19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Укрощение сатирой: Андрей Кончаловский и его Шекспир в Театре Моссовета
Культура театр

Укрощение сатирой: Андрей Кончаловский и его Шекспир в Театре Моссовета

Режиссер Андрей Кончаловский представил в Театре Моссовета свою версию шекспировской комедии «Укрощение строптивой». Она получилась ироничной, грубоватой, яркой, шумной и полной тонких намеков, скрытых за внешней суматохой.

Сцена из спекталкя «Укрощение строптивой»

Сцена из спектакля "Укрощение строптивой"

©Елена Лапина

Спектакль этот напоминает домик, построенный из деталей от разных конструкторов. Кончаловский взял шекспировский текст XVI века, поместил его в обстановку 1920-х годов – время, когда держать женщин взаперти было еще вполне обычным делом, – и заставил актеров вести себя как современные люди, то есть без церемоний. А все это вместе завернул в жанр комедии дель арте, площадного театра.

Спектакль – русская версия «Укрощения», поставленного Кончаловским в Неаполе с труппой Teatro Stabile de Napoli в 2013 году. Семь лет назад эту постановку с итальянскими актерами привозили в Москву. Теперь актеры российские – Юлия Высоцкая в роли Катарины, Алексей Розин в роли Петручио, Александр Филиппенко в роли Баптисты и другие. Меняя актеров, Кончаловский сохраняет типажи: Петруччо у него больше похож на директора рынка, чем на ловкого мачо. Гортензио – муссолиниевский офицер в соответствующей форме.

Сцена из спекталкя «Укрощение строптивой»

Сцена из спектакля "Укрощение строптивой"

Елена Лапина

Эту не самую короткую пьесу при постановке нередко сокращают, здесь же она сыграна почти полностью, хотя и без пролога. Линия Бьянки–Люченцио у Кончаловского – не фон для истории Катарины–Петручио, а равноценный сюжет, и даже, может быть, оттесняющий «укрощение» в сторону.

Немного фантастическую атмосферу создают видеопроекции на заднике: гибрид городских ландшафтов Де Кирико и мультипликации «Монти Пайтон».

Сатира и буффонада на сцене вытесняют нежную романтику. Психологические подробности не принимаются в расчет. Здесь все делают размашисто и громко, и часто действительно получается настоящий уличный театр. Если Катарина шумит, то так, что мало не покажется. Если Бьянка с Люченцио милуются во время уроков, то это уже практически Камасутра, а не робкие поцелуи украдкой. Режиссер подыгрывает расхожим представлениям об итальянском темпераменте: никаких полутонов, все страстно, стремительно и буйно, смешение балагана и небес, как говорит сам Кончаловский. Правда, балагана на первый взгляд значительно больше, чем небес.

Сцена из спекталкя «Укрощение строптивой»

Сцена из спектакля "Укрощение строптивой"

Елена Лапина

Движения актеров здесь играют не меньшую роль, чем их реплики, и в этом заслуга хореографа Рамуне Ходоркайте. Отдельно стоит отметить и великолепные костюмы, созданные театральной художницей Тамарой Эшбой.

Кончаловский играет со зрителем, не давая ему однозначных ответов: героини то жертвы патриархата, то эмансипированные дамы. Вроде бы на сцене ХХ век, но полицейские ходят в средневековых латах. Вроде бы герои изъясняются старомодно, но в их речи проскальзывают и современные слова. Весь спектакль как постоянно трансформирующаяся картина, ускользающая от однозначных оценок.

Если у Шекспира социальная проблематика пьесы – это браки по расчету и борьба за доминирование в семье, то современный зритель не может смотреть на происходящее, не вспоминая о повестке последних лет: гендерное равноправие, сексизм, феминизм. Но Кончаловский не предлагает никаких «прогрессивных» оборотов и реверансов в сторону политкорректности и новой этики. Мужчина в устах героев пьесы по-прежнему властелин, женщина может использовать покорность как инструмент, а главное в семье – добиться взаимопонимания и стать одной командой, пусть и диковато выглядящей со стороны. Всё по Шекспиру.

Это первая часть задуманной Кончаловским шекспировской трилогии спектаклей. Они покажут мир великого классика в его многомерности: комедию, трагедию и фантазию. За «Строптивой» должны последовать «Макбет» и «Буря». Выбор комедии Кончаловский объясняет так: «Чувства юмора у меня нет, и я хотел узнать, смогу ли я заставить смеяться других». Судя по реакции зала, цель достигнута.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Метки: театр