Реклама АО "Ростерминалуголь". erid: LjN8KHSQs
24 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Синергия на стыке отраслей
промышленность Ростерминалуголь Ростерминалуголь

Синергия на стыке отраслей

Несмотря на мировой кризис, АО «Ростерминалуголь» сохраняет высокие темпы отгрузки угля

2020 год стал настоящим испытанием для российской угольной отрасли. К падению объемов экспорта, вызванному заявлениями европейских стран о радикальном сокращении доли угля в энергобалансах, добавились обвал цен на нефть, газ и пандемия коронавируса. Ожидаемыми стали итоги российского экспорта – за шесть месяцев погрузка РЖД на северо-запад упала на 6,5% ниже плана. Ожидаемый минус показывают и стивидоры северо-запада. Все, кроме одного. Он же крупнейший – АО «Ростерминалуголь». Разберем секреты этого парадокса.

©Пресс-служба АО «Ростерминалуголь»

«Ростерминалуголь» – самый первый терминал морского порта Усть-Луга, запущенный почти 25 лет назад. И так же, как порт Усть-Луга, сумевший за четверть века стать основным морским хабом Северо-Запада России и развернуть на себя экспортные потоки сырья на Балтике, угольный стивидор вышел на первые места по объемам, скорости и эффективности. Сегодня АО «Ростерминалуголь» отгружает более 25 млн тонн угля в год, оставаясь одинаково эффективным в период угольного «бума» и в кризис. За 1-е полугодие 2020 года грузооборот компании вырос на 10% к прошлому году.

Как поясняют на самом терминале, успех стал возможен благодаря сочетанию нескольких факторов, объединенных в одну систему и работающих на стратегию общего результата – обеспечение ведущих позиций России на международных рынках. Во-первых, это операционная эффективность самого терминала, во-вторых, многолетняя кропотливая модернизация всех звеньев транспортно-логистической цепочки, начиная с отправки продукции от грузоотправителя и до погрузки на судно. В-третьих, это надежные отношения с партнерами из смежных отраслей, которые выражаются в полном взаимопонимании, быстрых и эффективных решениях, общих стандартах и процессах.

«Ростерминалуголь» построен на намывных территориях, спроектированных с учетом больших нагрузок тяжелого специализированного оборудования и объемов угля на далекую перспективу. Учитывая ограниченность площадки, к устройству и компактности размещения всех узлов подходили «с микроскопом» – эффективно должен был работать каждый квадратный метр. Во главу угла были поставлены технологии и автоматизация.

Решения, возникшие из этого сочетания, уникальны для российских портов. Первый узел, который задает скорость работы всего терминала и среди прочих определяет пропускную способность порта, – разгрузка вагонов с углем. На «Ростерминалугле» это два вагоноопрокидывателя, инфракрасные размораживатели для смерзшегося угля, трансбордер. Всего за 2,5 минуты тандемные вагоноопрокидыватели разгружают 4 вагона, это свыше 275 тонн угля. И за те же 2,5 минуты на трансбордерах порожние полувагоны автоматически, в соответствии с четким циклом, переставляются на пути для отправки на станцию. К слову, трансбордеры работают на площади немногим больше четверти гектара. Для сравнения: инфраструктура с аналогичными функциями в большинстве морских портов занимает гораздо большую площадь.

Все следующие процессы также автоматизированы и почти незаметны для человеческого глаза. Снаружи видна работа стакеров и реклаймеров на угольном складе и водяная завеса, которую создают 48 водяных пушек. Перегрузка угля, удаление металлического мусора с помощью мощных магнитов, очистка воздуха и подавление угольной пыли производятся в закрытых помещениях. О колоссальной работе, которая ведется для обеспечения экологической защиты на терминале, свидетельствует показатель общей мощности систем очистки воздуха на терминале – 740 тыс. кубометров в час.

Погрузка судов в АО «Ростерминалуголь» также максимально оптимизирована с помощью современных технологий. Система конвейеров доставляет уголь к двум судопогрузочным машинам, которые загружают его непосредственно в трюмы. Скорость погрузки достигает 3500 тонн в час, за сутки – до 50 000 тонн.

Стивидорный терминал – последнее звено в цепочке от грузоотправителя до морского транспорта. Четкая и быстрая обработка угля невозможна без второй важной составляющей – работы железной дороги. Автоматизация и технологии железнодорожной перевозки угля имеют такое же первостепенное значение для всего процесса, как и в порту. Результат – обработка по четкому расписанию, «как в пассажирских поездах», составов, в том числе тяжеловесных (длиной 85 вагонов и общим весом более 8 тыс. тонн), – их подача, разгрузка и возврат на станцию.

©Пресс-служба АО «Ростерминалуголь»

При выгрузке до 1200 вагонов в сутки на обработку одной единицы подвижного состава стивидорное предприятие затрачивает немногим более 1 минуты. Рассчитывать на такие скорости без цифровизации процессов невозможно. Это подразумевает полное исключение бумажной работы и переход на электронный документооборот между компаниями. И это также синергия взаимодействия процессов на уровне нескольких отраслей, которая была достигнута путем включения наработок портовиков в Дорожную информационно-логистическую систему РЖД (ДИЛС). Благодаря этому пользователи, подключенные к системе, в режиме реального времени контролируют движение каждого вагона с углем от момента его погрузки на шахте до обработки на тандемном вагоноопрокидывателе в АО «Ростерминалуголь». Информация о движении угольного груза в адрес терминала автоматически анализируется, когда составы с углем еще в пути.

В результате транспортная цепочка четко выстраивается «под клиента»: составы формируются из полувагонов с заказанными марками угля, без промедления подаются со станции под погрузку. На терминале весь груз идет быстро, при необходимости – «по прямому варианту», из вагона в трюм, минуя стадию накопления на складе. На причале минута в минуту именно для этого груза подано судно к приему всей партии. Со скоростью, заданной вагоноопрокидывателями, конвейерами и судопогрузочными машинами. И так – в режиме 24/7/365.

«АО «Ростерминалуголь» – прекрасный пример для учебников по взаимодействию бизнесов и технологических процессов разных отраслей, – отмечает начальник станции Лужская Михаил Шевченко. – На деле мы не просто партнеры, мы практически единое целое в цифровом плане. Симбиоз удался благодаря открытости руководства стивидорного предприятия. Работа со стивидором с самого становления ведется системно и прозрачно, на 100-процентном доверии».

Совместный проект портовиков и железнодорожников был признан ОАО «РЖД» наиболее эффективным среди аналогичных проектов в Санкт-Петербург – Витебском регионе Октябрьской железной дороги. Благодаря успешному сотрудничеству на стыке отраслей стала возможной модернизация технологий работы станции и терминала, в результате которой максимальная суточная выгрузка АО «Ростерминалуголь» в 700 вагонов, запланированная по первоначальному проекту пропускной способности в 12,5 млн т, выросла сегодня в 1,5 раза, до 1200 вагонов.

Работа на стыке отраслей не останавливается ни на минуту. Станция Лужская и весь Усть-Лужский железнодорожный узел сегодня являются настоящим полигоном для внедрения новых технологий и постоянной строительной площадкой. По словам Михаила Шевченко, в ближайших планах станции Лужская – ускорение обработки поступающих составов. До конца года планируется ввод в эксплуатацию дополнительных объездных путей, позволяющих пустить часть составов напрямую на терминалы, не останавливая технологический процесс на сортировочной станции. В планах – организация интенсивной обработки грузов, их доставка и вывоз в обход перегруженного узла Петербурга. А это может означать только одно – портовиков и железнодорожников ждут новые рекорды.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".