Золотое дно и его обитатели
Как украинские олигархи оттачивают новую схему контроля над российскими стратегическими ресурсами
Отношения России и Украины в последнее время складываются – ну, просто, хуже некуда. Практически каждый день наша взбалмошная соседка на юго-западе РФ демонстрирует очередной недружественный выпад – то отказывает российским наблюдателям в присутствии на предстоящих президентских выборах, то сворачивает любые контакты между правоохранителями и обмен правовыми данными, то посылает своих военных с провокационными целями в российские территориальные воды. Не говоря уже о бесконечных рассказах про «войну между Россией и Украиной», которая уже почти пять лет идет исключительно в головах киевской верхушки.
Если анализировать все эти события со стороны, то возникает ощущение, что злейшего врага для Украины, чем Россия, в мире просто не существует. Но это только внешнее ощущение: если посмотреть поглубже и отмахнуться от военно-политической риторики, постоянно доносящейся со стороны Незалежной, то выяснится удивительная закономерность – чем громче звучат антироссийские лозунги из Киева, тем крепче становятся экономические связи между двумя соседними странами. Так, по недавнему заявлению Таможенной службы России, оборот внешней торговли между Россией и Украиной в 2018 году составил $14,98 млрд. по сравнению с $12,86 млрд. годом ранее, то есть, вырос на 16,6%.
Но это лишь официальная статистика. Гораздо сложнее посчитать, сколько зарабатывают и вывозят из России на Украину ее трудовые посланцы. И уж совсем непросто проанализировать аффилированность украинских бизнесменов и компаний в российскую экономику. Даже в первом приближении сразу выясняется, что практически все украинские олигархи так или иначе завязаны с Россией, делают в ней неплохой гешефт, не забывая при этом вслух осуждать и проклинать «русских оккупантов и агрессоров». Ну, вот такие законы жанра царят в украинской элите…
Россия долго смотрела на подобное противоречивое поведение этой самой «элиты», но, в конце концов, все это ей надоело. В результате, прошлой осенью Москва огласила список нежелательных лиц из числа политиков и бизнесменов, против которых Россия объявила санкции. Список солидный – вошли туда самые одиозные персонажи, типа министра МВД Авакова, лидера запрещенной в России организации «Правый сектор» Дмитрия Яроша, националиста Олега Тягнибока, бывшего премьера Украины Арсения Яценюка, олигарха Сергея Пашинского. Все они успели отметиться высказываниями и действиями, которые по отношению к нашей стране можно расценить как враждебные. Всего в списке изначально оказались 322 фигуранта, против которых правительство РФ объявило специальные меры воздействия: заморозка активов, запрет на вывод капиталов и т.д. Затем список был расширен и в нынешнем виде в него входят 567 человек и 75 украинских компаний.
Есть в этом списке и такой скандально известный персонаж, как бывший мэр Киева Леонид Черновецкий (он же «Лёня-Космос») и его сын Степан. Старший Черновецкий - человек небедный, немного экстравагантный (в свое время был замечен в связях с религиозными сектантами из США), но сфера бизнеса у него довольно широкая, с заходом, в том числе и на территорию нашей страны. Сам же Черновецкий в последнее время в основном обитает в Грузии. Однако, появление его фамилии в санкционном списке недругов России, видимо, имело под собой основания, в том плане, что Москве известны каналы, через которые этот человек каким-то образом наживался на нашей стране.
Однако, есть ощущение, что поставленная составителями списка цель не будет достигнута. Дело в том, что Леонид Михайлович давно уже не действует на территории РФ напрямую. Это совершенно ни к чему с тех пор, как у него появился компаньон в виде зятя - бизнесмена Сергея Янчукова, который получил российское гражданство и развернул на территории РФ очень серьезную деятельность.
Жизненный путь Сергея Янчукова довольно извилист и любопытен. Вырос он в небедной семье - отец был первым заместителем главы одесского отделения Нацбанка Украины. По молодости Сергей приторговывал валютой в обменном ларьке на одесском Привозе, в 1999 году окончил Одесский государственный экономический университет по специальности «финансы» и как-то сразу потянулся к большому бизнесу. Уже в 2001-м он основал свою торговую компанию по продаже и экспорту нефти и нефтепродуктов. Потихоньку перебрался в Россию и уже в 2007 году приобрел контрольный пакет акций ОАО "Нефтяная компания «Мангазея», которая принадлежала государству. У «Мангазеи» имеются лицензии на разработку трех газоконденсатных месторождений в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа.
Правда, в делах Янчукова не все шло так гладко, как хотелось. К примеру, 14 сентября 2009 года Следственным комитетом прокуратуры по ЯНАО против него было возбуждено уголовное дело по ст. 145.1 УК РФ «Невыплата заработной платы». Хозяину “Мангазеи” даже пришлось провести две недели под стражей. Затем дело как-то подозрительно быстро закрыли, Янчуков был освобожден.
В 2011-м предприниматель очень удачно женился на Кристине, дочери киевского экс-мэра Черновецкого, который входил в десятку самых богатых украинцев, и дела в бизнесе Янчукова сразу стали налаживаться. В 2012-2013 годах в его компании появились девелоперское и золотодобывающее направления, которыми занимались группы «Мангазея Девелопмент» и «Мангазея Золото». Понятно, что без финансовой помощи влиятельного тестя тут не обошлось.
Девелоперский бизнес Янчуков развернул в Москве, где ему достались участки для жилищной застройки в престижных районах столицы. Но главным активом компании «Мангазея» стало Итакинское золоторудное месторождении в Забайкалье. По официальным данным, его разведанные запасы составляют как минимум 62 тонны, а по неофициальным – даже больше. А по закону РФ «О недрах», любое месторождение, содержащее больше 50 тонн золота, считается стратегическим объектом. Но как же у бывшего гражданина Украины оказался в собственности стратегический объект страны, с которой Украина вроде как воюет уже пятый год?
Изначально лицензия на разработку месторождения принадлежала ПАО «Ксеньевский прииск». В 2015 г. Янчуков договорился о приобретении этой лицензии, но так и не внес обещанные платежи, а в прошлом году вообще отказался платить, хотя добычу золота ведет до сих пор.
С тех пор между Егором Литуевым, генеральным директором "Ксеньевского прииска" и Сергеем Янчуковым идет судебная тяжба, которая неизвестно чем закончится. По крайней мере, прошлой осенью Арбитражный суд Москвы встал на сторону Сергея Янчукова в его споре за Итакинское месторождение. Литуеву было отказано в удовлетворении исковых требований.
Судебная тяжба продолжается, а золотоносное месторождение продолжает обогащать Янчукова, который показал себя не таким уж рачительным хозяином – по крайней мере, финансовые показатели компании постоянно снижаются. К примеру, за прошлый год «Мангазея» работ по вскрытию земли на месторождении провела на 33% больше, чем за тот же период 2017-го, руды добыто на 18% больше, а золота продано на 32% меньше. При этом сильно уменьшилась доля извлечения золота из руды – с 71% до 43%. Чистый убыток за три квартала 2018 года составил почти $13 млн., увеличив общий убыток почти до $270 млн. В результате, компания вынуждена брать кредиты у банка ВТБ в размере свыше $53 млн. Согласитесь, странный какой-то бизнес – сидеть на золоте и быть при этом крупным должником.
Впрочем, это уже вопросы к бизнес-способностям самого Янчукова. Куда тревожнее другой вопрос: почему стратегическое месторождение золота вообще оказалось в руках человека, который является родственником лица, внесенного в списки недругов России? А промежуточное судебное решение по сути делает законной бесплатную, противоречащую правовым нормам и геополитическим интересам России передачу стратегического актива украинским олигархам. Причем, именно сейчас, когда значения желтого металла особенно выросло в условиях, когда наша страна всеми силами пытается вырваться из долларовой зависимости и активно накапливает свои золотые запасы.
А ведь по всем расчетам, цена на золото будет только расти. В конце января тройская унция стоила $1300. По прогнозам аналитиков, в первом квартале 2019-го цена унции достигнет $1350, а к 2022 году – перекроет уровень $1440. Пока мы занимаем 3-е место по добыче благородного металла после Австралии и Китая, но в ближайшие годы вполне можем опередить Китай и занять 2-е место.
Логика нынешней геополитической и экономической ситуации диктует нам следующее: в условиях, когда наши «вероятные друзья» объявили тотальные санкции и выдавливают нас со всех рынков, Россия просто обязана усилить контроль над такими стратегическими объектами, как Итакинское месторождение. И уж точно не допускать, чтобы такие объекты переходили в руки дельцов, на которых оказывают влияния олигархи из страны, регулярно демонстрирующей свою враждебность. Но в этой истории происходит явное нарушение всех законов логики…
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".