Дебют "морских коров": как немецкие подводники устроили побоище у Фритауна
За время Второй мировой войны подводники Германии нанесли большой урон судоходству союзников. Однако причинами потерь судов в Атлантике были не только действия «волчьих стай», атаковавших конвои. Не меньший вред причинили набеги немецких подводных крейсеров на дальние коммуникации. Действуя в районах африканских и американских портов, подлодки IX серии, прозванные «морскими коровами», топили там «купцов» сотнями. 22 февраля исполняется 80 лет с начала их первой операции в африканских водах, вошедшей в историю как «Фритаунское побоище».
«Морские коровы»
В 1919 году Версальский мирный договор поставил крест на немецких подводных силах. Проигравшей Первую мировую Германии было запрещено не только иметь субмарины, но и строить их в коммерческих целях. Лишь в 1935-м, после заключения англо-германского морского соглашения, немцы вновь получили право создавать подлодки. Теперь германский флот мог иметь собственные подводные силы, но был обязан ограничить их 45% тоннажа от английских.
"Волчья стая" против конвоя: первый успех "серых волков" в Атлантике
Введенный лимит стал предметом ожесточенных споров между командующим подлодками Карлом Деницем и штабом главнокомандующего кригсмарине гросс-адмирала Редера. Готовясь к будущей схватке в Атлантике с английским торговым судоходством, Дениц делал ставку на тактику «волчьих стай». По его мнению, для таких задач идеально подходили средние 500-тонные подлодки VII серии. Их-то, полагал Дениц, и нужно строить в первую очередь. Но Главный морской штаб настаивал на строительстве больших 750-тонных подводных лодок IX серии, считая, что в грядущих войнах их можно будет эффективно использовать на дальних коммуникациях, в том числе у Гибралтара и в Средиземном море. Благодаря своему водоизмещению «девятки» могли брать больше топлива, торпед и провизии для экипажа, что продлевало их автономность и дальность плавания. Но для «волчьих стай» они подходили плохо. За неповоротливость и увеличенное время срочного погружения экипажи «девяток» прозвали их «морскими коровами».
В итоге к началу Второй мировой кригсмарине имели 56 лодок, включая 18 «семерок» и восемь «девяток». И хотя до войны Редер не принял предложение Деница о закладке на одну лодку IX серии трех субмарин VII серии, время все расставило по местам. Строительство германских подлодок в военные годы все же свелось к именно такому принципу.
Неудачи на севере и перспективный юг
Из-за нехватки подводных лодок немцы в первый год конфликта практически не атаковали конвои «стаями», а нападали на них поодиночке. Не уходили большие подлодки и в дальние походы, так как посылать туда было некого. К весне 1940-го из восьми субмарин типа IXA погибло пять, а оставшиеся три лодки действовали в районе Бискайского залива, но не добились выдающихся успехов.
Во второй половине 1940-го боевые флотилии кригсмарине начали пополняться «девятками» типа IXB. Однако ситуация требовала использовать их в Северной Атлантике наравне с «семерками». И лишь после падения Франции, когда немцы получили базы на ее побережье, «серые волки» смогли сосредоточиться на конвойных маршрутах и опробовать тактику «волчьих стай» в деле. Уже осенью 1940-го от их нападений сильно страдали несколько английских конвоев. Сами немцы при этом потерь не понесли.
Однако Деницу этого было мало. Кроме конвойной войны в Северной Атлантике, он решил применить и стратегию ударов по дальним коммуникациям, где англичане не ввели систему конвоев. Целью стал африканский порт Фритаун. Там был зафиксирован большой судоходный трафик, а противолодочная оборона района была слабой, так как там еще не действовала ни одна немецкая лодка. По мнению Деница, неожиданный набег нескольких субмарин мог стать очень успешным.
В октябре 1940-го к Фритауну была послана «девятка» U-65. Сначала она доложила об обилии целей. Но затем англичане, знавшие о нахождении этой лодки у Фритауна, изменили маршруты судов и усилили воздушное патрулирование района. Это привело к тому, что U-65 после первоначальных успехов около месяца не видела ни одного судна. Из-за этого Дениц усомнился в целесообразности отправки других лодок к Фритауну. Однако вскоре он изменил свое мнение.
Результаты, достигнутые немецкими лодками в Северной Атлантике в январе 1941-го, уже не выглядели удовлетворительными. Великобритания приняла меры, стараясь всеми силами остановить рост потерь на маршрутах конвоев. В этой связи Карл Дениц решил, что его подводники теперь смогут добиться успехов на юге. Из доклада вернувшегося командира U-65 следовало, что он торпедировал девять судов – в среднем одно судно за пять дней нахождения у Фритауна. Полагая, что отправка туда нескольких субмарин позволит добиться еще более впечатляющих успехов, Дениц направил в африканские воды сразу три «девятки»: U-105, U-106 и U-124.
