26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Неявная угроза
Главное

Неявная угроза

За прогнозами международных рейтинговых агентств по рейтингам России стоит не экономическая, а политическая мотивация

И без мартовских событий итоги 2013 года предвещали стагнацию российской экономики, снижение деловой активности на фоне оттока капитала, а также сложные условия для банковской отрасли. Но переход Крыма под юрисдикцию России добавил негатива в геополитический фон. Реакция международных агентств не заставила себя ждать: после появления 20 марта информации о новых санкциях со стороны США два агентства — S&P и Fitch — понизили прогноз суверенного рейтинга России со «стабильного» до «негативного», что, как правило, означает скорое понижение самого рейтинга. Следом были пересмотрены рейтинги крупных российских эмитентов. Но есть ли реальные причины для таких действий?
Ключевыми факторами понижения прогноза стали повышенный «геополитический риск» и возможность введения экономических санкций со стороны США и ЕС, что, по мнению наших западных коллег, может повлиять на кредитоспособность государства.
Со стороны России в адрес агентств посыпались обвинения в исполнении политического заказа и ангажированности. Общественное мнение всколыхнулось, было сделано немало прогнозов, суть которых определялась политическими пристрастиями авторов. Попробуем придерживаться взвешенного подхода.
В экспертном сообществе давно бытует мнение, что суверенный рейтинг России (BBB) занижен. В «большой тройке» рейтинговых агентств укоренилась практика оценивать риски России вместе с коррупцией, бюрократией, несовершенством закона (сейчас к этому добавились геополитические риски и угроза международных санкций). При этом упускается из виду то, что Россия — это прежде всего страна, у которой значительные золотовалютные резервы, запасы углеводородов, покрывающие все расходы страны. По сравнению с другими странами Россия — очень надежный заемщик с точки зрения способности платить по своим долгам. На сегодняшний день соотношение долговых обязательств к ВВП в России 8%, тогда как в США — 101%, в Японии — 270%. Если учитывать весь внешний долг (включая корпоративный сектор), то картина несколько иная: долг Японии — 55,9% ВВП, России — 36,3%, США — 26,14%. Да, в этом случае картина хуже, но на общем фоне — не катастрофическая. Конечно, кредитная история у нашей страны небезупречная, России уже приходилось отказываться от своих долгов. Но никто и не говорит, что рейтинги нашей страны должны быть на уровне Японии и США (АА и ААА). Однако разница в оценках оказывается гораздо больше, нежели в экономических показателях.
Что касается возможных санкций, которые также могут повлиять на экономическую ситуацию в России, то пока угроза их применения не очень велика. Из всего спектра озвученных «наказаний» дело дошло лишь до отключения некоторых банков от процессинга Visa и MasterСard. Все остальные ограничения остались пока лишь словами и сопровождались ростом курса российской валюты и фондовых индексов.
Куда более действенной мерой в «усмирении» России могло бы стать ограничение импорта/экспорта. Но тут интересы политики и бизнеса на Западе окажутся диаметрально противоположными. В случае ограничения Евросоюзом российского импорта первой же зеркальной мерой станет ограничение Россией экспорта товаров. Согласно данным Федеральной таможенной службы, объем экспортируемых Россией в Евросоюз и США товаров в 2013 году превысил объем импортируемых товаров в два раза — это дает представление об абсолютных размерах ущерба для сторон.
И для ЕС, и для России взаимные поставки являются критическими. Обещанное снижение зависимости ЕС от российского газа, по общим прогнозам, удастся реализовать только на 10% и только не раньше 2036 года. В то же время Россия, пусть и не так быстро, почувствует трудности с поставками высокотехнологического оборудования и транспортных средств, так как они имеют крупнейшую долю в структуре импортируемых в Россию товаров (по данным Федеральной таможенной службы — 51% в 2013 году). Основной их объем представлен поставками из стран ЕС и США. Переориентация на импорт оборудования из Азии и стран БРИКС возможна, но сделать это будет намного проблематичней, чем с продовольственными, сельскохозяйственными и текстильными товарами. Тем не менее Россия имеет преимущество в темпе: ее возможный ответ в виде ограничений на экспорт достигнет «сердца европейской экономики» быстрее, чем санкции самой Европы серьезно нарушат работу экономики нашей страны.
Все наиболее вероятные прогнозные последствия возможных санкций для России с трудом дотягивают до 0,5—1% ВВП страны. Может ли это быть реальным поводом для понижения суверенного рейтинга — большой вопрос. Так что если это и случится, то причины будут лежать, скорее всего, вне рамок финансового анализа.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».