Арктические робинзоны: о мужестве и стойкости моряков парохода "Декабрист"
После разгрома в июле 1942 года арктического конвоя PQ-17 перевозки грузов в СССР по программе ленд-лиза осуществляли одиночные суда. Немцы устроили за ними настоящую охоту. В случае обнаружения у тихоходных и слабовооруженных транспортов шансов на спасение практически не было, что подтверждает история советского парохода «Декабрист».
Дважды на волосок от гибели
Осенью 1941 года для доставки военных грузов по североатлантическому маршруту между портами США, Великобритании и СССР Дальневосточное пароходство выделило 10 судов, включая «Декабрист». У этого транспорта была богатая военная биография.
В июле 1904-го пароход, носивший тогда название «Анадырь», был включен в состав Второй тихоокеанской эскадры. Под командованием капитана 2-го ранга В.Ф. Пономарева в мае 1905-го военный транспорт, вооруженный несколькими орудиями, участвовал в Цусимском сражении. После разгрома русской эскадры на него перешел экипаж вспомогательного крейсера «Урал», который получил серьезные повреждения и начал тонуть. «Анадырю» повезло – он благополучно ускользнул от японцев, правда, вместо Владивостока взял курс на Индийский океан. До острова Мадагаскар дошел 14 июня. Все это время судно считалось погибшим в районе Цусимского пролива.
Второй раз «Анадырь», переименованный после революции 1917 года в «Декабрист», обманул смерть в конце декабря 1941-го. Следовавший в Мурманск союзнический конвой PQ-6 недалеко от Кольского залива атаковали «Юнкерсы». В советский транспорт попали две авиабомбы, и обе не взорвались. Невероятное везение. Одна бомба, пробив палубу и борт, исчезла в море. Вторую нашли в твиндеке пятого трюма, в котором перевозили взрывчатые материалы. Моряки уложили бомбу на матрас, подняли на верхнюю палубу, откуда сбросили за борт.
Последний рейс
Похоже, что на этом запас везения старого парохода был исчерпан. В конце октября – начале ноября 1942 года из Рейкъявика в Мурманск отправились 13 транспортов, в том числе «Декабрист». Около полудня 4 ноября в Баренцевом море в 60 милях к югу от острова Надежды судно атаковали немецкие бомбардировщики и торпедоносцы из состава эскадрильи I/KG30.
Огнем зениток и пулеметов «Декабристу» отбиться от врага не удалось. Одна торпеда попала в носовую часть. Судно получило пробоину и начало тонуть. Экипаж более шести часов боролся за живучесть, но повреждения были слишком серьезны, и капитан отдал приказ покинуть обреченный транспорт. 80 моряков заняли места в четырех спасательных шлюпках. Действовали организованно, успели погрузить запасы продуктов (галеты, сухари, мясные консервы), пресную воду, теплую одежду и штурманские приборы.
Вот как описывает этот трагический момент судовой фельдшер Надежда Наталич: «Заскочила в свою каюту – там уже воды по колено. Сунула под меховую куртку прорезиненный пакет с бинтами, медикаментами. Взяла с собой кота Мишку. Жаль бросать живое». Забегая вперед, скажем: Наталич тогда и не предполагала, что милосердный поступок ей зачтется. Вскоре уже Мишка спасет ее от неминуемой гибели в снежном плену.
Терпящих бедствие в ледяном море моряков искали – сигнал SOS, переданный радистом «Декабриста», приняли радиостанции Амдермы, Диксона и острова Уединения, нескольких кораблей. По указанным координатам командование Северного флота направило подводные лодки С-101 и С-102. К сожалению, поисково-спасательная операция субмарин успехом не увенчалась.
Какое-то время шлюпки держались вместе, но разыгрался шторм и разбросал их в разные стороны. До ближайшей суши – острова Надежды – через 11 суток добралась только одна шлюпка с 19 моряками, включая капитана. Три другие, на которых находились 61 член экипажа затонувшего парохода, пропали без вести.
Остров последней надежды
Остров Надежды, по-норвежски Хопен (Hopen), на берег которого высадились 15 ноября 1942-го советские моряки, расположен в юго-восточной части архипелага Шпицберген. Место крайне неприветливое, условия экстремальные, непригодные для проживания человека. Остров протянулся с юга на север. Длина – 33 км, ширина – не более 2 км, площадь – 46 кв. км, самая высокая точка – 370 м над уровнем моря. Реки или озера отсутствуют, растительность представлена мхами и лишайниками. На Надежде и в прибрежных водах обитает большое количество белых медведей, тюленей, гнездятся тысячи птиц.
