26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Почему бедные граждане России не могут рассчитывать на обнуление НДФЛ
малоимущие налоги НДФЛ Экономика

Почему бедные граждане России не могут рассчитывать на обнуление НДФЛ

Депутаты Государственной думы считают возможным освободить от НДФЛ малоимущих россиян. По замыслу авторов законопроекта, внесенного в нижнюю палату еще два года назад, такая льгота должна распространиться на всех работающих граждан, у которых ежемесячный доход не превышает двукратную сумму минимального размера оплаты труда (МРОТ). Учитывая, что в настоящее время МРОТ составляет 12 130 рублей, речь идет о зарплате до 24 160 рублей.

Для налоговых органов администрирование НДФЛ сегодня не представляет особых сложностей и гарантирует высокую собираемость

©Игорь Зарембо / РИА Новости

В правительстве инициатива народных избранников не получила поддержки. Федеральная налоговая служба в качестве аргумента против озвучила потери федерального и региональных бюджетов в случае принятия такого решения. Получилась внушительная сумма – более 1,2 трлн рублей. Компенсировать потери казны с учетом грядущего разрастания социальных расходов в рамках реализации послания президента Федеральному собранию и падения нефтяных доходов нереально. Ситуация, похоже, зашла в тупик. Почему бедным, скорее всего, не отменят НДФЛ, разбирался «Профиль».

Кто отдает должное

Смена правительства нередко порождает в обществе и у бизнеса некие надежды на изменение и либерализацию фискальной системы. И в этом есть логика, так как новый кабинет министров стремится доказать свою эффективность и завоевать популярность. А налоговая политика – ключевой фактор пополнения доходной части консолидированного бюджета. К тому же налоги касаются буквально всех – и работников, и работодателей.

Однако далеко не всегда благие намерения воплощаются в жизнь. Предложение депутатов Госдумы реформировать систему НДФЛ так, чтобы повысить доходы малоимущих россиян, как раз из этой серии. Новая льгота для бедных предполагает компенсацию выпадающих доходов госбюджета либо путем повышения ставки НДФЛ для более обеспеченных слоев населения, либо введение прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц, как это было до 2001 года.

Экономической целесообразности в этом нет, убеждены аналитики Научно-исследовательского финансового института Минфина. По их данным, в случае отмены НДФЛ для малоимущих уровень бедности в России снизится всего на 1 процентный пункт. К тому же бедность – понятие относительное. Едва ли можно считать высокой зарплату на уровне 40 тысяч рублей, между тем примерно две трети россиян, согласно статистике, именно столько и получают.

Уместно напомнить, что по действующему законодательству малоимущей признается семья, в которой средний доход на каждого человека не превышает величину прожиточного минимума, установленного в конкретном регионе. Взрослые при этом должны быть трудоустроены или стоять на учете по безработице в службе занятости.

Тогда семья официально получает статус малоимущей, и ее ставят на учет в местных органах соцзащиты. Статус необходимо подтверждать каждые три месяца, предоставляя справки о доходах. Только в этом случае можно рассчитывать на меры поддержки, например, на частичную компенсацию расходов на оплату услуг ЖКХ.

При этом все работающие граждане платят НДФЛ в размере 13% от зарплаты. Кажется, смысла в перекладывании денег из кармана налогоплательщика в казну и обратно нет. Разумнее освободить от фискального бремени самых бедных, чем тратить силы и средства на администрирование НДФЛ, загружать работой – выдачей справок – бухгалтерии предприятий и организаций, а также районные подразделения соцзащиты населения, распределяющие материальную помощь. Однако этого не происходит.

©

Парижская мода

Справедливости ради стоит признать, что далеко не везде власти освобождают бедных от налогов. По этому принципу построены, например, фискальные системы США, Канады, Италии, Испании, Китая, Нидерландов и Польши. Как минимум половина развитых стран не применяет практику освобождения от уплаты НДФЛ малоимущих. Однако большинство государств использует либо комбинированную, либо ступенчатую шкалу подоходного налога.

Особый интерес представляет опыт Франции. В Пятой республике правила таковы, что при определении налогооблагаемой базы подоходного налога сначала следует определить величину страховых взносов. Часть платит работодатель, а часть – физическое лицо из своей заработной платы. Страховые взносы, достигающие 20% зарплаты, включают в общий доход сотрудника, работодатель перечисляет их в страховые фонды в качестве налогового агента. Подоходный налог с них не взимается.

В отличие от России, во Франции обязанности декларирования и уплаты налога целиком возлагаются на физическое лицо. За нарушения и ошибки предусмотрены очень серьезные санкции. Так, если декларация о доходах подана с опозданием хотя бы на месяц, штраф составит 10% от суммы платежа, более 1 месяца – 40%, а при большей просрочке может вырасти до €250 тысяч. Умышленное уклонение от уплаты налогов предполагает уголовную ответственность.

Прогрессивная шкала подоходного налога француза, в отличие от плоской россиянина, имеет 5 ступеней в зависимости от полученного годового дохода. Например, при заработке до €9964 в год человек вообще освобождается от уплаты налога, до €27519 – ставка составляет 14%, до €73779 – 30%, до €156224 – 41%, от €156224 – 45%.

Объектом налогообложения во Франции является не физическое лицо, а семья: супруги и дети, не достигшие 18 лет, а также дети, не состоящие в браке и моложе 21 года, либо дети-студенты до 25 лет. Налоговая база вычисляется для всей семьи как совокупный годовой доход всех членов семьи за вычетом определенных видов расходов, которые налогом не облагаются.

