13 октября 2024
USD 96.07 -1.17 EUR 105.11 -1.4
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Миниатюры советского подплава: почему ВМФ отказался от летающих субмарин и ныряющих катеров
Military ВМФ СССР подлодки

Миниатюры советского подплава: почему ВМФ отказался от летающих субмарин и ныряющих катеров

В 1936 году в СССР была принята программа создания «Большого флота». Документ, по многим пунктам так и оставшийся на бумаге, предусматривал строительство более 320 подводных лодок – больших, средних и малых. О сверхмалых субмаринах в нем не упоминается, хотя уже тогда были проекты, намного опередившие свое время.

Самолет Мк-1

Носитель сверхмалых субмарин Мк-1 (АНТ-22), разработанный конструкторским бюро А.Н. Туполева

©Wikimedia (включен минюстом РФ в реестр иноагентов)

Содержание:

С небес – под воду

Разработкой сверхмалых подводных лодок в СССР активно занималось Остехбюро (Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения). В 1934 году был предложен весьма оригинальный проект АПСС (аэро-подводный самодвижущийся снаряд), и на заводе «Судомех» построили две необычные субмарины. АПСС представлял из себя миниатюрную 8-тонную лодку с телеуправлением по радио, вооруженную 450-мм торпедой или 370 кг взрывчатки. При подводной скорости 4,5 узла дальность ее плавания составляла 25–28 миль, глубина погружения – 10 метров.

"Божественный ветер": почему подводные камикадзе не спасли Японию

Сверхмалые субмарины должны были доставлять в район боевого применения по воздуху. В качестве носителя и пункта воздушного управления хотели использовать АНТ-22, разработанный конструкторским бюро А.Н. Туполева. Гидросамолет был способен перевозить на расстояние до 600 км две АПСС на внешней подвеске. Управление ими могло осуществляться с самолета или надводного корабля, с помощью механического автоматического курсопрокладчика или в ручном режиме.

Испытания АПСС проводились в Финском заливе. Они показали низкую надежность дистанционного управления, в связи с чем дальнейшие работы над проектом прекратили.

Но идея доставлять за сотни километров сверхмалые субмарины была привлекательной. Остехбюро предложило концепцию аэроподводной лодки, которую также мог транспортировать гидросамолет. Опытный образец в 1935 году построили на заводе «Судомех» в Ленинграде. Предполагалось ввести в строй 10 таких лодок.

Основные характеристики субмарин этого проекта:

  • водоизмещение надводное – 18,6 т;
  • скорость надводная – 6 узлов;
  • скорость подводная – 5 узлов;
  • дальность плавания: надводная – 150 миль, подводная – 55 миль;
  • глубина погружения – 30 м;
  • вооружение – два 450-мм торпедных аппарата;
  • экипаж – 4 человека;
  • автономность – 3 суток.

От проекта пришлось отказаться, так как разработанный А.Н. Туполевым гидросамолет МК-1 имел максимальную грузоподъемность 13 т. Единственную субмарину, названую «Пигмей», перевезли железной дорогой в Феодосию, где продолжили испытания. Они показали низкую надежность энергетической установки, и лодка в строй ВМФ не вступила.

Скоростные «блохи»

В 1939 году в СССР началось строительство так называемого ныряющего торпедного катера М-400 «Блоха», спроектированного под руководством В.Л. Бжезинского. Предполагалось, что катер приблизится к цели в подводном положении, внезапно всплывет и атакует. Могла быть атака и из подводного положения, а потом – всплытие и стремительный уход от противолодочных кораблей врага. В качестве главной силовой установки предусматривался дизель, который в подводном положении работал бы по замкнутому циклу с использованием кислорода.

Основные характеристики субмарин этого проекта:

  • водоизмещение (надводное/подводное) – 35,3/74 т;
  • скорость надводная – 31 узел, под водой – 11 узлов;
  • дальность плавания – 110 миль;
  • предельная глубина погружения – 30 м;
  • вооружение: два 450-мм торпедных аппарата; один 12,7-мм пулемет ДШК;
  • экипаж – 3 человека.

Британия против Германии: малые формы большой подводной войны

«Блохи» планировали доставлять в район боевого применения на крейсерах. Однако война поставила крест на программе. Во время блокады Ленинграда в 1942 году работы над сверхмалой субмариной были остановлены.

В годы войны в инициативном порядке ЦКБ-18 (ныне Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин») проектировало мини-лодки для действий в мелководных морских районах. Проект сверхмалой подлодки типа СМ-30 (проект 606) был разработан в 1942 году. Лодка имела надводное водоизмещение 34 т, была вооружена двумя 450-мм торпедными аппаратами и двумя пулеметами. Экипаж состоял из 4 человек, автономность – 5 суток. До постройки дело не дошло, в первую очередь из-за малой надводной (8 узлов) и подводной (1,8 узла) скорости хода.

В 1943 году ЦКБ-18 предложило усовершенствованный вариант (проект 610, главный конструктор С.А. Егоров) мини-субмарины. При водоизмещении около 40 т скорость увеличилась до 11,3 (надводная) и 6 узлов (подводная), автономность – до 10 суток, экипаж – 6 человек. Торпедное вооружение оставили без изменения. Сверхмалые лодки намеревались строить на заводе в Навашино. Но Наркомат ВМФ проект забраковал – не удовлетворили тактико-технические характеристики субмарин.

Романский стиль корабельной архитектуры

После Великой Отечественной войны в руки советских специалистов попало несколько итальянских и немецких сверхмалых подводных лодок. Изучать чужой опыт поручили конструкторскому бюро ленинградского завода №196.

В начале 1947 года на предприятие из Германии доставили две недостроенных лодки, техническую документацию и сборочную линию немецкой судоверфи. На воду спустили одну, случилось это 2 ноября 1947-го. При достройке полностью сохранили оригинальную силовую установку, недостающие механизмы и оборудование заменили на отечественные аналоги, в том числе средства связи и навигации. Для вооружения использовались трофейные 533-мм торпеды.

спуск на воду подводной лодки проекта 865 "Пиранья"

Спуск на воду подводной лодки проекта 865 "Пиранья"

Wikimedia commons

В 1948 году лодку передали в опытную эксплуатацию Отряду подводного плавания (Кронштадт). Сведения о дальнейшей судьбе субмарины противоречивы. По одним данным, через несколько лет она якобы была утилизирована, по другим – передана военно-морскому училищу.

Почти 10 лет в СССР работы над проектами сверхмалых субмарин не велись, так как руководство ВМФ, включая главкома Н.Г. Кузнецова, считало такие корабли бесперспективным. В 1956 году, с подачи разведки ВМФ, к теме вернулись, одновременно поступил заказ и на создание управляемых подводных групповых и индивидуальных средств передвижения боевых пловцов.

Наибольший интерес представлял проект 633 (шифр ШКЛО), разработанный в 1959 году ЦКБ-16 (главный конструктор Е.С. Корсуков). Сверхмалые подводные лодки могли быть как вооруженными торпедами, так и десантными. Корпус – из алюминиево-магниевого сплава, ограждение рубки отсутствовало, но была выдвижная шахта для экипажа. Доставлять подлодки в район боевых действий должны были субмарины-носители, также предусматривалась возможность действовать полностью самостоятельно – с берега. В качестве форсажной энергетической установки решили взять парогазотурбинный двигатель мощностью 2000 л.с., а для экономического хода – дизель мощностью 120 л.с., работающий по замкнутому циклу. Проект предусматривал оснащение лодки комплексной гидроакустической станцией, средствами радиосвязи и телевизионным перископом на заваливающей мачте.

До постройки дело не дошло, поскольку требовалось создание большого количества сложного малогабаритного оборудования. Ресурсная же база советского оборонного комплекса была ограничена.

В дальнейшем в Советском Союзе сверхмалые подводные лодки не проектировались. Часто к этому классу относят субмарины проекта 865 «Пиранья», вступившие в строй в 1988 и 1990 годах. Но из-за водоизмещения (более 150 т) по отечественной классификации их следует считать малыми подводными лодками.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль