26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Власти хотят привлечь россиян к контролю за выполнением ПДД
ГИБДД ПДД Россия

Власти хотят привлечь россиян к контролю за выполнением ПДД

Штрафовать нарушителей ПДД можно будет на основании одной лишь фото- или видеозаписи, сделанной другими участниками дорожного движения – «народными инспекторами». Упрощенный порядок предлагают ввести для самых распространенных нарушений, больше остальных раздражающих участников дорожного движения, – выезд на встречку, неправильная парковка, агрессивное вождение. Соответствующий законопроект, внесенный правительством РФ, поддержали в Госдуме в первом чтении. Эксперты уже обсуждают расширение перечня правонарушений, однако адвокаты говорят об отсутствии рабочего механизма реализации инициативы, без которого инструмент принесет больше вреда, чем пользы.

©Сергей Бобылев/ТАСС

Бдительный смартфон

«Народным инспектором» сможет стать только гражданин, зарегистрированный на портале госуслуг и записавший видео нарушения с помощью специальной программы, которая не позволит редактировать запись. Порядок создания и функционирования такого ПО определит правительство РФ – на это отводится полгода со дня окончательного принятия законопроекта.

Штрафовать по видео со смартфона будут не за всё – нововведение затронет несколько самых распространенных нарушений ПДД: проезд на красный, выезд на встречку, агрессивное вождение, несоблюдение требований знаков или разметки, непредоставление преимущества пешеходам, нарушение правил остановки или стоянки. В будущем перечень может быть расширен.

В России созрел общественный запрос на участие граждан в обеспечении общественной безопасности, утверждают в МВД. Граждане уже сейчас активно шлют в полицию и в другие инстанции свои фото- и видеоматериалы, фиксирующие дорожные нарушения. В год рассматриваются более сотни тысяч таких обращений, и число растет с каждым годом. Действующее законодательство обязывает полицейских принять и рассмотреть все поступающие материалы в общем порядке, с применением всех стадий производства по делам об административных правонарушениях. Законопроект вводит упрощенный порядок рассмотрения, отменяющий даже составление протокола.

«Это позволит упростить и ускорить процесс привлечения нарушителей к административной ответственности. Система будет работать примерно так же, как сейчас работает система автоматизированной фото- и видеофиксации нарушений ПДД, в автоматическом режиме, когда эти данные передаются в специальные подразделения, где они обрабатываются уполномоченными должностными лицами, и выносится постановление о привлечении данного нарушителя к административной ответственности», – пояснил зампредседателя профильного комитета ГД по государственному строительству и законодательству Рафаэль Марданшин.

Обжаловать такие штрафы можно будет в том же порядке, в котором сейчас обжалуются нарушения, зафиксированные камерами видеонаблюдения.

Нововведение не только повысит уровень безопасности дорожного движения и снизит травматизм на дорогах, но и укрепит доверие граждан к органам внутренних дел, убеждены авторы инициативы.

Новшество не из дешевых – на закупку серверного оборудования и приобретение услуг связи потребуется 2 млрд 699 млн рублей. Сумму распределили на три года, последующих после вступления закона в силу.

Операция «Зоркий глаз»

Институт «народных инспекторов» уже апробирован в двух субъектах РФ – в Москве и Республике Татарстан – и очень хорошо себя зарекомендовал.

По данным Министерства информатизации и связи Республики Татарстан, за три пилотных года граждане передали более 135 тысяч сообщений о нарушениях, положительное решение по ним принято более чем в 100 тысячах случаев.

Приложение «Помощник Москвы» работает с августа 2015 года и тоже очень популярно. Только за первые два года его скачали порядка 200 тысяч пользователей, по сообщениям которых вынесено более полумиллиона штрафов. При этом наиболее популярное нарушение, о котором москвичи спешат сообщить, – парковка на газоне.

Подобная практика широко применяется за рубежом – в Великобритании, Сингапуре, Германии. Зарубежный опыт показывает, что она позволяет снизить количество ДТП на 30%.

Впрочем, как показывает практика, новшество обладает добавленной стоимостью. Сама возможность, что из проезжающей мимо машины или автобуса могут снять и отправить в ГИБДД такой ролик, уже даст мощный профилактический эффект.

Перечень нарушений, штрафовать за которые будут в упрощенном порядке, хотят расширить уже сейчас, при подготовке инициативы ко второму чтению. Так, профильный комитет ГД по государственному строительству и законодательству обратил внимание на такую распространенную практику, как пользование телефоном за рулем.

А Общественная палата РФ, проводившая экспертизу проекта, предлагает включить в него вождение или перевозку пассажиров без ремня безопасности, управление мотоциклом без шлема, движение по обочинам, тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам, выезд на трамвайные пути, непредоставление преимущества автомобилю со спецсигналами.

Перед вступлением в силу закона необходимо будет провести серьезную опытную эксплуатацию и приемочные испытания ПО, отмечают в Общественной палате РФ. Для его доработки потребуется больше времени, чем заложено законопроектом сейчас.

Перегибов не избежать

Адвокат Александр Липатников, специализирующийся на делах об автонарушениях, уверен, что такая схема фиксации нарушений ПДД получит широкое распространение по всей стране. По опыту программы «Активный гражданин» и «Помощник Москвы» видно, что людям нравится возможность самим наказывать нерадивых автомобилистов, и делать это можно хоть каждый день по нескольку раз.

«Огромное количество будущих «народных инспекторов» с нетерпением ждут, когда они уже смогут сами навести порядок в своем дворе, плотно заставленном машинами. Думаю, мобильным приложением «Народный инспектор» с удовольствием будут пользоваться пешеходы, в том числе мамы с колясками и инвалиды, которые не могут пройти по тротуару из-за неправильно припаркованных автомобилей», – говорит он.

По мнению юриста, получив определенное количество таких штрафов, водители-нарушители поймут, что наказание неотвратимо, и это существенно улучшит ситуацию на дорогах, повысит уровень правосознания участников дорожного движения.

Однако при такой схеме будет трудно избежать злоупотреблений, отмечает Липатников. Современные смартфоны не сертифицированы для такого применения и позволяют вносить любые изменения в настройки, да и в отснятые фото- или видеоматериалы.

«Предлагаемая правительством система не позволяет на 100% гарантировать достоверность и допустимость фото- и видеодоказательств, направляемых «народным инспектором». Не исключено, что кто-то захочет таким образом навредить своему знакомому из чувства личной неприязни. Когда программа заработает в полную силу, то в ГИБДД будут поступать десятки, а может быть, и сотни тысяч таких снимков и видеозаписей. Кто-то должен будет все это отсматривать и по каждому случаю принимать решение. У меня есть сомнения, что ГИБДД сможет технически реализовать безошибочную обработку всех поступающих фото- и видеофайлов», – полагает он.

Дополнительно адвокат отмечает, что подобная схема фиксации нарушений неизбежно повлечет сокращение сотрудников ДПС, так как в них не будет необходимости. В скором времени на дорогах вообще не будет привычных нам сейчас передвижных патрулей ДПС, рассуждает он.

Нужен грамотный механизм реализации инициативы, но пока его нет, согласен адвокат Станислав Король. Как только механизм заработает, карательная машина будет запущена полным ходом, а, как правило, о правах на защиту, объективность и беспристрастность в этом случае говорить не приходится.

«Кто сталкивался с системой по обжалованию штрафов за неправильную парковку или был не согласен в суде с квалификацией своего административного правонарушения, вмененного инспекторами ДПС, знает, что это за муки – доказать свою невиновность. Оснований сомневаться в доказательствах, представленных и составленных на то уполномоченным должностным лицом, у суда в настоящее время не имеется, поскольку все они не заинтересованы в исходе дела, а добросовестно исполняют свои обязанности в пределах своей компетенции», – говорит он.

В этом случае проект добавит проблем водителям, но не решит саму проблему, убежден адвокат.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».