25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Евро vs драхма
Экономика

Евро vs драхма

Официально главы стран Евросоюза и международных организаций по-прежнему излучают уверенность. Все усилия направлены на укрепление еврозоны как единого целого, которое включает и Грецию, утверждает канцлер Ангела Меркель. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле сообщает, что у него нет ни «плана Б», ни идей, как быть в случае выхода Греции из валютного союза: «Я над этим даже не работаю». Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер безапелляционно заявляет: «Выходу Греции из еврозоны не бывать». Наконец, для главы Еврогруппы Йерун Дейсселблум отказ греков от евро «просто исключен».

Все эти клятвенные заверения суть некая смесь из попыток приукрасить, завуалировать, снять напряженность. Никто не желает, чтобы его сделали ответственным за лихорадку на рынках, если размышления на тему «грекзита» – выхода Греции из еврозоны – станут достоянием общественности. Никто не хочет быть виноватым, если Афины действительно отрекутся от евро.

На самом деле ответственные в Берлине, Брюсселе, Франкфурте-на-Майне, где расположена штаб-квартира Европейского Центробанка (ЕЦБ), и Вашингтоне давно размышляют над тем, что невозможно себе даже представить. Через два с лишним месяца после мучительных переговоров с премьер-министром Алексисом Ципрасом и министром финансов Греции Янисом Варуфакисом никто не знает, как долго еще Афины смогут исполнять свои обязательства перед международными кредиторами. Спасатели евро беспомощно наблюдают, как Греция катится к неконтролируемому дефолту.

Тем не менее они не хотят оставаться безучастными. Раз уж греки – похоже, с чистой совестью, но без какой-либо концепции дальнейших действий – стремительно приближаются к печальной развязке, то хотя бы остальной мир должен быть к ней готов. Экспертов в министерствах, эмиссионных банках и МВФ волнует ряд вопросов. Сможет ли Греция в случае дефолта продолжать пользоваться евро? Если да, то как долго? И что делать, если страна действительно будет вынуждена покинуть еврозону?

Вопреки официальным заверениям высшего руководства эксперты в атмосфере строгой секретности создают сценарии будущего и концепции валютного союза без Греции. Дальше других в этом продвинулись сотрудники Кристин Лагард. Ведь основная компетенция МВФ – это борьба с финансовыми кризисами, его опыт в данной сфере насчитывает десятки лет.

Мировой экономике в целом и другим странам еврозоны не стоит бить тревогу, считают вашингтонские экономисты. Выход Греции «может быть урегулирован», говорится в аналитических отчетах МВФ, курсирующих в том числе и в Брюсселе. Для отдельных «уязвимых стран», под которыми подразу-меваются недавно пострадавшие от кризиса Португалия, Ирландия и Испания, необходимо создать специальные «защитные валы», чтобы оградить их от атак спекулянтов. Конкретно это означает: выделить средства, которые можно будет использовать для скупки соответствующих гособлигаций или для финансирования госбюджетов. Однако для этого будет достаточно средств Европейского стабилизационного механизма (ESM) и новых инструментов ЕЦБ.

А вот Греции придется туго, предсказывают эксперты МВФ. В марте они представили строго засекреченный прогноз проблем, с которыми столкнется страна, если она вновь введет собственную валюту. Уже название рабочего документа выдает его остроту. Примерный перевод: «Греция после отказа от евро».

Рекомендации МВФ производят сильное впечатление. Так, греческому Центробанку ни в коем случае не следует привязывать новую валюту к евро, ее обменный курс должен быть плавающим. Дескать, только это позволит новой валюте «просесть», тем самым повысив конкурентоспособность греческой экономики. В то же время переход к драхме или любой другой собственной валюте несет в себе дополнительные риски. В частности, новые деньги могут чрезмерно подешеветь, поскольку потребитель, фирмы и вкладчики станут в панике избавляться от них. Движимые страхом перед девальвацией своей валюты, люди лишь усугубят ситуацию. Экономисты говорят в таких случаях о гиперреакции обменного курса.

Кроме того, низкая стоимость новых денег за рубежом приведет к подорожанию импортных товаров, отмечают эксперты МВФ, а это чревато гиперинфляцией. Эмиссионному банку Греции следует решительно противодействовать такому развитию событий. Чтобы ему с самого начала верили, он должен опубликовать конкретную цель по инфляции, достижение которой придется обеспечивать радикальными средствами, такими как повышение процентных ставок. Строгая денежная политика должна сочетаться с решительным курсом на сокращение госрасходов. Только так новая валюта может завоевать доверие.

Но как осуществить сам переход на новую валюту? В этой связи тоже уже есть соображения и даже дорожные карты. Наиболее вероятный вариант выглядит так: если не в ближайшие недели, то самое позднее летом у греков окончательно иссякнут деньги. Ведь Афинам предстоит произвести целый ряд выплат по кредитам (см. диаграмму).

