- Главная страница
- Статьи
- Охота на "Пиранью": какие русские лодки могли тщетно искать шведы у своих берегов
Охота на "Пиранью": какие русские лодки могли тщетно искать шведы у своих берегов
В октябре 1982 года шведские корабли заблокировали выход из фьорда Хоршфьaрден. Была информация, что там находится неизвестная минисубмарина. В поисках участвовали боевые пловцы, на дне они обнаружили какие-то царапины – якобы следы гусениц, но сама лодка загадочным образом исчезла.
Содержание:
- Проект 865 – дорогое удовольствие
- Служба у причальной стенки
- «Тритоны» и «Сирены» – пределы совершенства
Проект 865 – дорогое удовольствие
Таинственные подводные лодки, которые по умолчанию считались русскими (советскими), шведы упорно искали в своих территориальных водах на протяжении нескольких десятилетий. «Поймали» всего один раз – в конце октября 1981 года советская С-363 села на мель в непосредственной близости от берегов королевства. Скандал разразился грандиозный, правда, в основе его была вовсе не шпионская миссия, а грубая навигационная ошибка, низкий уровень подготовки командира и штурмана субмарины Балтфлота. Шведы же были твердо уверены, что вылазки в фьорды регулярно совершают сверхмалые подводные лодки. Всё походило на коллективную паранойю, ведь, кроме нелепого инцидента с С-363, иронически названной в советском ВМФ «Шведским комсомольцем», фактов, подтверждающих обоснованность подозрений, предъявлено не было. Само по себе наличие у СССР минисубмарин никак не оправдывало фобии шведского руководства.
В 1973 году ленинградское КБ «Малахит» приступило к разработке сверхмалой подводной лодки (СМПЛ) водоизмещением до 80 тонн. Она должна была выполнять специальные задания в мелководных (от 10 до 200 метров), сложных в навигационном отношении районах. Работы над проектом 865, названном «Пиранья», затянулись более чем на 10 лет. Уложиться в техзадание конструкторам не удалось – водоизмещение увеличилось до 218 тонн, и сверхмалая лодка превратилась в малую. Первая субмарина, МС-520, была заложена на Ленинградском адмиралтейском объединении в июле 1984 года, в строй вступила 30 декабря 1988-го. Вторую, МС-521, флот получил 25 декабря 1990 года. Проект 865 нельзя назвать вполне удачным. Прежде всего, в плане затрат. Малые лодки оказались почти «золотыми» – стоимость одной была сопоставима со стоимостью двух бомбардировщиков Ту-22М.
Служба у причальной стенки
«Пираньи» обладали повышенной скрытностью за счет использования немагнитных титановых сплавов и стеклопластика. Удалось добиться и максимального снижения шумности, что для субмарины имеет принципиальное значение. Особенность проекта 865 – наличие расширенной надстройки. В ней размещалось специальное оборудование: два герметичных грузовых контейнера длиной 12 м и диаметром 62 см для транспортировки водолазного снаряжения (4 буксировщика типа «Протон» или 2 транспортировщика типа «Сирена-У»).
Миниатюры советского подплава: почему ВМФ отказался от летающих субмарин и ныряющих катеров
Вооружение «Пираньи» – две мины типа ПМТ (противолодочная мина-торпеда) либо две 400-мм торпеды «Латуш». Лодка имела два забортных проницаемых устройства с диаметром труб 537 мм. Для выхода водолазов и возвращения на борт на глубине до 60 метров был установлен водолазный комплекс со шлюзовой камерой. Субмарины проекта 865 были оснащены самым современным по тем временам малогабаритным радиоэлектронным вооружением (гидроакустика, радиолокация, средства связи). Развитая система автоматизации позволяла управлять лодкой экипажу из трех человек: командир-штурман, помощник по электромеханической части и помощник по радиоэлектронному вооружению.
Основные тактико-технические характеристики проекта 865 «Пиранья»:
- водоизмещение надводное/подводное – 218/319 т;
- скорость надводная/подводная – 6,0/6,7 узлов;
- предельная глубина погружения – 200 м;
- дальность плавания полная/непрерывная – 1000/260 миль;
- мощность дизель-генератора – 160 кВт;
- мощность гребного электродвигателя – 60 кВт;
- автономность – 10 суток;
- численность экипажа/спецназа – 3/6.
