3 мая 2024
USD 91.78 -0.23 EUR 98.03 -0.69
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. "Дойные коровы" Карла Деница: какой вклад в битву за Атлантику внесли субмарины снабжения
Military Вторая мировая война Германия подлодки

"Дойные коровы" Карла Деница: какой вклад в битву за Атлантику внесли субмарины снабжения

Ключевую роль в битве за Атлантику сыграли подводные лодки Германии. Вначале они атаковали корабли и суда антигитлеровской коалиции у берегов Британии, но вскоре хозяйничали уже на просторах океана. Всем необходимым их обеспечивали специальные субмарины, метко названные «дойными коровами».

Субмарина u-462 (

"Дойная корова" субмарина U-462

©Deutsches U-Boot-Museum

Содержание:

Кормилицы «волчьих стай»

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, а через два дня в войну вступили Великобритания и Франция. На тот момент немцы располагали 57 подводными лодками, многие из которых были предназначены для действий в ближней морской зоне.

Массовое строительство океанских субмарин позволило Германии летом 1940-го развернуть значительные силы в Северной и Центральной Атлантике. Через полтора года – после вступления в войну США – «волчьи стаи» добрались до восточного побережья Северной Америки, в Мексиканский залив и Карибском море. Не оставляли без внимания немецкие подводники и Южную Атлантику, выходили даже в Индийский океан.

"Волчья стая" против конвоя: первый успех "серых волков" в Атлантике

Узким местом была ограниченная автономность субмарин. Дальность и продолжительность боевых походов определяли наличие топлива и торпед. Например, расстояние от баз у побережья оккупированной Франции до Флориды около 4 тыс. миль, в оба конца – почти 8 тыс. миль. Между тем у субмарин типа VIIC/41 при следовании экономичным ходом в 7 узлов топлива от силы хватало на 10 тыс. миль, то есть время нахождения на позиции было строго регламентировано. Старшим механикам приходилось проявлять чудеса изобретательности, в частности, заполнять дизтопливом часть танков для пресной воды.

Командующий подводными силами Германии вице-адмирал Карл Дениц предвидел проблему. 8 сентября 1939 года он предложил строить подводные лодки-танкеры для снабжения в открытом море боевых субмарин. Проект поддержали, и 14 мая 1940-го судостроительный завод в Киле получил контракт на строительство четырех кораблей снабжения (тип XIV) – «дойных коров».

15 ноября 1941 года головная лодка (U-459) была передана флоту. Всего до марта 1943-го ввели в строй десять лодок этого типа. Планировали построить еще 14, но в конце весны 1944-го заказ аннулировали, поскольку к тому времени подводные силы Германии фактически были уже вытеснены из Атлантики.

Масса полезного груза

«Дойная корова» имела надводное водоизмещение 1688 т, подводное – 1932 т. Экипаж – 6 офицеров, 47 унтер-офицеров и рядовых. В штате был военный врач, способный проводить хирургические операции, – в открытом море он был едва ли не единственным шансом на спасение для раненых, травмированных и заболевших.

Дебют "морских коров": как немецкие подводники устроили побоище у Фритауна

Два дизельных двигателя суммарной мощностью 3200 л.с. позволяли субмарине развивать в надводном положении скорость 14,4 узла. В подводном положении лодка могла двигаться со скоростью 6,2 узла благодаря двум электромоторам мощностью 750 л.с. Толщина обшивки прочного корпуса (21,5 мм) обеспечивала предельную глубину погружения 240 м.

«Корова» могла принять на борт до 613 т дизельного топлива, при этом 410 т предназначались для передачи на другие подлодки, а также 19,5 кубометра смазочного масла, четыре торпеды (размещались в прочных контейнерах в надстройке), 45 т продовольствия (скоропортящиеся продукты хранились в провизионных холодильных камерах).

Кроме того, проектом была предусмотрена мини-пекарня, способная выпекать в течение десяти часов 80 килограммовых буханок ржаного хлеба – настоящий деликатес для подводников. Для снабжения боевых субмарин пресной водой на «корове» использовали две опреснительные установки суммарной производительностью около 180 литров в час. Еще на борту находились запчасти и оборудование для ремонта – от воздушных компрессоров, цилиндровых втулок и поршней для дизелей до радиодеталей и стекол для оптических приборов.

Торпедные аппараты не предусматривались, так как буквально всё было направлено на увеличение полезной грузоподъемности. Для защиты от воздушного противника первоначально устанавливали два 37-миллиметровых полуавтоматических орудия, один 20-мм зенитный автомат и два переносных пулемета калибра 7,92 мм.

С 1943 года средства ПВО усилили. Теперь зенитное вооружение «дойной коровы» состояло из одного 37-мм, двух одноствольных и одного счетверенного 20-мм орудия. Для защиты от пушечно-пулеметного огня вражеских самолетов стали бронировать ходовой мостик.