Если правительство Ципраса в какой-то момент не сможет «наскрести» необходимые для этого средства, произойдет неконтролируемый дефолт. Тогда Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF) – крупнейший кредитор страны – тоже будет вынужден потребовать незамедлительно вернуть оказанную финансовую помощь в размере 130 млрд евро. Дело в том, что его кредиты привязаны к кредитам МВФ.

Как следствие греческое правительство уже точно не сможет найти покупателей на свои краткосрочные казначейские облигации (так называемые T‑Bills), благодаря которым сегодня ему еще удается худо-бедно держаться на плаву. Последствия окажутся катастрофическими, поскольку за прошедшие месяцы новая правящая коалиция левых и правых избавилась от всех буферов ликвидности в бюджете. Ему придется выпускать долговые расписки и расплачиваться ими с поставщиками, пенсионерами и чиновниками.

Специалисты называют такие расписки английской аббревиатурой IOU, созвучной с английской фразой I owe you – «Я должен тебе». Подобными долговыми обязательствами можно оплачивать счета за электричество и за газ и даже покупки в магазинах. Тем самым они выполняют функцию платежного средства. Их выпуск будет означать введение в Греции параллельной валюты.

Хотя номинал IOU и будет указываться в евро, не вызывает сомнений, что они вскоре «подешевеют». Об этом свидетельствует опыт других стран, прошедших через дефолт. Так, в Аргентине в начале 2000‑х годов предприятия розничной торговли и частные фирмы принимали долговые расписки, но с дисконтом. От правительства, вынужденного выпускать такие вспомогательные платежные средства, никто не ждал, что оно сможет выплатить свой долг в полном размере. Аргентинские IOU потеряли до 70% от номинала. Тем самым эти бумаги как бы предвосхищают девальвацию будущей валюты.

В ЕЦБ уже рассматривают такой сценарий. Эксперты пришли к выводу, что в данном случае около трети всего населения Греции смогут получать государственные выплаты в форме долговых обязательств, а не денег. Все специалисты едины во мнении: IOU – временное решение, которое может просуществовать несколько недель или от силы два-три месяца. Ведь IOU ничем не помогут пошатнувшемуся банковскому сектору страны. Напротив, они станут последней каплей. Как только в оборот будут введены первые долговые расписки, греки примутся штурмовать банки, чтобы спасти сбережения в евро.

Если правительство захочет помешать гражданам «обнулить» свои счета, ему придется на время закрыть банки и ввести контроль над перемещением капиталов. Однако это лишь ненадолго облегчит участь кредитных институтов. После дефолта греческие банки окажутся отрезаны от денежных потоков ЕЦБ. Они не смогут найти должное обеспечение, которое эмиссионный банк готов принять в качестве залога по их кредитам. Данное обеспечение состоит прежде всего из облигаций с госгарантией. А такие бумаги при реализации кризисного сценария экспертов ЕЦБ могут потерять после дефолта Афин до 90% своей стоимости. Поскольку греческие кредитные институты не смогут получать кредиты, а требования вкладчиков в долгосрочной перспективе никуда не исчезнут, банки сразу же столкнутся с трудностями. Им срочно понадобится дополнительный собственный капитал.

Вот только где его взять? У правительства денег нет. От Европейского фонда финансовой стабильности их тоже ждать не приходится, поскольку при таком сценарии Греция не завершит надлежащим образом свою работу в рамках второй программы по оказанию помощи. Однако даже на этот случай уже поговаривают о возможностях спасения, которые называют «кипрским решением»: преобразовании части банковских вкладов физических лиц в акции, в результате чего клиенты становятся совладельцами. Для банков это хорошо тем, что их обязательства превращаются в собственный капитал. А вот вкладчикам принудительное «перерождение» в акционеров, напротив, едва ли сулит что-то хорошее. Да, они по-прежнему вправе потребовать от своего банка соответствующие средства, однако получить живые деньги проблематично. Данная форма спасения банков была реализована в 2013 году при оказании помощи Кипру.

На этом промежуточном этапе экономики «долговых обязательств» теоретически можно даже представить себе возврат Греции к евро, считают в ЕЦБ и в МВФ. Однако для этого страна должна будет развернуться на 180 градусов и пойти курсом радикальных реформ. Спасатели евро в Берлине, Брюсселе, Франкфурте и Вашингтоне рассчитывают, что под давлением, сопряженным с дефолтом, правительство Ципраса одумается.

Если этого не произойдет, то международные кредиторы надеются на давление улицы. Встревоженные граждане, обеспокоенные судьбой своих сбережений и будущим страны, могут вынудить правительство к отставке. И новое правительство, которое согласится выполнять требования кредиторов, снова получит доступ к новым кредитам.

Но если греческое правительство и тогда продолжит ту же линию, «грекзит» окажется неизбежным. То, что может последовать за этим, циники, вероятно, могут описать, процитировав название свежего экономического бестселлера немецких авторов: «Крах – это решение».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».