Далее общий налогооблагаемый доход семьи делится на семейный коэффициент – получается налогооблагаемая доля одного человека, то есть среднедушевой доход, который и определяет величину ставки подоходного налога для этой семьи. Так, для одинокого холостяка или незамужней женщины без детей семейный коэффициент равен 1; для семьи из двух супругов без несовершеннолетних детей – 2; для полной семьи с одним ребенком – 2,5; для семьи с двумя несовершеннолетними детьми – 3.

Вот классический пример определения подоходного налога среднестатистической французской семьи из двух родителей и одного ребенка. Супруга не работает. Заработная плата супруга – €50 тысяч в год. Из этой суммы работодатель в качестве налогового агента вычитает 20% страховых взносов, то есть €10 тысяч.

Итак, налоговая база составляет €40 тысяч, а семейный коэффициент – 2,5. На каждого члена семьи получается €16 тысяч. Поскольку доход попал в диапазон €9964 – €27519, то по ставке 14% выплата составит €2240. По российскому же налоговому законодательству при ставке НДФЛ 13% государству с €40 тысяч евро причитается €5,2 тысячи.

Как было сказано выше, если ежемесячный доход не превышает €9964, то француз вообще освобождается от подоходного налога. Если взять за основу действующий курс рубля к евро, чтобы понять, кто из россиян при таком раскладе мог бы претендовать на получение статуса малоимущего и освобождение от НДФЛ, то месячный заработок «малоимущего» француза составляет почти 70 тысяч рублей.

При этом зарплату до 40 тысяч рублей в нашей стране сегодня получают более двух третей граждан. Так что стандарты бедности, принятые в России и Франции, разные и сопоставлять их не совсем корректно. По факту прогрессивная шкала французского подоходного налога более гуманна и социально ориентированна, чем российская плоская шкала НДФЛ.

Региональный интерес

Налог на доходы физических лиц в России федеральный. Однако в случае его обнуления для малоимущих доходов недосчитаются региональные и местные бюджеты. Поступления от НДФЛ распределяются между ними в соотношении 85% и 15% соответственно. Это правило работает последние 7 лет. Если вспомнить, что во многих краях и областях средняя зарплата не превышает 30 тысяч рублей, то получается, бедные формируют львиную долю доходов, которыми в дальнейшем распоряжаются власти на местах.

©

Как отражено в материалах Счетной палаты по итогам проверки за период 2016–2018 годов и первого полугодия 2019 года, доля НДФЛ в консолидированном бюджете постепенно снижается: с 21% в 2016 году до 16% в 2019 году. Тенденция характерна и для доходов регионов. В среднем доля НДФЛ в структуре доходов бюджетов территорий снизилась с 40% в 2016 году до 36% в 2019-м.

Впрочем, в абсолютных цифрах показатели год от года демонстрируют неуклонный рост. В 2016‑м НДФЛ было собрано на сумму 3,017 трлн рублей, в 2017–м – 3,251 трлн рублей
и в 2018‑м – 3,653 трлн рублей. Причем, что особенно важно, планы по администрированию выполняются на 100%, тогда как в случае введения прогрессивной шкалы статистика ФНС наверняка изменится не в лучшую сторону. Таким образом, дотационные регионы и муниципалитеты едва ли не главные заинтересанты в том, чтобы существующий порядок уплаты НДФЛ оставался без изменений.

Если гипотетически допустить, что малоимущих все-таки освободят от НДФЛ, то автоматически изменится принцип плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Между тем в России до 2001 года применялась прогрессивная шкала. Ставка НДФЛ в зависимости от размера зарплаты начиналась с 12% и доходила до 30%. Опыт признали неудачным, когда стало очевидно, что работодателям выгоднее платить, а наемным сотрудникам получать зарплаты в конвертах.

Чтобы вывести НДФЛ из тени, и была введена плоская шкала. Этот принцип, когда и долларовые миллионеры, и нянечки в детском саду с копеечной зарплатой должны платить одинаковый налог, невольно возвращает нас к притче о том, кто подал нищему у церкви больше – бедняк, отдавший последний гривенник, или богач, положивший в шапку 100 рублей. Понятно, что пожертвование первого несоизмеримо больше, чем второго.

То же самое происходит в России и с НДФЛ – фискальное бремя малоимущих применительно к доходам несоизмеримо с бременем, которое несут богатые. В среднем по России величина, которая в 2019 году была определена как порог бедности (прожиточный минимум) для трудоспособного населения, составляла 11280 рублей. Однако в разных регионах прожиточный минимум отличается от среднего показателя в большую или меньшую сторону. Согласно данным Росстата, доход ниже прожиточного минимума в середине прошлого года получали 18,6 млн россиян, или 12,7% от всего населения. Это больше, чем годом ранее, – в 2018‑м за чертой бедности жили 12,5% населения России.

Расчеты показывают, что если обнулить НДФЛ тех, у кого доходы ниже прожиточного минимума, то для замещения выпадающих налоговых поступлений в консолидированный бюджет ставку для высокооплачиваемых работников придется поднять на 20% и она составит 33%.

Такое решение было бы чревато ростом социальной напряженности в обществе и возвратом к серым схемам оплаты труда. Бедным эта мера особо не поможет, казна же лишится порядка 1,2 трлн рублей, причем закрывать дыры в региональных бюджетах придется федеральному, который к таким жертвам явно не готов. Получается, что в России плоская шкала НДФЛ в обозримом будущем останется неизменной.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».