Арктические робинзоны: о мужестве и стойкости моряков парохода "Декабрист"
После разгрома в июле 1942 года арктического конвоя PQ-17 перевозки грузов в СССР по программе ленд-лиза осуществляли одиночные суда. Немцы устроили за ними настоящую охоту. В случае обнаружения у тихоходных и слабовооруженных транспортов шансов на спасение практически не было, что подтверждает история советского парохода «Декабрист».
Содержание:
Дважды на волосок от гибели
Осенью 1941 года для доставки военных грузов по североатлантическому маршруту между портами США, Великобритании и СССР Дальневосточное пароходство выделило 10 судов, включая «Декабрист». У этого транспорта была богатая военная биография.
В июле 1904-го пароход, носивший тогда название «Анадырь», был включен в состав Второй тихоокеанской эскадры. Под командованием капитана 2-го ранга В.Ф. Пономарева в мае 1905-го военный транспорт, вооруженный несколькими орудиями, участвовал в Цусимском сражении. После разгрома русской эскадры на него перешел экипаж вспомогательного крейсера «Урал», который получил серьезные повреждения и начал тонуть. «Анадырю» повезло – он благополучно ускользнул от японцев, правда, вместо Владивостока взял курс на Индийский океан. До острова Мадагаскар дошел 14 июня. Все это время судно считалось погибшим в районе Цусимского пролива.
Второй раз «Анадырь», переименованный после революции 1917 года в «Декабрист», обманул смерть в конце декабря 1941-го. Следовавший в Мурманск союзнический конвой PQ-6 недалеко от Кольского залива атаковали «Юнкерсы». В советский транспорт попали две авиабомбы, и обе не взорвались. Невероятное везение. Одна бомба, пробив палубу и борт, исчезла в море. Вторую нашли в твиндеке пятого трюма, в котором перевозили взрывчатые материалы. Моряки уложили бомбу на матрас, подняли на верхнюю палубу, откуда сбросили за борт.
Последний рейс
Похоже, что на этом запас везения старого парохода был исчерпан. В конце октября – начале ноября 1942 года из Рейкъявика в Мурманск отправились 13 транспортов, в том числе «Декабрист». Около полудня 4 ноября в Баренцевом море в 60 милях к югу от острова Надежды судно атаковали немецкие бомбардировщики и торпедоносцы из состава эскадрильи I/KG30.
Огнем зениток и пулеметов «Декабристу» отбиться от врага не удалось. Одна торпеда попала в носовую часть. Судно получило пробоину и начало тонуть. Экипаж более шести часов боролся за живучесть, но повреждения были слишком серьезны, и капитан отдал приказ покинуть обреченный транспорт. 80 моряков заняли места в четырех спасательных шлюпках. Действовали организованно, успели погрузить запасы продуктов (галеты, сухари, мясные консервы), пресную воду, теплую одежду и штурманские приборы.
Вот как описывает этот трагический момент судовой фельдшер Надежда Наталич: «Заскочила в свою каюту – там уже воды по колено. Сунула под меховую куртку прорезиненный пакет с бинтами, медикаментами. Взяла с собой кота Мишку. Жаль бросать живое». Забегая вперед, скажем: Наталич тогда и не предполагала, что милосердный поступок ей зачтется. Вскоре уже Мишка спасет ее от неминуемой гибели в снежном плену.
Терпящих бедствие в ледяном море моряков искали – сигнал SOS, переданный радистом «Декабриста», приняли радиостанции Амдермы, Диксона и острова Уединения, нескольких кораблей. По указанным координатам командование Северного флота направило подводные лодки С-101 и С-102. К сожалению, поисково-спасательная операция субмарин успехом не увенчалась.
Какое-то время шлюпки держались вместе, но разыгрался шторм и разбросал их в разные стороны. До ближайшей суши – острова Надежды – через 11 суток добралась только одна шлюпка с 19 моряками, включая капитана. Три другие, на которых находились 61 член экипажа затонувшего парохода, пропали без вести.
Остров последней надежды
Остров Надежды, по-норвежски Хопен (Hopen), на берег которого высадились 15 ноября 1942-го советские моряки, расположен в юго-восточной части архипелага Шпицберген. Место крайне неприветливое, условия экстремальные, непригодные для проживания человека. Остров протянулся с юга на север. Длина – 33 км, ширина – не более 2 км, площадь – 46 кв. км, самая высокая точка – 370 м над уровнем моря. Реки или озера отсутствуют, растительность представлена мхами и лишайниками. На Надежде и в прибрежных водах обитает большое количество белых медведей, тюленей, гнездятся тысячи птиц.
