23 февраля 2024
USD 92.75 +0.31 EUR 100.44 +0.55
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Почему Индия не боится санкций из-за увеличения импорта российской нефти
Индия нефть Россия Экономика

Почему Индия не боится санкций из-за увеличения импорта российской нефти

Нефтеперерабатывающий завод в Индии

Бензовоз возле нефтеперерабатывающего завода индийской компании Bharat PetroleumCorp. Ltd. в Мумбаи, 4 апреля 2023

©Dhiraj Singh/Bloomberg via Getty Images

Полтора года назад вся выстраивавшаяся десятилетиями система российской внешней торговли в одночасье рухнула. Еще в начале специальной военной операции многие наши эксперты, бизнесмены и политики рассчитывали, что их европейские визави продемонстрируют прагматизм и не станут рвать налаженные связи. Но реализм элит отступил под давлением снизу и извне. Европейские обыватели, начитавшиеся душераздирающих, пусть и не всегда достоверных репортажей с Украины, требовали от властей немедленно обрубить экономические связи с Россией. А в пандан этим требованиям звучали громкие намеки из Вашингтона – американцы воспользовались случаем, чтобы покончить со стратегической автономией Евросоюза и накрепко привязать его к США. В результате элиты ЕС дрогнули и начали сокращать закупки российской нефти и газа. Вряд ли они не понимали, что создают тем самым проблемы прежде всего себе, но рассчитывали, что ущерб для российской экономики окажется фатальным и вынудит Москву прекратить военную операцию.

Какими будут последствия ведущейся Западом против России анти-СВО

Этого не произошло в значительной степени из-за того, что на смену западным странам в качестве основного потребителя российской нефти пришли Китай и Индия. Год назад автор этих строк писал: «Возникает вопрос: как намерена вести себя Индия дальше? Превратится ли она с молчаливого одобрения трезвых политиков в Европе в транзитера российских ресурсов в Европу и европейских инвестиций и технологий в Россию или, залив нефтью хранилища под завязку, начнет резко снижать импорт, чтобы не дразнить лишний раз гусей?»

Прошедшие месяцы дали ответ на этот вопрос: Индия не только не прекратила, но, напротив, нарастила импорт российской нефти. Еще в конце прошлого года обе стороны, похоже, лишь приблизительно представляли себе масштабы этого импорта: в ноябре Сергей Лавров осторожно говорил о $17 млрд товарооборота по состоянию на сентябрь (по сравнению с постковидным скачком до $13 млрд год назад) и выражал надежду, что «цель, которую поставили наши лидеры – довести товарооборот до 30 млрд, – будет вскоре достигнута». Поэтому, когда в феврале индийское правительство огласило итоговую цифру за год, для многих это стало шоком: $39,5 млрд! Причем объем торговли на самом деле больше как минимум на $5–7 млрд, но в статистике он не виден, поскольку спрятан в цифрах импорта в Россию из третьих стран.

Особенно впечатляет наращивание экспорта российской нефти в Индию – именно благодаря ему товарооборот за год вырос более чем втрое. Перед началом украинского конфликта на Россию приходилось менее одного процента нефтяного импорта Индии, а к марту 2023-го – 34%. Россия отгружала в Индию 1,64 млн баррелей в день (для сравнения: Саудовская Аравия – 986 тыс. баррелей в день, а Ирак – менее 822 тыс. баррелей).

Нейтральный союзник

Каким образом технически был обеспечен такой результат, мы узнаем, скорее всего, только после окончания спецоперации. С легкой руки западных журналистов в обиход вошел термин «теневой флот» – под ним понимаются суда, которые скупаются компаниями-однодневками, поднимают дешевый флаг и становятся на линию, исправно вывозя нефть из России в Китай и Индию. Это хороший и проверенный инструмент – его опробовали еще во время действия санкций против Венесуэлы, и теперь он помогает выжить российской экономике, заодно принося немалую прибыль тем, кто рискнет вложить в него деньги.

На декабрь прошлого года, по подсчетам западных страховщиков, насчитывалось около 600 таких судов – примерно 10% от всего мирового флота танкеров, перевозящих сырую нефть, и 7% – от тех, что перевозят продукты нефтепереработки. Формально владельцы этих танкеров ничего не нарушают, придраться к ним сложно, поэтому западные перевозчики, страховщики и политики давят на вопрос безопасности: представьте себе, говорят они, что будет, если утлый танкер «теневого флота», застрахованный неизвестно кем, потерпит крушение где-нибудь в Сингапурском проливе, у берегов Вест-Индии или в середине Персидского залива.

Резон в этом аргументе есть – старые суда действительно чаще попадают в аварии. Но, во-первых, нередко те самые ответственные страховщики, которые критикуют «теневой флот», надеясь на авось, страхуют полные развалюхи; во-вторых, даже самая большая страховка обычно не покрывает и пятой доли ущерба. С российской точки зрения эти упреки и вовсе выглядят лицемерием: сперва вы запрещаете нам перевозить нефть на современных танкерах, а когда мы начинаем пользоваться старыми, голосите, что они небезопасны.

Какие предпосылки определяют внешнеполитический курс Индии

Второе модное словечко, которым мы обязаны западным экспертам и журналистам, – «ландромат», дословно «прачечная» или в переносном смысле – «место для отмывки денег». Так финский аналитический центр CREA обозвал пять стран, которые резко нарастили импорт российской нефти и в то же время превратились в крупных экспортеров. Причем эта нефть и продукты ее переработки идут в первую очередь в западные страны, введшие против России санкции.

Лидеры пятерки – Китай и Индия, за ними с большим отрывом следуют Турция и ОАЭ, замыкает список Сингапур. Среди потребителей на первом месте страны ЕС, второе делят Австралия и США, третье – Великобритания и Япония. Формально, как и в случае с «теневым флотом», никто ничего не нарушает: страны «семерки» и примкнувшие к ним государства, сформировавшие так называемую «коалицию потолка цен на нефть» (Price Cap Coalition), действительно не покупают черное золото у России по цене выше $60 за баррель. На сайте Евросоюза регулярно появляются победные реляции о том, как Европа с помощью потолка цен «борется с путинской агрессией».

Фактически же благодаря деятельности ландроматов, которые не подписывали никаких обязательств, ЕС по-прежнему сидит на российской нефти, причем, похоже, платит за нее больше, чем планировал. К примеру, если Индия закупает нефть для себя, то потолок цен регулируется автоматически: окажись российское предложение менее выгодным, чем предложение стран Залива, оно просто будет отвергнуто. Но если нефть закупается сразу на экспорт, то логика ценообразования будет совершенно иная. Экономические и политические элиты в Нью-Дели прекрасно понимают, что Запад сейчас не готов портить с ними отношения, и потому могут позволить себе еще и не такое.

Сварить лягушку: в чем суть американской стратегии противодействия России

Вся эта история с ценовыми потолками, «теневыми флотами» и ландроматами наглядно показывает, насколько гибко работает мировая экономика в условиях санкций. Любая попытка ограничить экспорт продукта, играющего важную роль в мировом товарообороте, немедленно порождает множество альтернативных вариантов, позволяющих эти санкции обходить. Но главное – это молчаливое принятие западными странами новой нормальности.

Политики ЕС и США по-прежнему произносят ритуальные фразы о необходимости наказать Москву и лишить Путина средств для ведения боевых действий на Украине. Но в то же время закрывают глаза на громкие расследования и даже публичные обвинения экспертов и журналистов, продолжая закупать нефть и продукты переработки российского происхождения. Похоже, ставка на западный прагматизм всё же сыграла, хотя и не так, как рассчитывала Москва: для того чтобы удовлетворить моральный запрос избирателя, у европейских политиков наготове мантры об агрессивной России, а чтобы не дать развалиться экономике – сугубо реалистичный подход в стиле «не спрашивай, если не хочешь получить огорчительный ответ». Что ж, похоже, в ближайшие годы нам предстоит в этой новой нормальности жить.

Автор – руководитель Центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама