27 апреля 2024
USD 92.01 -0.12 EUR 98.72 +0.01
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Бизнес с «нуля» в новой реальности: какие риски стоит учесть
бизнес Россия стартап Экономика

Бизнес с «нуля» в новой реальности: какие риски стоит учесть

Количество безработных в мае достигло максимальных значений с 2012 года – 4,5 млн человек, по данным Росстата. С начала коронакризиса работы лишились более 1 млн россиян. И наверняка они хотя бы раз задумывались – а каковы шансы начать собственный бизнес?

©Shutterstock / Fotodom

Любые перемены – это период не только проблем, но и возможностей, напоминает приглашенный лектор в бизнес-школе «Сколково» и РАНХиГС, основатель и бывший владелец компании «Мосигра» Дмитрий Кибкало. «Если есть ресурс, стартовать в кризис выгоднее: у новых бизнесов появляется преимущество по сравнению с уже существующими игроками, – говорит он. – Большим компаниям надо переосмыслить большие тяжелые бизнес-процессы, перестроить бизнес, это не быстро. Значительно легче строить бизнес сразу под новую, изменившуюся реальность».

Кризис освобождает рынок от конкурентов, появляются новые рынки. Можно заполучить классного специалиста за довольно умеренные деньги. Простаивают производственные помещения и оборудование.

«Считаю, что сейчас достаточно возможностей для того, чтобы начать новый бизнес, – согласен сооснователь компании EcoBox Владимир Садков. – Сегодня большое количество сфер, в которых есть возможность роста для новых компаний. На своем личном опыте могу сказать, что бизнес-комьюнити в России стал более открытым. Есть эксперты, бизнесмены и предприниматели, готовые выступать менторами, помогать, направлять команду и давать советы».

Помнить о рисках

Стартапу стоит учитывать ряд рисков, потому что любой стартап – это уже априори риск. Но коронакризис создает дополнительные риски. Главный – падение покупательной способности.

Коронавирус ускорил развитие электронной коммерции

«Объем рынка уменьшился, особенно в среднем сегменте, среди товаров и услуг не первой необходимости, – отмечает Дмитрий Кибкало. – Значит, потолок у бизнеса стал ниже. В кризис идет перенастройка рыночных механизмов, парадигм потребления. Но хорошая новость в том, что потребности у людей остаются неизменными: мы так же, как и до кризиса, хотим есть, спать, развлекаться, перемещаться, быть здоровыми и т. д. Меняется фокус и иногда способ удовлетворения этих потребностей».

Очень много зависит от коммуникационных навыков человека, от умения донести идею. Так как многие компании до сих пор находятся на «удаленке», нужно быть готовым общаться и договариваться в онлайне. «Молодые стартаперы, не имея стартового капитала, часто привлекают инвесторов, – рассуждает Владимир Садков. – И чтобы привлечь первые инвестиции, необходимо показать фонду или инвестору, что у вас есть жизнеспособная идея и команда. Желательно, конечно, сделать первые продажи и привлечь первых клиентов. Тогда шанс получить инвестиции возрастает в несколько раз. Также клиенты сейчас относятся к новым компаниям на рынке с большой осторожностью. Нужно убедить клиентов в качестве вашего продукта или необходимости услуги».

Бизнес-парадоксы

Несмотря на пессимистичные прогнозы, в истории есть множество примеров успеха на фоне кризиса. Вопреки ожиданиям бизнес выстреливает. «Классический кейс начала XX века – когда во времена Великой депрессии в Америке продажи красной губной помады только возросли, – рассказывает международный консультант по оценке и развитию лидерства, разработке стратегий и инноваций, руководитель направления «Изменения и инновации» Business Speech Павел Меринов. – Возросли кратно, и это стало настоящим парадоксом, хотя, казалось бы, это не товар первой необходимости, а товар, которым можно пренебречь».

Как эпоха мощных онлайн-платформ изменит бизнес в мире

Но всегда есть нюансы. Поэтому стоит ориентироваться на то, что по-настоящему может принести ценность людям в условиях, когда их возможности оказались ограничены. «В частности, большую ценность могут приносить компании и предприниматели, уделяющие большое внимание качественному, внимательному и продуманному клиентскому сервису, или, в более широком смысле слова, клиентскому опыту, – говорит эксперт. – Это бизнесы, допускающие гибкость в условиях покупки, доставки, в заключении контрактов и так далее. А также компании, готовые быстро перестраивать операционную модель, изменять не только ценообразование, но и сами продукты, если того требуют меняющиеся условия рынка. Проще говоря, бизнес с нуля – это не что-то категорически невозможное. Но риски, связанные с повышенной неопределенностью рынка, с повышенной требовательностью заказчика и с необходимостью быстро перестраиваться, когда это нужно, обязательно нужно учитывать, потому что иначе эта затея может быть очень-очень сложной или даже невыполнимой».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».