После испытаний обе «Пираньи» вошли в состав 22-й бригады подводных лодок Балтийского флота, базировавшейся в Лиепае, позднее их перевели в Кронштадт. За пределы территориальных вод СССР они не выходили, в основном простаивали у причальной стенки. Сказались сложность в эксплуатации, отсутствие финансирования, а также большие габариты. В марте 1999 года «Пираньи» отправили на разделку на Кронштадский морской завод. Какими лодки были внутри, можно узнать, посмотрев комедию «Особенности национальной рыбалки».
«Тритоны» и «Сирены» – пределы совершенства
После 1970 года в строй советского ВМФ начали вступать сверхмалые подводные лодки-цели (СПЛЦ) проекта 1015. Они строились на Севастопольском судоремонтном заводе № 13. На воду спустили 9 СПЛЦ, которые распределили между флотами. Проект 1015 представлял собой необитаемый аппарат с программным управлением, предназначенный для тренировки противолодочных сил. Перед каждым учением в вычислитель лодки загружали данные – курс, скорость, глубину погружения, и она шла по заданному маршруту. После распада СССР при разделе Каспийской флотилии одна СПЛЦ досталась Азербайджану. Она получила номер А-600. Это единственная сохранившаяся до наших дней лодка проекта 1015. Правда, в море она больше не выходит – установлена как памятник в Баку.
Кроме сверхмалых подводных лодок на вооружении ВМФ СССР и Российской Федерации были и есть групповые подводные носители водолазов типа «Сирена», «Тритон-1М», «Тритон-2». Их предназначение – скрытная доставка, высадка и возвращение водолазов-разведчиков.
В январе 1958 года Ленинградский кораблестроительный институт по заданию ВМФ начал разработку носителя «Сирена». К июлю построили макетный образец и начали испытания. В 1960 году аппарат передали в производство, но только в конце марта 1965-го усовершенствованный вариант был принят на вооружение. Примерно в это же время разработали герметичный пенал под шифром «Актиния» для транспортировки под водой пострадавшего. Пеналы предназначались для установки на «Сирену», имели запас воздуха на 7 часов и могли использоваться на глубине до 40 метров.
В дальнейшем были созданы и приняты на вооружение усовершенствованные носители – «Сирена-У», «Сирена-УМ», «Сирена-УМЭ» и трехместный гражданский вариант «Марина». В настоящее время «Сирена-УМЭ» производится как по заказам российского флота, так и на экспорт заводом «Двигатель» (Санкт-Петербург).
Все «Сирены» – носители «мокрого» типа, они могут размещаться в торпедном аппарате калибра 533-мм подводной лодки. Предназначены для транспортировки двух водолазов-разведчиков. Приводятся в движение электродвигателем. Управление скоростью, курсом и глубиной может осуществляться как в ручном, так и в автоматическом режимах. «Сирены» оснащены гидроакустической станцией и навигационным комплексом, системами снабжения водолазов дыхательной смесью с запасом на 6 часов и обогрева. Подводное водоизмещение «Сирены-УЭМ» с грузовым контейнером составляет 1447 кг, глубина погружения – до 40 м. Максимальная скорость – 8 узлов, дальность плавания – до 40 миль при скорости 4 узла.
В 1966 году проектное бюро «Волна» начало работать над групповым подводным носителем «Тритон» (проект 907). Через четыре года Ново-Адмиралтейский завод в Ленинграде (ныне Адмиралтейские верфи) приступил к строительству двухместных аппаратов «Тритон-1М». Всего построили 30 штук (по другим данным – 32). В 1973–1980 годах в строй вступили 13 шестиместных подводных носителей типа «Тритон-2» (проект 908). В эксплуатации они находились до конца 1980-х. Несколько сохранились в музеях.
«Тритоны» всех проектов представляют собой минисубмарины «мокрого» типа. То есть экипаж, облаченный в легководолазные костюмы, находится в заполненном водой отсеке, в котором может поддерживаться постоянное давление. Глубина погружения – до 40 метров, дальность плавания при скорости 6 узлов – 37 миль («Тритон-1М»), при скорости 5,5 узла – 60 миль («Тритон-2»). Носители оборудованы гидроакустической станцией, системой навигации и радиостанцией, стационарными системами подачи дыхательной и питательной смеси, обогрева.
В настоящее время четыре «Тритона» остаются на вооружении ВМФ Азербайджана, возможно, есть и у ВМС Украины. В свою очередь, российское конструкторское бюро «Малахит» предлагает усовершенствованные «Пираньи» и «Тритоны». Проекты неоднократно демонстрировались на международных выставках вооружения.
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль