25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Логистический полигон: как Крым 8 лет назад решил проблемы, актуальные для России сегодня
импортозамещение Крым Экономика

Логистический полигон: как Крым 8 лет назад решил проблемы, актуальные для России сегодня

До весны 2014 года львиная доля товаров в Крым поставлялась с Украины, и вопросы логистики там особо никого не волновали. После возвращения полуострова в состав России такая картина по инерции сохранялась еще несколько месяцев, однако уже к 2015-му все сильнее начинали ощущаться последствия сокращения товаропотоков с украинской территории, а затем регион оказался в тисках самой настоящей блокады. Причем не только товарной, но также транспортной, энергетической, водной и даже цифровой.

Керчь, Крымский мост

Крымский мост

©Shutterstock/FOTODOM

Объявленный всем миром вне закона Крым стал первым российским регионом, население которого в ускоренном темпе начало осваивать хитрости VPN-подключения к интернету: без этого протокола на полуострове до сих пор сложно скачать приложения из глобальных магазинов, войти в такие популярные сервисы, как Zoom, Shazam и т. д.

Точка невозврата: как присоединение Крыма навсегда изменило мировой порядок

Разумеется, Россия с первых дней возвращения Крыма всячески старалась облегчить жизнь на полуострове, куда массово стали поставляться товары из самых разных регионов РФ. Судя по всему, логика тогдашней логистики работала в каком-то специфическом направлении. К примеру, летом 2015-го в крымских магазинах можно было встретить яйца из Новосибирска и мебель из Ижевска, но при этом в некоторых санаториях сохранялись поставки лечебной грязи (!) из украинского Закарпатья – это при наличии собственных ресурсов в Саках.

Трудности тогдашней логистики усиливались полной оторванностью от материка – все сухопутные перевозки шли через паром в Керченском проливе, маленький аэропорт Симферополя с трудом переваривал пассажиропоток из «большой» России, а железнодорожный транспорт практически дышал на ладан. Это при том, что транспорт в Крыму был всегда на очень высоком уровне и занимал второе после промышленности место (15,7%) в формировании валового регионального продукта.

Мало-помалу транспортно-логистические проблемы полуострова стали решаться, причем на серьезном системном уровне. После отключения электричества со стороны Украины в Крым был перекинут энергомост с кубанского берега, фантастическими темпами строился Крымский мост, который заработал уже в 2018 году, в строй вступил новый красавец аэропорт Симферополя, сегодня практически завершается строительство скоростной автотрассы «Таврида».

Открытие нового терминала аэровокзального комплекса в Симферополе

Терминал "Крымская волна" аэропорта "Симферополь"

Алексей Мальгавко / РИА Новости

На фоне глобальных государственных решений по строительству новых мостов, дорог и прочей инфраструктуры к делу подключились крупные российские компании, обладающие значительным опытом работы, высококвалифицированными специалистами, технологическими и финансовыми ресурсами. На полуострове увеличился уровень конкуренции на рынке логистики. Появились совершенно новые маршруты и логистические цепочки.

Внезапное окно возможностей: как живет сегодня привыкший к санкциям Крым

Крымские компании стали больше обращать внимание на повышение эффективности работы своих логистических подразделений, в том числе обучая персонал, внедряя системы KPI и мотивации, закупая стеллажи, обновляя складскую технику, устанавливая системы управления складом и транспортом. Активно развивается логистика интернет-торговли, в которую уже включились такие монстры, как Wildberries и Ozon.

Продуктовые магазины полуострова сегодня приятно радуют разнообразием и качеством товаров. Здесь можно купить и мясные деликатесы из Белоруссии, и кондитерские изделия Брянщины, и продукцию знаменитых московских пищевых гигантов. При этом вне конкуренции остается местная «молочка», произведенная на Джанкойском, Сакском и других заводах полуострова. Каким-то образом крымские производители умудрились сохранить все советские ГОСТы и не впасть в «пальмовую ересь», что серьезно отразилось на качестве их продукции.

Есть на полуострове еще одна своя, местная специфика: учитывая близость Турции, на полуострове негласно развилась система быстрой доставки товаров из страны, которая якобы поддерживает все антикрымские санкции и постоянно заявляет, что «Крым – це Украина». Тем не менее достаточно зайти в интернет с запросом «доставка в Крым из Турции», и поисковик вам выдаст десятки больших и маленьких компаний, которые обеспечат подвоз любых партий турецких товаров (буквально на сумму от 500 долларов) в кратчайшие сроки. В результате возникает ситуация, когда в крымских магазинах одежды можно купить самые последние модные коллекции от турецких производителей, которые в столицах появляются лишь через несколько месяцев.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что Крым после присоединения к России прошел очень серьезный путь и фактически превратился во всероссийский полигон по отработке экстренных мер для решения логистических проблем, в результате чего был накоплен хороший опыт, которым сегодня не грех воспользоваться всей остальной стране.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».