Ставка на сохранение: ЦБ не стал менять денежно-кредитную политику
Совет директоров Банка России на совещании, состоявшемся в пятницу, 17 марта, сохранил ключевую ставку на уровне 7,5% годовых. Чем продиктованы действия регулятора и при каких условиях он может изменить политику, разбирался «Профиль».
Последняя ставка: как изменится денежно-кредитная политика ЦБ в 2023 году
Решение ЦБ было ожидаемым, исходя из того, как в последние недели развивается ситуация в экономике. Инфляция, демонстрировавшая активный рост в январе, феврале и первой половине марта, существенно снизилась. Более того, недельные показатели в ряде случаев опускались до нулевых и даже отрицательных значений.
Однако время для смягчения денежно-кредитной политики (ДКП) пока не пришло. В пресс-релизе ЦБ, выпущенном по итогам заседания, акцентируется внимание на том, что ускорение исполнения бюджетных расходов, ухудшение условий внешней торговли и состояние рынка труда продолжают формировать проинфляционные риски. «Инфляционные ожидания населения существенно снизились, но сохраняются на повышенном уровне, как и ценовые ожидания предприятий. Оперативные данные указывают на продолжающееся восстановление деловой и потребительской активности», – говорится на сайте регулятора.
Что касается возможных дальнейших решений по ключевой ставке (следующее заседание, согласно плану, состоится 27 апреля), то они будут приниматься с учетом динамики инфляции. Совет директоров также будет учитывать процессы структурной переcтройки экономики, риски со стороны внутренних и внешних условий, реакцию финансовых рынков.
Есть куда падать: каким станет 2023 год для российской экономики
По словам гендиректора УК «Спутник – управление капиталом» Александра Лосева, в экономических циклах четыре основные стадии: оживление, подъем, рецессия и депрессия. Поэтому денежно-кредитная политика Центрального банка может быть проциклической или стимулирующей контрциклической. «Иногда необходимость активизировать рост экономики возникает как реакция на внешние негативные факторы, что актуально для российской экономики сейчас. В таких случаях монетарная политика часто согласовывается с действиями правительства», – объясняет Лосев.
Для поддержки деловой активности прибегают к стимулирующей экспансионистской экономической политике – фискальной рефляции, отмечает эксперт. Суть ее в том, что налоговые и бюджетные стимулы работают на увеличение объемов национального производства внутри страны. Если меры исчерпаны, а результаты не достигнуты, то могут возникнуть своего рода монетарные качели, где на одной стороне – регулятор, на другой – Минфин. При таком раскладе бюджетная политика рассматривается в качестве одного из проинфляционных факторов, что и происходит сейчас.
«Если стоят задачи трансформации экономики и обретения экономического суверенитета, что предполагает опережающее развитие ряда отраслей, то ДКП обязана быть стимулирующей, – считает Александр Лосев. – Это означает расширение денежного предложения по доступным процентным ставкам. Задача решается путем снижения ключевой ставки».
Дешевые деньги важны, чтобы банковская система была уверена в поддержке и заинтересована в кредитовании экономики. Ужесточение ДКП может рассматриваться как временная мера для купирования внешних шоков, отметил эксперт.
"Ястребиный" сигнал: ЦБ сохранил ставку 7,5%, но допустил ее повышение
Именно так российский ЦБ и действовал осенью 2014 года или в конце зимы – начале весны 2022-го. Сегодня в этом острой необходимости нет, поскольку проблемы, возникшие у банковской системы США и ЕС, напрямую не затронут Россию. «Санкции в данном случае дают позитивный эффект, поскольку токсичный коллапс калифорнийского банка и ряда финансовых учреждений и технологических инвесторов Запада не может нанести серьезного вреда российской банковской системе, как это было в кризисы 1998 и 2008 годов», – уверен Александр Лосев.
Генеральный директор «БизнесДром» Павел Самиев считает, что у совета директоров ЦБ были все основания оставить ключевую ставку на текущем уровне. Проинфляционное давление, усиление которого многие аналитики прогнозировали в начале года, пока остается нереализованным риском. «Сейчас Росстат фиксирует дефляцию либо очень низкий уровень инфляции по большинству секторов, – обращает внимание эксперт. – Те факторы, которые, казалось, должны были сыграть повышающую роль в динамике роста цен, себя не проявили, но они актуальны, что и учитывал регулятор, решив сохранить ключевую ставку на уровне 7,5%».
Стальная стратегия: как Центробанку удалось удержать экономику на плаву
С другой стороны, рубль в последние месяцы находится под давлением, а валютный рынок превратился в источник напряжения для денежно-кредитной политики, отметил Павел Самиев. Он не исключает, что ситуация может обостриться вслед за дальнейшим ухудшением торгового и платежного баланса. И тогда возможно быстрое ослабление рубля, что вынудит ужесточить ДКП.
В свою очередь, сооснователь и исполнительный директор компании Lemon.online Марина Кашина, комментируя «Профилю» итоги заседания совета директоров ЦБ, напомнила, что в настоящее время сохраняются предпосылки для повышения ключевой ставки во втором квартале текущего года. Главное основание для ужесточения ДКП, с точки зрения Банка России, – повышение экономической активности, которое стимулирует внутренний спрос, но ускоряет инфляцию в экономике.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".