"Все страхи Бо": этот безумный, безумный мир Ари Астера
Гротескный, абсурдный, сюрреалистический, фрейдистский – можно подобрать много определений для характеристики нового фильма звезды современного американского хоррора Ари Астера. «Все страхи Бо» – его третья картина, и доверие постоянной студии режиссера A24 к нему столь велико, что ему выдали фактически карт-бланш. В итоге получилась циклопических масштабов трехчасовая изобретательнейшая работа, жанр которой определить непросто. Сам Ари Астер шуточно ее назвал «еврейским "Властелином колец"».
Так или иначе, «Все страхи Бо», хоть и рассказывает об ужасах, наводняющих голову главного героя, по настроению далек от визитных карточек режиссера постхорроров «Реинкарнация» и «Солнцестояние». Классической комедией, впрочем, язык тоже не повернется назвать этот фильм: несмотря на отдельные гэги и вдруг появившуюся у Астера иронию, пугающее второе дно никуда не исчезает. Несмотря на это, можно не бояться «Всех страхов Бо». В том числе не стоит переживать из-за хронометража: Ари Астер напичкал свою картину таким количеством твистов, какое не снилось и любителю неожиданных сюжетных поворотов М. Найту Шьямалану.
В центре повествования – мужчина средних лет по имени Бо Вассерман в филигранном исполнении Хоакина Феникса. У него никогда не было отношений с женщинами, поскольку его отец умер прямо во время зачатия будущего сына. Бо подозревает, что ему передалась такая особенность по наследству, а жить он хочет, несмотря на то, что его существование не назовешь сказочным: он весь как оголенный нерв. Предстоящая встреча со строгой, но любящей матерью (Патти ЛюПон) не вызывает у него энтузиазма, но выбора у Бо нет: мама не простит.
Как назло, все идет не по плану. У Бо воруют чемодан и ключи прямо у входа в его квартиру, и он опаздывает на самолет. Это только самое начало его одиссеи, настолько дикой и непредсказуемой, что пересказывать ее подробно значит лишить зрителей части удовольствия. Среди прочего, его ждет встреча с подозрительно заботливой семейной парой, ветераном войны с ПТСР, труппой бродячих артистов и с теми, кто сыграл важную роль в его формировании. Не всегда это были люди!
«Все страхи Бо» – это, собственно, энциклопедия страхов современного человека и, в первую очередь, современного мужчины. Все события и все тревоги в картине выкручены до предела. Ари Астер словно экранизирует полушуточный закон Мёрфи, гласящий: если что-нибудь может пойти не так, оно пойдет не так. Например, Бо живет в неблагополучном районе, где абсолютно от каждого человека исходит опасность, а по дому бегает ядовитый паук.
Всякий выход из квартиры для персонажа подобен подвигу, ведь по улицам разгуливает маньяк-эксгибиционист с ножом, а банды мародеров так и норовят проникнуть в жилища редких благополучных горожан. Даже дома невозможно почувствовать себя спокойно: сосед оставляет под дверью записки о том, чтобы Бо прекратил шуметь по ночам, хотя он не издает ни звука и пытается спать.
Первая часть картины, которую условно можно разделить на четыре акта (не зря в середине повествования зрителей ждет спектакль), сбивает с ног своим бешеным ритмом и драйвом. И, хотя над сгущенностью красок похихикиваешь, невозможно отрицать, что порой любой большой город субъективно может казаться настолько же опасным местом. При этом совмещение пугающего и комического почти в каждом моменте повествования на протяжении всего фильма позволяет испытать если не катарсис, то некоторое облегчение. Ари Астер добивается терапевтического эффекта, хотя бы на время избавляя зрителей от тревог. Едва ли ваш психотерапевт в реальности будет рассказывать вашей маме все, что вы ему о ней сообщили, ведь правда?
В этом смысле новая работа Астера тоже радикально отличается от его «Реинкарнации» и «Солнцестояния», которые если и давали почувствовать облегчение, то очень, очень специфического характера. При всем при том три картины режиссера объединяет семейная тема. В случае Ари Астера речь, конечно, не идет о прославлении семейных ценностей в духе «Диснея» и приятного гуманистического кино. Нет, в картинах этого постановщика семья – главный источник боли, страданий, травм и всепоглощающего ужаса.
В «Реинкарнации» речь идет о смерти ребенка, которая рушит жизнь остальных членов семьи, а также о наследственных ментальных проблемах, преследующих героев. В «Солнцестоянии» Астер продолжает развивать эти темы: к непоправимым последствиям приводит гибель родителей и сестры главной героини. К этому добавляются ее отношения с токсичным бойфрендом.
Альтернативой классической семье в обеих картинах выступают секты или культы, несущие заботу своим преданным членам и смерть чужакам. Забавно, что во «Всех страхах Бо» Ари Астер находит гуманную альтернативу таким сообществам – это, собственно, театральная труппа. Правда, она кажется абсолютно сказочной: прекрасная девушка-актриса, встреченная в лесу, словно вот-вот заговорит с животными, как Белоснежка.
Для Бо семья – это его мать: властная, манипулятивная, полностью подчинившая себе жизнь сына. Хотя Бо удалось отдалиться от нее географически, психологически он полностью от нее зависит. За всеми сюжетными перипетиями, метафорами и яркой образностью в фильме Ари Астера прячется, кажется, одна центральная идея: если не сепарироваться вовремя от матери, ничего хорошего от своей жизни ждать не стоит.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".