Подводная лодка U-462 готовится к передаче топлива

Встреча U-462 с боевыми субмаринами в Северной Атлантике, 6 сентября 1942 года

Vostock Photo

Появление в Атлантике лодок-танкеров существенно повысило боевую эффективность «волчьих стай». По статистике, «дойная корова» увеличивала примерно на четыре недели срок боевого патрулирования 12 субмарин типа VIIC или пяти – типа IXC.

Обычно на одну подлодку передавали от 20 до 55 кубометров топлива. Продолжительность бункеровки достигала от полутора до пяти часов. Передача продовольствия, торпед и запчастей осуществлялась с помощью надувных шестиметровых лодок и трехметровых понтонов. В штиль, когда субмарины могли пришвартоваться борт к борту, задача значительно облегчалась.

Служба на «дойных коровах» была трудной и полной опасностей. Во время грузовых операций рабочий день моряков часто превышал 16 часов. Из-за низкого надводного борта по палубе даже при незначительном волнении разгуливали волны. Это вело к травмам и даже к гибели моряков. Так, с U-463 смыло за борт трех членов экипажа, спасти удалось только одного.

Атака с воздуха

Самым опасным врагом лодок-танкеров была авиация, для которой «коровы» являлись приоритетной целью. Первоначально снабженческие операции осуществляли в центре Атлантики. Район, названный «черной дырой», находился вне пределов досягаемости самолетов берегового базирования англичан и американцев.

За что Карл Дениц отдавал командиров субмарин под суд

Так продолжалось до мая 1943 года, пока Португалия не предоставила союзникам свои базы на Азорских островах. К тому времени на вооружение США и Великобритании поступили четырехмоторные самолеты Б-24 «Либерейтор» с большой дальностью полета. Увеличилось и количество эскортных авианосцев, действовавших в составе противолодочных поисково-ударных групп.

«Дойные коровы» имели сравнительно плохую маневренность, малые надводную и подводные скорости и большое время погружения (45–50 секунд). Неожиданная атака с воздуха означала почти неминуемую гибель. Одной из жертв противолодочной авиации англичан стала U-459, которой командовал капитан 3-го ранга Георг фон Виламовиц-Мёллендорф.

Утром 21 июля 1943 года подлодка вышла из базы в Бордо (Франция) в свой шестой поход. Она направлялась в Южную Атлантику. 24 июля в 17 часов 15 минут в Бискайском заливе следовавшую в надводном положении «дойную корову» с высоты 30 метров атаковал противолодочный самолет «Веллингтон» 172-й эскадрильи Королевских ВВС. Бомбардировщик сбили из 20-мм автоматических зениток. Он врезался в кормовую часть ограждения рубки. Находившиеся на боевых постах артиллерийские расчеты погибли. Было ли это роковое для экипажа субмарины стечение обстоятельств или подвиг британского летчика, установить невозможно.

Противолодочный самолет «Веллингтон»

Противолодочный самолет "Веллингтон"

Royal Air Force/Wikimedia Commons

«Веллингтон» сполз в море, но с него на палубу U-459 выпали три глубинные бомбы. Немцы поспешили сбросить опасный «подарок» за борт, что стало ошибкой. По всей видимости, взрыватели были установлены на минимальную глубину – бомбы сдетонировали прямо под лодкой. Последствия были катастрофичны: на субмарине вышло из строя рулевое управление, сорвало с фундаментов оба дизеля, в электромоторном отсеке вспыхнул пожар.

С огнем, впрочем, быстро справились. Командир надеялся, что удастся устранить повреждения и вернуться на базу. Он запросил берег об организации воздушного прикрытия при первой возможности. Но события развивались стремительно. В небе появился еще один британский патрульный самолет, который сбросил несколько бомб и обстрелял лодку из пулеметов. Подводники, пытавшиеся вести огонь из 37-мм зенитного орудия, были убиты или ранены.

Сознавая безнадежность положения, Георг фон Виламовиц-Мёллендорф отдал приказ оставить корабль. Убедившись, что подчиненные в безопасности, он попрощался с ними воинским приветствием и спустился в лодку. Вскоре раздался взрыв, из рубочного люка поднялся столб черного дыма, и в половине шестого вечера субмарина затонула. Спустя семь с половиной часов польский эсминец подобрал 37 немецких подводников и чудом уцелевшего британского летчика.

К началу лета 1944 году были потоплены все десять «коров». Из них пять пошли на дно в период с июля по август 1943 года. Последняя лодка серии, U-490, погибла в первом же боевом походе. Случилось это в июне 1944 года северо-западнее Азорских островов. К тому моменту ни у кого не оставалось сомнений, что в битве за Атлантику Германия потерпела поражение.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».