Моряки с «Декабриста», обессилевшие после долгого перехода морем в условиях полярной ночи, с трудом высадились на берег. Они разделились на три группы. Самые слабые остались на берегу – у костра, а две партии направились на разведку в разные стороны. Одна пошла к северной оконечности острова, другая – к южной. Стояла задача найти хижины норвежских промысловиков.
Сквозь льды: как советские боевые корабли впервые прошли Северным морским путем
Группа во главе с помполитом П.И. Корсетовым до цели не дошла. Как позже выяснилось, моряки замерзли, не дойдя всего полкилометра до южного домика. Группа, которая пошла на север, достигла намеченной точки. К месту высадки, чтобы помочь ослабшим товарищам, вернулись два матроса. Они обнаружили у потухшего костра 11 занесенных снегом тел.
Судовой фельдшер Надежда Наталич чудом выжила. Вот что она напишет после войны: «Бородин [один из матросов с «Декабриста»] стал звать меня, но я не слышала, так как под снегом крепко спала. А кошка услышала голос и стала мяукать. Вот и откопали меня благодаря кошке».
Восемь уцелевших моряков обосновались в ветхих строениях. В одном нашли чугунную печурку, бочку с жидким топливом и немного продуктов. Сюда постепенно перенесли продовольствие со своей шлюпки. Позднее на берегу нашли шесть мешков муки и несколько бочонков со сливочным маслом. Капитану удалось застрелить белого медведя, это на время обеспечило «робинзонов» свежим мясом. Лишь когда растаял снег, обнаружили бочки с солью, без которой вынужденные зимовщики обходились почти восемь месяцев.
От болезней и холода они умирали один за другим. В итоге в живых остались четверо: капитан Беляев, судовой медик Наталич, матросы Бородин и Лобанов. Летом 1943 года их обнаружил немецкий самолет, с которого сбросили обитателям острова Надежды немного продовольствия.
Описание дальнейших событий есть в книге Яка П. Мальманн-Шовелла, сына погибшего в годы Второй мировой войны немецкого подводника. Автор ссылается на записки очевидца – члена экипажа подводной лодки U-703 лейтенанта Гайнца Шлотта. Офицер утверждал, что в июле 1943 года командир субмарины обер-лейтенант Иоахим Брюннер получил следующий приказ: «Домик и три человека обнаружены на острове Хопен. Выполнить разведку. Если это является частью военной деятельности противника, то уничтожить их базу».
Из-за малых глубин подводная лодка не смогла подойти к острову ближе чем на один километр. Следуя на этом расстоянии вдоль берега, немцы обнаружили южную хижину. Пытаясь привлечь внимание, немцы произвели несколько артиллерийских выстрелов поверх крыши – реакции не последовало. Тогда на разведку отправили на надувной лодке лейтенанта Шлотта и трех матросов. Хижина оказалась пустой и давно не посещаемой, о чем свидетельствовала найденная газета 20-летней давности.
Поиски продолжились, и вскоре на севере острова обнаружили несколько ветхих строений. После артиллерийского выстрела с субмарины из одного домика вышел человек (это был капитан Беляев) и замахал руками. Он сдал винтовку, револьвер и боеприпасы к ним высадившимся немецким подводникам, а также продемонстрировал шкуры убитых медведей. Одну шкуру Шлотт взял с собой и использовал дома в качестве ковра.
С помощью языка жестов и нескольких английских слов капитан пояснил, что еще три человека, включая женщину, находятся в другой хижине. Однако командир U-703 заявил, что возьмет с собой только одного – капитана «Декабриста», так как большее число пленных на борту могло помешать боевой деятельности экипажа субмарины. Таким образом, фельдшеру Наталич, матросам Бородину и Лобанову, которых немцы снабдили медикаментами и продовольствием, пришлось остаться.
Только 2 октября 1943 года, во время очередного боевого похода U-703, Брюннер по приказу командующего подводным флотом адмирала Карла Деница забрал оставшихся советских моряков. Доставить «робинзонов» с берега на лодку оказалось сложной задачей – из-за сильного прибоя, метели и тяжелого состояния Лобанова, который уже не мог самостоятельно передвигаться. Вскоре матрос умер и был погребен немцами по морскому обычаю – в море.
До конца войны выжившие моряки «Декабриста» находились в концентрационных лагерях на территории Норвегии. 9 мая 1945-го они были освобождены, вернулись на родину и долгие годы работали на торговых судах Дальневосточного морского пароходства.
В 1975 году, в 30-й юбилей Победы, на острове Надежды в память о подвиге советских моряков был установлен обелиск. Во Владивостоке у подножия памятника морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны, есть плита с именами погибших членов экипажа парохода «Декабрист».
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль