19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Бой на уничтожение: как в 1967 году едва не началась американо-израильская война
Military военный конфликт Израиль США флот

Бой на уничтожение: как в 1967 году едва не началась американо-израильская война

Эта история не получила широкой огласки 53 года назад, и сегодня о ней предпочитают не вспоминать в Вашингтоне и Тель-Авиве. Заговор молчания объясняется тем, что по роковому стечению обстоятельств «шестидневная» арабо-израильская война в 1967 году едва не переросла в американо-израильскую. Как такое в принципе могло быть возможно? Почему верные союзники в течение нескольких часов вели друг с другом ожесточенный бой в Средиземном море, разбирался «Профиль».

Корабль радиоэлектронной разведки «Либерти» ВМФ США

©U.S. Navy

В 1963–1964 годах два судна типа «Виктори», построенных во время Второй мировой войны в качестве военных транспортов, были выведены из резерва ВМС США и переоборудованы в корабли радиоэлектронной разведки. Это были «Белмонт» (Belmont) и «Либерти» (Liberty). Их новой специализацией стала работа в интересах Агентства национальной безопасности (АНБ). Американским налогоплательщикам возвращение в боевой строй судов-ветеранов обошлось в $40 млн. Одному из новоявленных «шпионов» – «Либерти» – довелось участвовать летом 1967 года в арабо-израильской войне. Причем непонятно, на чьей стороне корабль воевал.

В воздухе, что называется, пахло порохом. 1 июня корабль вышел из испанской военно-морской базы Рота и взял курс в Восточное Средиземноморье. Экипажу поставили задачу вести радиоэлектронную разведку. На борту находились 293 человека: 16 офицеров, 271 матросов и старшин, 3 морских пехотинца и 3 гражданских специалиста. В том числе было 6 лингвистов, в совершенстве владевших арабским и русским языками.

После начала военных действий на «Либерти» объявили повышенную готовность. Расчеты четырех крупнокалиберных пулеметов постоянно несли дежурство на боевых постах. Установка была такая – любая неидентифицированная надводная цель, приближающаяся со скоростью более 25 узлов, или воздушная цель, выполняющая угрожающие маневры, должна рассматриваться как вражеская. Соответственно, по неприятелю следовало открывать огонь на поражение.

7 июня корабль прибыл в назначенный район у северного побережья Синайского полуострова. Командование 6-го флота США запретило всем американским судам подходить ближе 12,5 мили к побережью Египта и Израиля. Этот приказ командир «Либерти» выполнял неукоснительно.

Американские источники утверждают, что после начала войны закрытая зона якобы увеличилась до 100 морских миль, о чем всем было сообщено тремя радиограммами. Невероятно, но факт: «Либерти» их не получил. Как такое могло вообще произойти с кораблем-шпионом, напичканном новейшей радиоаппаратурой, – загадка.

6 июня, в ответ на обвинение Египта Соединенных Штатов в военной поддержке Израиля, американский представитель в ООН заявил, что все корабли США находятся далеко от египетских берегов. Это не соответствовало действительности – «Либерти» маневрировал в непосредственной близости от охваченного войной полуострова.

8 июня самолеты израильских ВВС в течение нескольких часов 13 раз совершали облеты корабля с целью определения его национальной принадлежности. Особо отметим: некоторые полеты проходили на высотах до 60 метров. «Либерти» нес на грот-мачте звездно-полосатый флаг размером 2,44 х 1,52 метра, имел стандартную для ВМС США шаровую окраску, на обоих бортах в носовой и кормовой части были нанесены белые с черными тенями обозначения GTR-5 размером от 0,91 до 2,44 метра.

Принимая во внимание штиль на море и неограниченную видимость, это должно было позволить летчикам без труда идентифицировать корабль. Тем самым можно было избежать трагедии, но ситуация развивалась в ином ключе.

Несколькими днями ранее начальник генштаба Армии обороны Израиля Ицхак Рабин предупредил военно-морского атташе США в Тель-Авиве, что будут предприняты все меры для защиты побережья вплоть до потопления любого неопознанного судна. В связи с этим он настоятельно попросил американские корабли не приближаться к берегу.

Но все эти меры предосторожности и договоренности почему-то не сработали. Около 14 часов дня два «Миража» ВВС Израиля атаковали «Либерти», находившийся примерно в 13 милях к западу от города Эль-Ариш. Корабль был обстрелян из 30-миллиметровых пушек и неуправляемыми ракетами. В ответ по атакующим самолетам открыли огонь расчеты 12,7-миллиметровых пулеметов. Потери экипажа после первого удара составили 8 убитых и 75 раненых.

