Четверть века эффективной работы
Крупнейший специализированный угольный терминал европейской части России отмечает 25-летний юбилей
Акционерное общество «Ростерминалуголь» было создано в 1996 году, чтобы в буквальном смысле «прорубить окно в Европу» для российских производителей угля – обеспечить им собственный независимый выход на мировые рынки. В результате в новом порту Усть-Луга был построен угольный терминал проектной мощностью 8 млн тонн в год.
За 25 лет работы АО «Ростерминалуголь» приумножило свои позиции – сегодня на долю терминала приходится 14% экспорта угля из России, а процесс его перевалки отличается высокой технологичностью. Это стало возможным благодаря регулярной модернизации перегрузочного комплекса, автоматизации производственных и логистических процессов, налаживанию эффективного сотрудничества с партнерами, внедрению наилучших доступных технологий (НДТ) в области экологической безопасности, а также реализации социальных программ для сотрудников.
В 2020 году грузооборот АО «Ростерминалуголь» составил 26,5 млн тонн, что на 8,2% больше, чем годом ранее. Этот рекордный показатель за всю историю предприятия был зафиксирован на фоне падения экспорта угля на 3% в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры, связанной с ограничениями из-за пандемии.
В 2020 году средняя суточная выгрузка составила 1200 вагонов в сутки, максимальная – 1476 вагонов. При этом на обработку одной единицы подвижного состава приходится чуть больше 1 мин. На разгрузку четырех вагонов при помощи тандемных вагоноопрокидывателей требуется 2,5 мин., столько же – для перемещения порожних полувагонов на пути для дальнейшей отправки на станцию при помощи специальных устройств – трансбордеров.
«Совместные усилия портовиков и железнодорожников позволили оптимизировать маршруты и максимально ускорить доставку угля из Западной Сибири на Балтику. Это выгодно всем участникам рынка и позитивно сказывается на развитии экспортных маршрутов российских угольных компаний», – отмечает Артур Седов, управляющий директор АО «Ростерминалуголь».
Значимый вклад в рост грузооборота терминала внесла работа Октябрьской железной дороги и железнодорожной станции Лужская. Так, применяемые с 2017 года на Октябрьской железной дороге логистические решения и сортировка угля по маркам и угольным программам позволили терминалу работать в круглосуточном режиме на полную мощность без остановок и простоев.
«Сегодня на терминале работает система исключения формирования отправительских маршрутов», – рассказала Ирина Ольховская, директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» (единоличного исполнительного органа АО «Ростерминалуголь»), на одной из конференций по модернизации портов и терминалов, которая прошла в Москве в марте 2021 года. В настоящее время формирование порожних маршрутов производится на станции Лужская-Сортировочная, данный функционал в рамках договора передан ОАО «РЖД» и позволяет увеличить скорость отправки порожнего поездного состава, исключая дополнительную переработку в пути следования.
На сегодняшний день реализован процесс интеграции информационно-логистических систем порта и ОАО «РЖД». В электронный формат переведен весь документооборот, что делает взаимодействие участников перевозочного процесса более эффективным и способствует сокращению времени транспортных операций.
В октябре 2020 года в рамках инициативы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) АО «Ростерминалуголь» завершило переход на электронный документооборот с Республикой Казахстан. Это позволило создать бесшовный транспортный коридор на экспортном направлении поставок угля из Казахстана в Россию и возврата порожнего подвижного состава.
Однако очевидна необходимость продолжения работы над оптимизацией и увеличением технологичности всей цепочки перевозочного процесса. По мнению Ирины Ольховской, потенциал для взаимодействия с перевозчиком есть по нескольким направлениям: это и использование инновационных вагонов, которое дает увеличение грузооборота при том же количестве вагонов, и увеличение бездосмотровых плеч по гарантиям производителей вагонов, позволяющее сократить время доставки и снизить сортировочные операции в пути, и полноценное использование автоматизированной системы досмотра вагонов ОАО «РЖД».
Наконец, невозможно рассматривать развитие АО «Ростерминалуголь» отдельно от морского порта Усть-Луга – одного из крупнейших проектов России последних десятилетий. В 2020 году на причалах терминала было обработано 383 балкера, из которых на долю судов класса Panamax и Post-Panamax пришлось 80%. Средняя судовая партия составила 69,2 тыс. тонн.
Социальная стратегия
АО «Ростерминалуголь» – градообразующее предприятие, которое на протяжении многих лет является одним из крупнейших работодателей и налогоплательщиков региона. Только в 2020 году терминал перечислил налоги в бюджеты разных уровней на сумму свыше 2,7 млрд рублей.
В компании работает более 600 высококвалифицированных сотрудников. Благодаря высокой эффективности предприятия средняя заработная плата в компании на 14% выше среднего уровня по Ленинградской области. Соответственно, объем отчислений стивидорной компании по налогу НДФЛ в расчете на одного работающего – один из самых высоких в регионе.
В рамках социальной стратегии АО «Ростерминалуголь» оказывает материальную поддержку работникам и членам их семей. Предприятие помогает сотрудникам в приобретении жилья путем погашения процентов по ипотеке, частично компенсирует стоимость питания работникам, оказывает материальную поддержку многодетным семьям, оплачивает санаторно-курортное лечение и организует спортивные и культурно-массовые мероприятия. В 2020 году на эти цели было направлено свыше 37,4 млн рублей.
Экологические инициативы
Много внимания АО «Ростерминалуголь» уделяет заботе об экологии: только в 2020 году в природоохранные мероприятия было инвестировано более 41,5 млн руб. В компании выработан долгосрочный план природоохранных и экологических мероприятий, который постоянно обновляется и актуализируется в соответствии с международными экологическими стандартами.
В сфере экологии предприятие активно внедряет наилучшие доступные технологии (НДТ). Одна из них заключается в реализации проекта закрытой перевалки угля. Во время обработки подвижного состава, которая производится в закрытом комплексе станции разгрузки вагонов, применяется система «сухого тумана»: уголь, разгружаемый из вагонов с помощью вагоноопрокидывателей, накрывается водным куполом из мелкодисперсных частиц, которые осаждают пыль. Одновременно с этим воздух из помещения откачивается насосами и проходит через фильтры системы аспирации. Для создания защитной «корки» на поверхности угля на открытых складах в летнее время работает система водного орошения, а в зимний период – снегогенераторы. В 2021 году количество снегогенераторов на терминале увеличат до 15 единиц, а по периметру склада с углем планируется возведение ветро-пылезащитного экрана, который позволит минимизировать воздействие на окружающую среду.
Достигнутые на сегодняшний день уровни технологической оснащенности терминала и экологической безопасности уже обеспечили АО «Ростерминалуголь» конкурентные преимущества перед другими угольными терминалами России, и дальше эта линия развития будет продолжена. В ближайших планах компании – укрепление своих позиций на рынке и внедрение новых эффективных технологий, направленных на увеличение скорости обработки грузов.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".