Фритаунское побоище
Фритаунская операция началась 22 февраля 1941 года с выходом из Франции U-105 Г. Шеве. Через несколько дней за ней последовали U-106 Ю. Оестена и U-124 В. Шульца. С 4 по 6 марта лодки дозаправились топливом на Канарских островах с немецкого танкера, после чего продолжили движение на юг. К этому моменту командиры «девяток» уже знали, что будут действовать у африканского побережья не одни, так как в том же районе находилась эскадра адмирала Лютьенса, состоящая из линейных крейсеров «Шарнхорст» и «Гнейзенау».
7 марта Лютьенс обнаружил английский конвой SL-67, сопровождавшийся линкором «Малайа», но нападать не стал, так как имел приказ избегать боя с вражескими линейными кораблями. Узнав об этом, Дениц решил помочь коллеге, приказав «девяткам» атаковать «Малайю», чтобы затем вместе с немецкой эскадрой уничтожить беззащитный конвой. Однако нападение лодок на английский линкор провалилось, и Лютьенс не решился начать атаку SL-67. Правда, «девяткам» удалось отправить на дно пять судов из состава конвоя: четыре записал на свой счет Шульц, одно Шеве. На этом взаимодействие лодок и надводных рейдеров завершилось. Немецкая эскадра ушла на север, а «девятки» отправились к Фритауну.
Субмарина против линкора: почему 105 лет назад провалилось Ирбенская операция
17 марта U-106 обнаружила конвой SL-68, который также охранялся «Малайей». В течение трех дней она вместе с U-105 преследовала и атаковала противника. В результате Шеве повторил успех Шульца, потопив из состава SL-68 четыре судна, а Оестен не только отправил на дно два «купца», но и сумел торпедировать английский линкор, нанеся ему повреждения. Можно только гадать, каких результатов удалось бы добиться немцам, прими участие в этой операции «Шарнхорст» и «Гнейзенау», но они были уже далеко от места событий.
Всего же за март 1941-го лодки Шеве, Оестена и Шульца потопили 16 судов общим тоннажем около 90 тыс. брт. Для закрепления успеха Дениц в апреле отправил к берегам Африки еще три «девятки»: U-38, U-103 и U-107. Однако из-за вмешательства главного морского штаба в районе Фритауна действовали лишь четыре субмарины, так как U-105 и U-106 были временно отправлены охранять немецкое судно «Лех», следовавшее во Францию из Бразилии. Несмотря на это, фритаунская группа продолжила наращивать счет победам, отправив в апреле на дно еще 14 судов.
Май и июнь 1941 года стали наиболее удачными для лодок, действовавших в африканских водах. В этот период там оперировали пять «девяток»: в группу вернулись лодки Шеве и Оестена, но U-124 ушла во Францию. Англичанам не хватало сил для охраны вод у Фритауна, чем немцы не преминули в полной мере воспользоваться. Результаты, достигнутые «девятками», были очень весомые, так как на этот раз удалось отличиться всем лодкам без исключения: U-106 отправила на дно три судна, U-105 пять судов, U-38 и U-107 по восемь судов каждая, а U-103 записала на свой счет 12 пароходов.
После этих событий все субмарины фритаунской группы вернулись во Францию. Берлин ликовал, трубя об успехах своих подводников на юге. На них пролился дождь из наград – каждый из командиров «девяток» получил Рыцарский крест или дубовые листья к нему. Но на этом история Фритаунского побоища не закончилась. В июне 1941-го к Африке вышли «девятки» U-66 и U-123. Их поход начался очень удачно – они атаковали западнее Канарских островов конвой SL-78 и потопили семь судов.
Резюмируя, можно сказать, что в 1941-м «морские коровы» в африканских водах добились выдающихся успехов. За четыре месяца восемь субмарин потопили 73 судна общим тоннажем свыше 400 тысяч брт и вывели из строя английский линкор. При этом каждая «девятка» находилась в море более 12 недель, продлевая свою автономность плавания за счет топлива, провизии и торпед, получаемых с немецких судов снабжения. Такой опыт использовался немцами впервые.
Наиболее результативной во Фритаунской операции стала U-107 Гюнтера Хесслера, установившая рекорд по количеству потопленных целей: 14 уничтоженных транспортов общим тоннажем 86 699 брт. Превзойти этот результат так никому и не удалось – ни одна немецкая субмарина за один поход не отправила на дно столько судов.
В целом действия лодок IX серии весной 1941 года можно оценить не только как очень удачные, но и как самые результативные для них с самого начала войны. Использование «девяток» на дальних коммуникациях, где противолодочная оборона противника была крайне слаба, позволило немцам существенно потрепать английское судоходство. Опыт и навыки, полученные во время Фритаунской операции, были задействованы в 1942-м, когда «морские коровы» устроили масштабное избиение торговых судов союзников у восточного побережья США и Кейптауна.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".