Нападение с воздуха вскоре повторилось, причем на этот раз американское судно подверглось бомбардировке. Напалмовые бомбы попали в цель и вызвали сильный пожар в надстройке. Кроме того, были выведены из строя все радиоантенны. Однако, используя аварийные средства связи, «Либерти» удалось сообщить о происходящем на авианосец «Саратога». На выручку незамедлительно были подняты 12 истребителей. Но находившийся в отчаянном положении корабль помощи так и не получил. Самолеты, по приказу министра обороны США Роберта Макнамары, вернулись на «Саратогу».

Тем временем в атаку на поврежденный «Либерти» вышли израильские торпедные катера Т-203, Т-204, Т-206. Предварительно они запросили «шпиона» о принадлежности по радио и световыми сигналами. Не получив ясного ответа, командиры катеров посчитали, что перед ними египетское вспомогательное судно «Эль-Кусейр». На каком основании был сделан вывод, непонятно, учитывая, что «Либерти» был вчетверо больше «египтянина», а обилие антенн различной конфигурации не оставляло сомнений в назначении корабля.

8 июня 1967 года американский корабль «Либерти» был атакован и серьезно поврежден израильскими войсками

U.S. Navy

Сорвать атаку торпедных катеров огнем из пулеметов не получилось. По американскому кораблю было выпущено 5 или 6 торпед, одна из которых попала в правый борт. Вода, хлынувшая в пробоину размером 11,9 х 7,3 метра, привела к гибели 25 моряков в двух отсеках. Возник крен на правый борт. «Либерти» потерял ход и обесточился. На этом злоключения американцев не закончились. Израильские катера, приближаясь на дистанцию до 15 метров, еще около 40 минут расстреливали корабль и спущенные на воду спасательные плоты из пулеметов.

Примерно в 16 часов дня израильские власти «прозрели» и проинформировали посольство США об ошибочной атаке американского корабля. В 16.40 торпедные катера даже предложили экипажу «Либерти» помощь, но командир от нее отказался.

Потом подсчитали, что в результате атак авиации и торпедных катеров Израиля «Либерти» получил 821 пробоину от ракет и снарядов, а также пробоину ниже ватерлинии от попадания торпеды. На борту возникли многочисленные пожары. Потери экипажа составили 34 человека убитыми и умершими позднее от ран, 171 были ранены.

Несмотря на это, американцам удалось спасти свой корабль. Они справились с пожарами и предотвратили дальнейшее затопление отсеков. Вскоре «Либерти» смог дать ход и со скоростью 5 узлов, имея крен 15 градусов на правый борт, самостоятельно дошел до Мальты. В 1968 году корабль был выведен из состава ВМС США и отправлен на слом. Общий ущерб от «дружественного огня» израильтян американцы оценили в $5 162 160.

Истинные причины инцидента до сих пор остаются тайной. По горячим следам 9 июня 1967 года МИД Израиля представило посольству США свою версию случившегося. Объяснения Тель-Авива сводились к следующему:
– «Либерти» был обнаружен в 13 милях от берега и опознан как военный корабль;
– его присутствие в районе военных действий противоречило международным нормам;
– Египет объявил этот район закрытым для нейтральных судов;
– «Либерти» внешне похож на египетское судно снабжения «Эль-Кусейр»;
– в момент обнаружения «Либерти» не нес флаг и двигался с высокой скоростью по направлению к египетскому берегу;
– флот Сил обороны Израиля ранее получил донесения об обстреле Эль-Ариша со стороны моря.

В свою очередь, в ноте послу Израиля от 10 июня госсекретарь США Дейвид Дин Раск утверждал, что подвергшийся атакам союзника корабль нес американский флаг и отличительные знаки были нанесены буквами и цифрами белого цвета на корпусе. Исходя из этого, можно быть уверенным, что как минимум национальная принадлежность «Либерти» была идентифицирована израильскими самолетами.

Мятежники под звездно-полосатым флагом: как американские моряки угнали судно с оружием

«Последовавшая атака торпедных катеров после того, как судно было или должно было быть идентифицировано израильскими вооруженными силами, показывает тем самым безрассудное пренебрежение к человеческой жизни», – подчеркивалось в ноте.

В итоге Вашингтон спустил это дело на тормозах. Руководство США согласилось с израильской версией причин инцидента. Израиль принес официальные извинения и выплатил (после тринадцатилетней судебной тяжбы) компенсации в размере $12,89 млн.

Однако понять и простить союзника готовы далеко не все. В октября 2003 года независимая комиссия, в которую вошли находящиеся в отставке американские дипломаты, адмиралы и генералы, заявила о существовании убедительных доказательств того, что «атака Израиля была преднамеренной попыткой уничтожить американский корабль и убить всю его команду».

Таким образом, комиссия сочла доказанным акт войны против США. В качестве подтверждения обоснованности выводов приводились записи радиоперехватов переговоров экипажей самолетов и катеров с наземными командными центрами. Они свидетельствуют, что израильские военные знали, что перед ними именно американский корабль. Тем не менее был дан приказ не только атаковать и потопить «Либерти», но и уничтожить весь экипаж, который они и пытались выполнить.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».