходит в самом начале картины, так мы и обнаруживаем, в каком мире живут персонажи. Больше всего винит себя в произошедшем дочь Эбботтов Риган в исполнении глухой актрисы Милли Симондс.
Переместившись в недалекое будущее, мы узнаем, что мать семейства по имени Эвелин (героиня Эмили Блант) снова беременна, и ей каким-то образом придется родить, не привлекая к себе внимания чудищ. Впрочем, это не единственная проблема. В финале «Тихого места» персонаж Джона Красински жертвует собой, чтобы спасти своих детей от гибели.
Таким образом режиссер фильма, помимо всего прочего, освободил себя от обязанностей актера в своей собственной картине. Но в прологе «Тихого места 2» Красински все же появится: во флешбэке авторы демонстрируют, как именно апокалипсис начался. Основное действие сиквела начинается хронологически сразу после финала первой части. Все сделано по-хорошему скрупулезно: например, если в предыдущей картине героиня наступила на гвоздь, в новой она ходит с забинтованной ногой и хромает.
Итак, четверо выживших – мать, подросткового возраста дочь и сын и новорожденный ребенок – вынуждены покинуть свой дом и отправиться в большой мир. Оказывается, совсем неподалеку от них все это время жил приятель из прошлой жизни Эмметт (заросший бородой Киллиан Мерфи), чья жена недавно умерла от болезни, а дети погибли еще в первый день нашествия чудовищ. Эмметт погружен в свое горе и разочарован в людях: он знает, что произошло со многими из тех, кому удалось уберечься (разумеется, они озверели). Поэтому мольбы Эвелин разрешить им остаться поначалу его не трогают. Но потом в нем все же возрождается сострадание: Эммет даже отправится на поиски Риган, покинувшей убежище в надежде найти безопасный приют и других людей.
"Армия мертвецов": как зомби-хоррор Зака Снайдера оказался личной драмой
«Тихое место» поражало своим концептом. Во-первых, в фильме по-настоящему необычный сюжет – такого мы еще не видели. Во-вторых, это жанровое кино, сделанное по правилам радикального арт-кинематографа (первое «Тихое место» было почти немой картиной, да еще и снятой в небольшом количестве локаций). «Тихое место 2», по идее, должно проигрывать: особенности мира главных героев уже известны, произнесенных вслух диалогов гораздо больше, чем раньше, а выход из преимущественно замкнутого пространства вроде бы делает фильм более привычным. Но на самом деле сиквел если оригиналу и уступает, то совсем немного.
Красински по-прежнему филигранно чередует саспенс с экшеном, по-прежнему умело пугает, заставляя то и дело вздрагивать и вскрикивать. Все еще потрясающе работает со звуком: так, периодически мы словно оказываемся на месте глухой Риган – Красински то и дело внезапно погружает зрителей в тишину, как, например, и авторы недавнего фильма «Звук металла», претендовавшего на «Оскары». Ну а главное, он продолжает рассказывать очень внятную, цепляющую семейную историю. Несмотря на гораздо большую, чем в первой части, масштабность происходящего, главным в «Тихом месте 2» остаются события не внешние, а происходящие в человеческой душе.
Риган, у которой с отцом было недопонимание, несмотря на огромную любовь между ними – как водится, они просто до последнего не могли нормально поговорить, – берет на себя функции погибшего родителя. Как и отец, она готова на любые подвиги, если они помогут семье обрести шанс хотя бы на какое-то будущее. К слову, одаренная Милли Симмондс и ее героиня прекрасно иллюстрирует важность принципа инклюзивности в кино. Риган – уникальная героиня, за которой с удовольствием наблюдаешь, и в то же время она делает видимой целую группу людей, очень мало в кино представленную.
"Друзья: Воссоединение": спецвыпуск легендарного сериала, который разобьет вам сердце
Но вернемся к динамике персонажей. Вероятно, самая значительная и оттого важная трансформация происходит с братом храброй Риган Маркусом (Ноа Джуп), который постоянно очень, очень боится. Конечно, во многом «Тихое место 2» – история о взрослении, то есть об осознании того, что «взрослые – это теперь мы», поэтому испытывать парализующий страх уже просто нет права. По драматургическим законам само собой разумеется, что любой персонаж должен пройти некий внутренний путь, но ценно, что в «Тихом месте 2» это сделано по-настоящему тонко и в то же время ошеломляюще. Финал картины – неожиданный, резкий, обрывающийся на полуслове – производит почти катарсический эффект.
После почти полутора лет пандемии «Тихое место 2», которое перенесли в прокате, как и большинство ожидаемых студийных релизов, смотрится, очевидно, не так, как могло бы до этого. В мире первого и второго фильмов любая, даже самая мелкая бытовая ошибка, может стать роковой и привести к гибели не только своей, но и родственников. Не идеальная ли это метафора для эпохи COVID-19, когда банальный поход в магазин может оказаться фатальной ошибкой? Кстати, именно в заброшенном магазине, где Риган разрешает взять младшему брату с собой слишком шумный игрушечный самолетик, и начинается действие первой серии. Конечно, несмотря на жанровую оболочку хоррора, это картины в первую очередь о большой любви – между мужем и женой, братом и сестрой, родителями и детьми – и о большой ответственности, которая с ней приходит. О разъедающем чувстве вины за то, что сделал что-то не так и этого не исправить. И о том, что в действительности никто ни в чем не виноват.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".