25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Стратегическое направление внутрь: каким будет новый закон о туризме
внутренний туризм Путешествия путешествия

Стратегическое направление внутрь: каким будет новый закон о туризме

Отечественные и иностранные туристы будут путешествовать по России по новому закону. Действующий был написан более 20 лет назад и не учитывает современные реалии, говорят в отрасли. К тому же он не регулирует приоритетную и активно развиваемую сферу внутреннего туризма.

Озеро Байкал

©shutterstock/Fotodom

О необходимости развивать туризм внутри страны говорят уже несколько лет, но особенно острой эта тема стала на волне пандемии COVID-19, когда большинство туристических направлений закрылись, а популярные курорты ввели серьезные ограничения. Чтобы россиянам было где отдыхать, а отрасль не пострадала еще сильнее, президент РФ даже поручил включить этот пункт в общенациональный план действий по нормализации деловой жизни и форсировать возможности отрасли в тесном контакте с деловым сообществом.

Согласно Стратегии развития туризма до 2035 года и поручению главы государства, новый отраслевой закон, в котором будет закреплен приоритет внутреннего туризма, должен быть принят уже в следующем году. Подготовкой проекта поручено заниматься Федеральному агентству по туризму РФ. В работе также принимают участие представители Роспотребнадзора, профильных комитетов Государственной думы и Совета Федерации, научное и экспертное сообщества.

Как удвоить турпоток

Стратегия развития туризма в России до 2035 года была утверждена правительством РФ год назад, 20 сентября 2019 года. Документ направлен на развитие внутреннего и въездного туризма за счет создания и развития туристских территорий специальных преференциальных режимов, реализации комплексных проектов создания туристской и обеспечивающей инфраструктуры, формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, увеличение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления российских граждан.

Этнический туризм в России – потенциальный драйвер для всей отрасли

В частности, Стратегией предусматривается развитие туристской, коммунальной и транспортной инфраструктуры, строительство и реконструкция объектов магистральной инфраструктуры (аэропортов и транспортных хабов, федеральных автомобильных дорог, мостовых переходов, обходов крупных городов, железных дорог и участков водных путей), формирование туристского продукта с учетом природного, культурного, этнического разнообразия регионов России. Планируется также развитие отдельных видов туризма: детского, культурно-познавательного, горнолыжного, круизного, экологического и делового.

Ожидается, что к 2035 году мы будем ездить по стране вдвое больше, а иностранцы приезжать к нам – втрое чаще. Кроме того, в три раза должно возрасти количество инвестиций в сферу туризма.

Действующий отраслевой закон этих планов не учитывает, поэтому необходимо создать новый комплексный и масштабный документ.

Депутаты уже работают в этом направлении и даже внесли множество предложений, заявляет председатель комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Борис Пайкин. По его словам, главная задача нового закона – сделать внутренний туризм не менее привлекательным, чем привычный зарубежный отдых. Для этого необходимо создать нормативно-правовую базу, учитывающую интересы инвесторов в этой сфере.

Кроме того, российское законодательство должно коррелировать с международным, в частности, с положениями модельного закона СНГ «О туристской деятельности».

При этом новый закон не полностью заменит, а скорее дополнит действующий. Только за последний созыв Госдумы в него было внесено множество поправок: о «звездности» гостиниц, о реестре туроператоров, о туристских информационных центрах, о паломниках. На сегодняшний день в портфеле профильного комитета ждут рассмотрения еще 14 отраслевых законопроектов, в том числе о деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников и об электронных визах для иностранных граждан.

Основной туристический инстинкт

Необходимо создать комплексное законодательство, которое будет регулировать развитие внутреннего туризма как социально значимого явления, говорит бизнес-омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере туризма, член правительственной комиссии по развитию туризма в РФ Георгий Мохов.

Почему туроператоры против ускоренной цифровизации в турбизнесе

«Действующий закон «Об основах туристской деятельности» этого не делает. Он был создан в конце девяностых, когда открылся железный занавес и начали развиваться предприятия в сфере выездного туризма, поэтому его содержание в первую очередь направлено на регулирование деятельности туроператоров и турагентов. Свою функцию в этой части он выполняет. Но сейчас стоят другие задачи – развитие туристических территорий и межрегиональных проектов, создание объектов, имеющих туристическое значение, туристско-рекреационных кластеров и целевых экономических зон, предоставление преференций значимым туристическим проектам», – рассказал он.

Сейчас правоотношения в этой сфере регулируются различными нормативными актами в сферах строительства, образования, управления землями разных категорий, здравоохранения, предпринимательской деятельности и т. д. Здесь вопросы и федерального, и регионального ведения, смешанной компетенции множества различных ведомств.

«Время требует указать приоритеты и прописать взаимоотношения государства, субъектов РФ, муниципалитетов и предпринимателей. Предоставить широкие возможности регионам создавать и реализовывать собственные программы, дать им возможность быстро переводить земли из одной категории в другую, создавать регулирующие механизмы управления туристическими зонами, прибрежными территориями, пляжами, туристскими тропами, транспортными узлами, устанавливать льготы и преференции местным предпринимателям, которые занимаются турпроектами, имеющими приоритетное значение для экономики регионов. Все это отчасти существует, но нуждается в системном федеральном регулировании», – пояснил омбудсмен.

Приоритетные направления развития внутреннего туризма обозначены в Стратегии – например, детский отдых. Сейчас регулирование в этой сфере очень массивное и путанное, оно разбросано по направлениям разных ведомств – МЧС, образование, здравоохранение, соцобеспечение, административный надзор различного уровня и т. д.

Закон должен дать возможности для полноценного развития приоритетных направлений и видов туризма, но следует учитывать, что федеральный закон – это только фундамент и одного его недостаточно – он должен обрасти длинной цепочкой нормативных актов, которые установят стандарты, методические рекомендации, механизмов контроля и надзора и т. п. Это задача не на один год.

С рюкзаком по стране: как путешествовать по национальным паркам России

Также приоритетным направлением указан экологический туризм. Речь идет о путешествиях в районах возле заповедников, национальных парков и других особо охраняемых территорий. Сейчас это направление регулируется законами о пользовании лесными и водными ресурсами, и туризм там, как правило, под запретом.

Приоритеты отталкиваются от запросов туристов, напоминает Мохов. «Базовая человеческая потребность, которая определила развитие туризма за последние сто лет, – это потребность в отдыхе на море, которую невозможно ничем заменить. Конечно, и во всех других направлениях есть своя привлекательность, которую можно и нужно развивать», – говорит он.

При этом у ряда регионов уже есть развитое местное законодательство и серьезные успехи в сфере туризма, которые стоит учесть. Сильная нормативная база в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ярославле и других городах с традиционными туристическими маршрутами. В Татарстане отлично себя показал Государственный комитет по туризму, еще в нескольких регионах – комитеты и департаменты, координационные и экспертные советы по туризму при губернаторах.

Кроме того, новый закон включит в себя правоотношения туристов и турагентов в онлайне. Еще несколько лет назад их просто не существовало, а сейчас все больше граждан приобретает турпродукты через электронные системы бронирования.

Так, в июле правительство Москвы запустило цифровую платформу RUSSPASS – глобальный российский туристический сервис, где можно самостоятельно составить программу путешествия или выбрать готовый тур. Портал создавался по инициативе московской мэрии, чтобы развить туристическую привлекательность столицы, но уже сейчас к нему подключились и другие регионы. Также платформа предлагает услугу оформления электронной визы для иностранных туристов.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».