Моряки с «Декабриста», обессилевшие после долгого перехода морем в условиях полярной ночи, с трудом высадились на берег. Они разделились на три группы. Самые слабые остались на берегу – у костра, а две партии направились на разведку в разные стороны. Одна пошла к северной оконечности острова, другая – к южной. Стояла задача найти хижины норвежских промысловиков.
Сквозь льды: как советские боевые корабли впервые прошли Северным морским путем
Группа во главе с помполитом П.И. Корсетовым до цели не дошла. Как позже выяснилось, моряки замерзли, не дойдя всего полкилометра до южного домика. Группа, которая пошла на север, достигла намеченной точки. К месту высадки, чтобы помочь ослабшим товарищам, вернулись два матроса. Они обнаружили у потухшего костра 11 занесенных снегом тел.
Судовой фельдшер Надежда Наталич чудом выжила. Вот что она напишет после войны: «Бородин [один из матросов с «Декабриста»] стал звать меня, но я не слышала, так как под снегом крепко спала. А кошка услышала голос и стала мяукать. Вот и откопали меня благодаря кошке».
Восемь уцелевших моряков обосновались в ветхих строениях. В одном нашли чугунную печурку, бочку с жидким топливом и немного продуктов. Сюда постепенно перенесли продовольствие со своей шлюпки. Позднее на берегу нашли шесть мешков муки и несколько бочонков со сливочным маслом. Капитану удалось застрелить белого медведя, это на время обеспечило «робинзонов» свежим мясом. Лишь когда растаял снег, обнаружили бочки с солью, без которой вынужденные зимовщики обходились почти восемь месяцев.
От болезней и холода они умирали один за другим. В итоге в живых остались четверо: капитан Беляев, судовой медик Наталич, матросы Бородин и Лобанов. Летом 1943 года их обнаружил немецкий самолет, с которого сбросили обитателям острова Надежды немного продовольствия.
Описание дальнейших событий есть в книге Яка П. Мальманн-Шовелла, сына погибшего в годы Второй мировой войны немецкого подводника. Автор ссылается на записки очевидца – члена экипажа подводной лодки U-703 лейтенанта Гайнца Шлотта. Офицер утверждал, что в июле 1943 года командир субмарины обер-лейтенант Иоахим Брюннер получил следующий приказ: «Домик и три человека обнаружены на острове Хопен. Выполнить разведку. Если это является частью военной деятельности противника, то уничтожить их базу».
Из-за малых глубин подводная лодка не смогла подойти к острову ближе чем на один километр. Следуя на этом расстоянии вдоль берега, немцы обнаружили южную хижину. Пытаясь привлечь внимание, немцы произвели несколько артиллерийских выстрелов поверх крыши – реакции не последовало. Тогда на разведку отправили на надувной лодке лейтенанта Шлотта и трех матросов. Хижина оказалась пустой и давно не посещаемой, о чем свидетельствовала найденная газета 20-летней давности.
Поиски продолжились, и вскоре на севере острова обнаружили несколько ветхих строений. После артиллерийского выстрела с субмарины из одного домика вышел человек (это был капитан Беляев) и замахал руками. Он сдал винтовку, револьвер и боеприпасы к ним высадившимся немецким подводникам, а также продемонстрировал шкуры убитых медведей. Одну шкуру Шлотт взял с собой и использовал дома в качестве ковра.
С помощью языка жестов и нескольких английских слов капитан пояснил, что еще три человека, включая женщину, находятся в другой хижине. Однако командир U-703 заявил, что возьмет с собой только одного – капитана «Декабриста», так как большее число пленных на борту могло помешать боевой деятельности экипажа субмарины. Таким образом, фельдшеру Наталич, матросам Бородину и Лобанову, которых немцы снабдили медикаментами и продовольствием, пришлось остаться.
Только 2 октября 1943 года, во время очередного боевого похода U-703, Брюннер по приказу командующего подводным флотом адмирала Карла Деница забрал оставшихся советских моряков. Доставить «робинзонов» с берега на лодку оказалось сложной задачей – из-за сильного прибоя, метели и тяжелого состояния Лобанова, который уже не мог самостоятельно передвигаться. Вскоре матрос умер и был погребен немцами по морскому обычаю – в море.
До конца войны выжившие моряки «Декабриста» находились в концентрационных лагерях на территории Норвегии. 9 мая 1945-го они были освобождены, вернулись на родину и долгие годы работали на торговых судах Дальневосточного морского пароходства.
В 1975 году, в 30-й юбилей Победы, на острове Надежды в память о подвиге советских моряков был установлен обелиск. Во Владивостоке у подножия памятника морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны, есть плита с именами погибших членов экипажа парохода «Декабрист».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".