28 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Чужим не наливать: снизит ли цены на АЗС отказ от экспорта бензина
бензин цены Экономика

Чужим не наливать: снизит ли цены на АЗС отказ от экспорта бензина

Правительство пока не стало вводить запрет на экспорт автомобильного топлива из России для стабилизации биржевых цен. Это главный итог продолжительных переговоров с нефтяными компаниями. Пауза взята в надежде, что рынок в ближайшие недели сам собой сбалансируется. Расчет строится на том, что до конца августа должны завершиться плановые ремонты нескольких крупных НПЗ. Соответственно, предложение на внутреннем топливном рынке существенно увеличится. Логично ожидать, что это приведет к снижению оптовых цен, розничные же как минимум остановят рост.

©Shutterstock/FOTODOM

Предложение прекратить отгрузку ГСМ за границу исходит от Минэнерго. Ведомство выступило с инициативой в конце июля текущего года, когда биржевая цена бензина марки АИ-95 достигла рекордных 60 тыс. рублей за тонну, а АИ-92 дорожал до 57,5 тыс. рублей. Неудивительно, что ценники на автозаправках с начала года подросли в среднем на 5 рублей за литр топлива.

На случай принятия мер административного регулирования ситуации у Минэнерго в нормативном отношении все готово. В конце апреля был подготовлен проект постановления правительства «О введении временного запрета на вывоз из Российской Федерации отдельных видов топлива». Документ предусматривает прекращение экспорта бензина и некоторых других видов нефтепродуктов сроком на три месяца. Обоснование – необходимость обеспечить бесперебойное прохождение периодов массовых ремонтов технологического оборудования на НПЗ и высокого спроса на внутреннем рынке.

История повторяется с завидной регулярностью. В России 3–4 вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) в настоящее время занимают доминирующие положение. Поскольку мощностей для покрытия внутреннего спроса и экспортных поставок достаточно, а сырье свое, то рынок бензина и дизтоплива как минимум недефицитен и, по логике, должен быть сбалансирован, а как максимум – способен устойчиво работать с некоторым профицитом.

К взлету готов: Россию ожидает очередной рост цен на бензин

Несмотря на это, автомобильное топливо уже несколько месяцев подряд перманентно дорожает. Одно из объяснений – поставщики, завышая отпускные цены, по факту дискриминируют независимых покупателей. Таким образом они препятствуют заключению прямых контрактов, стремясь локализовать рынок.

В результате возникают диспропорции: независимый трейдер не приобретает светлые нефтепродукты на близлежащем НПЗ, где они дороже, а покупает где-то в другом регионе, иногда за многие сотни километров, поскольку там цена выгоднее. Однако при таком раскладе существенно увеличиваются логистические издержки, что неизбежно отражается на конечной цене литра бензина.

Эффективным посредником в такой схеме становится биржа, куда сегодня все больше переносятся предложение и спрос. Покупателям так удобнее ориентироваться на рынке, обозначать свои заявки и получать ответную реакцию со стороны продавцов. Колебания цен на бензин бывают ощутимыми, однако в большинстве случаев они носят краткосрочный характер. При этом существует постоянный переток между биржевым и внебиржевым каналами реализации.

Нефтяные компании все чаще используют биржевые цены в своей бизнес-практике. В свою очередь, независимый сектор АЗС приобретает бензин как на внебиржевом рынке, так и на бирже. Вывод: от насыщения биржевого рынка зависит изменение динамики стоимости автомобильного топлива для конечного потребителя.

Вопрос введения временного запрета на экспорт бензина правительство поднимает не первый раз. Министерство энергетики почти всегда может рассчитывать на поддержку Минпромторга и Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Есть и другие рычаги. В начале 2021 года правительство в качестве превентивной меры рекомендовало увеличить запасы товарного бензина к 1 мая до 1,6–1,7 млн тонн. Задача была решена: к первым числам июля резерв составил 1,674 млн тонн, к 2 августа немного меньше – 1,622 млн тонн.

К сожалению, на фоне высокого спроса (сезон летних отпусков) этих запасов оказалось недостаточно, чтобы сдержать скачки оптовых цен на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). Как представляется, в связи с повышением значимости этой торговой площадки есть резон пересмотреть действующий норматив продаж топлива, повысив показатель с 11% до 25%.

Такое решение выглядит оправданным, учитывая, что в среднем через СПбМТСБ проходит 18% бензина, дизтоплива и авиационного керосина, ну а максимально – 25%. В частности, с января по апрель включительно на бирже было реализовано 24,8% бензина от общего объема поставок на внутренний рынок, авиакеросина – 23,1%, дизтоплива – 26,7%. А если брать апрель, то цифры окажутся еще выше: по бензину – почти 28%, по дизтопливу – около 29%.

Таким образом, повышение норматива продаж нефтепродуктов на СПбМТСБ фактически закрепит сложившиеся реалии. Это важно и потому, что перечень инструментов административного регулирования цен на топливо достаточно ограничен.

Что касается доминирующих сегодня на рынке компаний, то к ним применяется совместный приказ ФАС и Минэнерго, который устанавливает объемы реализации топлива на бирже. В отношении остальных производителей действует постановление правительства, которое привязывает объем биржевых продаж к возможности получения обратного акциза.

Отказ от отработанного механизма потенциально чреват нежелательными последствиями, например, сокращением производства на НПЗ в России. Поэтому рекомендация увеличить поставки бензина на биржу в объемах не менее 5 тыс. тонн в сутки – вполне естественна реакция правительства. Если ситуация с ценами в опте не успокоится, то тогда имеет смысл действовать жестче, в том числе через запрет экспорта бензина.

Но у медали, как известно, две стороны. Очевидно, что временный запрет отгрузки автомобильного топлива за границу может вызвать интерес компаний к наращиванию экспорта сырья, что повлияет на объемы биржевых торгов и самого производства чистых нефтепродуктов – товара с высокой добавленной стоимостью.

Стихией можно успешно управлять рыночными инструментами. Например, введением онлайн-аукционов и сезонных коэффициентов. Аукционы повысят прозрачность ценообразования на внутреннем топливном рынке. В конечном счете они должны сформировать справедливый индекс стоимости физических партий нефти, на основе которого можно будет осуществить перезапуск фьючерсных контрактов на экспорт на новой базе.

Важный нюанс, объясняющий, почему правительство пока сочло несвоевременным вводить запрет на вывоз автомобильного топлива из России. На сегодняшний день ведущие производители в большей степени уже ориентированы на внутренний рынок. Так, в первом полугодии 2021-го при объемах производства 17,7 млн тонн бензина, соответствующего экологическому классу «Евро-5», за рубеж было поставлено не более 10% этого объема. Причем круг экспортеров ограничен: лидирующая позиция принадлежит «Сургутнефтегазу», отправившему по зарубежным контрактам 67% всего произведенного бензина класса «Евро-5», 56% реализовала компания «НефтехимСервис», 32% – ТАИФ-НК, 31% – «Газпром нефтехим Салават» и 28% – «ФортеИнвест».

В июле нефтяники, что называется, проявили сознательность, и экспорт снизился. В частности, у «Сургутнефтегаза» – до 39%, у «Газпром нефтехим Салавата» – до 12%, у «ФортеИнвеста» – до 4,1%.

Снова в рост: эксперты объяснили, почему бензин в России может только дорожать

Уместно напомнить, что крупнейшие держатели российских АЗС исторически ориентированы прежде всего на внутренний рынок и на экспорт бензин практически не направляют. Например, за первые шесть месяцев 2021 года «Газпром нефть» отгрузила иностранным контрагентам всего 4,6% произведенного бензина, «Лукойл» – 3,1%, «Роснефть» – 2,7%, «Татнефть» – 2,1%. В июле они еще больше ограничили поставки: «Роснефть» – до 1,4%, «Газпром нефть» – до 2,1%, а «Лукойл» и ТАИФ вообще обнулили этот показатель.

Если предположить, что запрет на экспорт автомобильного топлива все-таки будет введен правительством, то на рынок придут дополнительные 120–350 тыс. тонн в месяц. Эффект в виде снижения биржевых цен мы можем получить примерно через 4–5 недель.

Однако желанный результат не столь очевиден. Нельзя исключать, что вмешательство властей вызовет ответную реакцию нефтяных компаний, которые, например, могут переориентировать свои НПЗ с производства бензина на выпуск нафты (лигроина) под экспортные поставки. Тем самым соразмерно сократятся объемы переработки нефти, а загрузка предприятий сырьем снизится на 35% – на 8,5 млн тонн в месяц.

Потери бюджета тоже будут ощутимыми, если вспомнить, что на 2021 год вывозная пошлина на бензин, легкие и средние дистилляты установлена в размере $20,3 за 1 тонну. Правда, на другой чаше весов – инфляция, которая, начиная с весны, превышает заложенные в федеральный бюджет параметры.

На сверхнормативный рост потребительских цен на товары и услуги, безусловно, влияет перманентное удорожание автомобильного топлива. Похоже, что в сложившихся условиях для правительства именно это обстоятельство может стать решающим аргументом, если дело дойдет до запрета на экспорт бензина.

Автор – доцент кафедры экономики РЭУ им Г.В. Плеханова

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама