12 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Экономические тренды недели с 6 по 12 октября

Эксперименты с предпринимателями

За последние две недели появилось сразу три законопроекта, посвященных судьбам малого предпринимательства. Один из них разработало Министерство финансов: ведомство предлагает региональным властям на свое усмотрение менять правила, по которым малые предприниматели будут получать льготы, предусмотренные упрощенной системой налогообложения (УСН). Сейчас «упрощенка» доступна только для организаций и индивидуальных предпринимателей с доходами ниже 64 млн. рублей, средней численностью работников до 100 человек и остаточной стоимостью основных средств не больше 100 млн. рублей. Закон позволяет снизить порог входа в УСН до 10 сотрудников и 6 млн. рублей прибыли. Под действие закона попадут предприятия торговли, общепита и рантье, сдающие в аренду недвижимость. Делается это по просьбам все тех же регионалов: якобы предприниматели дробят свой бизнес на несколько отдельных малых компаний, чтобы экономить на налогах. Так что велика вероятность, что регионалы, если закон будет принят, воспользуются предоставленной им возможностью. В этом случае рост налоговой нагрузки может ощутить почти 10% всех малых предприятий — именно столько, согласно мониторингу ФНС получало выручку меньше 10 млн. рублей в 2012 году.

Аналогичные полномочия получат регионалы и согласно другому минфиновскому законопроекту: о двухлетних налоговых каникулах впервые зарегистрированным предпринимателям на «упрощенке». Распространяется эта льгота только на организации (или индивидуальных предпринимателей), занимающиеся производством, социальной или научной деятельностью. Право определять, какими именно видами этой деятельности должны заниматься предприниматели, чтобы стать льготникам, тоже отдано на откуп региональным властям. И снова из-за их страха перед дроблением предприятий, желающих сэкономить на налогах.

И наконец, третий законопроект. Он вышел из под пера Министерства экономического развития. Речь в нем идет не только о малом, но и среднем бизнесе. А посвящен он не фискальной, а бюджетной политике: МЭР решило существенно изменить систему выделения субсидий на поддержку МСП. Сейчас они распределяются достаточно топорно в зависимости от количества предприятий в регионе, и ведомство предлагает этот механизм усложнить. Предполагается, что размер субсидий для отдельных регионов будет определяться с учетом ряда факторов: количества городского населения, количества малых и средних предприятий на одного жителя и эффективности реализации программы поддержки МСП в текущем году. Год назад, распределяя субсидии, МЭР установил прогнозные показатели по ряду показателей деятельности: от объема выпущенной продукции, до числа предприятий, получивших спущенную сверху поддержку. И теперь, наблюдая за тем, как регионы справились с планом, МЭР будет определять: кому достанется больше, а кому меньше субсидий. В итоге деньги должны получить самые лучшие — экономически активные регионы.

Видно, что правительство хочет решить сразу несколько задач: оптимизировать бюджетные расходы, повысить налоговые сборы, изменить структуру МСП, в которой сейчас преобладают торговля и общепит. Но малому и среднему бизнесу нужна скорее большая продуманная программа развития, чем длящееся не первый год законотворчество, оказывающее дестимулирующий эффект регулярным изменением правил игры. Сами законы далеко не совершенны: если они будут приняты, диспропорции в развитии малого предпринимательства в стране только законсервируются. Где-то региональная власть не занимается МСП, но хочет повысить налоговые доходы: такие регионы в итоге не получат ни субсидий, ни процветающего малого предпринимательства.

Логика на самом деле простейшая: в условиях экономического спада малый бизнес страдает больше всего из-за падения прибыли и рентабельности. А значит ему нужны налоговые послабления и дешевый кредитный ресурс, а не насильственная перекройка, которой имеет смысл заниматься в более благоприятные времена.

«Газпром» устал

Выступление главы газовой монополии Алексея Миллера на Петербургском международном газовом форуме по форме прозвучало как гневная филлипика в адрес европейских властей. Основные тезисы: стратегия «Газпрома» всегда опиралась на выстраивание цепочки стоимости от места газодобычи до конкретного европейского потребителя. Но сегодняшняя Европа перестала быть рынком покупателя и это повод задуматься о целесообразности такой стратегии. Расшифруем: господин Миллер давно мечтал, чтобы «Газпром» был не просто крупным оптовым поставщиков голубого топлива на европейский рынок, но еще и активным розничным игроком. Чтобы добраться до конечного потребителя «Газпром» должен был покупать активы, следующие после магистрального газопровода в цепочке поставок: сбытовые и генерирующие компании и электростанции. Но особых успехов на этом направлении «Газпром» так и не добился. Ему не удалось приобрести в Европе ни одной станции, а не так давно начались проблемы со сделкой с немецкой компанией Winershall, которая должна была уступить «Газпрому» свои сбытовые компании Wingas, WIEH и WIEE в обмен на долю в двух участках Уренгойского месторождения. Стороны подписали соглашение еще в прошлом году, но сейчас сделка застопорилась и ждет согласования с европейскими регуляторами.

Кажется, речь Миллера знаменует конец романа «Газпрома» с Европой, в котором первый явно долгое время доминировал и устанавливал правила игры все больше на свое усмотрение. Сейчас в отношениях наступил явный разлад. Европа блокирует строительство газопровода «Южный поток», через который газ должен был идти в Южную и Восточную Европу, минуя Украину. Добавляет пессимизма и низкий в условиях стагнации спрос на газ, и попытки европейских властей потеснить голубое топливо в энергобалансе, активно субсидируя возобновляемые источники энергии.

Back to the 80s

Нефтяные цены продолжают стремительно падать. За баррель российской Urals дают уже 89 долларов — это уровень осени 2010 года. На рынках начинают все активнее поглядывать в сторону картеля стран-экспортеров нефти ОПЕК. Мы уже писали, что в случае резкого падения котировок, у ОПЕК есть возможность вмешаться и переломить негативный тренд, сократив производство нефти. Обсудить совместную тактику представители картеля намерены 27 ноября.

Однако, кажется, страны-лидеры картеля — Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ — не спешат предпринимать какие-либо действия, чтобы поддержать цены. А вот их партнеры начинают бить тревогу: встреча только через полтора месяца, а Венесуэла уже подготовила свои предложения по исправлению ситуации, согласовав ее, что примечательно, с главой российского МИД Сергеем Лавровым. Беспокойство Венесуэлы не удивительно: ее бюджет сильно зависит от нефтяных котировок — цена в 100 долларов за баррель и то для нее низка. С другой стороны Саудовская Аравия от происходящего получает только выгоду. Ее бюджет сбалансирован при 85 долларах за баррель. К тому же саудиты наоборот заинтересованы в наращивании добычи, чтобы не сдавать нефтяной рынок американцам.

В такой ситуации рынок и деловые СМИ ударились в конспирологию, вспомнив события середины 80-х, когда американский президент Рейган уговорил саудовского короля Фахда обрушить цены на нефть. Саудовская Аравия в итоге увеличила добычу втрое, в результате чего черное золото подешевело с 30 до 12 долларов за баррель. Считается, что это стало одной из причин экономического краха СССР. Поводов для того, чтобы углядеть в нынешнем нефтяном пике вторую попытку сговора — на этот раз против России — более чем достаточно. Логика и прогнозы аналитиков гораздо скучнее: темпы снижения нефтяных цен уже сильно ослабли и в ближайший месяц цены должны будут оттолкнуться от дна.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK