Наверх
13 августа 2022

Британия против Германии: малые формы большой подводной войны

Внутри британской СМПЛ типа “X”

Сверхмалая подводная лодка типа X

©Wikimedia Commons

Сверхмалые подводные лодки и управляемые человеком торпеды в годы Второй мировой войны активно применялись флотами Великобритании и Германии. Любопытно, что англичан вдохновил опыт врага – итальянских боевых пловцов, с которыми на заключительном этапе войны они действовали уже против немцев.

Уроки английского

Первые испытания человекоуправляемой торпеды Mk-1 «Чериот» (Chariot) британцы провели летом 1942 года. Mk-1 можно считать английской репликой аналогичной итальянской торпеды «Майале». За годы Второй мировой войны Великобритания построила 80 управляемых торпед. Они были трех типов – Mk-1, Mk-2 и Mk-3.

Почему итальянские "поросята" не атаковали Баку и Нью-Йорк

Для транспортировки Chariot в район боевого применения переоборудовали три подводные лодки. В октябре 1942-го англичане неудачно атаковали человекоуправляемыми торпедами немецкий линкор «Тирпиц», базировавшийся в норвежском Тронхеймс-фьорде (операция «Тайтл»).

Провал не обескуражил британцев. Первый успех пришел через несколько месяцев. В ночь на 3 января 1943 года «чериоты» проникли в порт Салерно (Сицилия). Итальянский легкий крейсер «Ульпио Трайано» и транспорт (8700 т) были выведены из строя.

В конце 1943 года, после свержения режима Муссолини, было создано итало-английское спецподразделение под командованием капитана 2-го ранга Э. Форда. В него вошли несколько боевых пловцов 10-й флотилии, перешедшие на сторону королевского правительства Италии. В ночь с 21 на 22 июня 1944 года итальянские «Майале» и английские «Чериоты» провели совместную операцию, потопив в гавани Специи тяжелый крейсер «Больцано», сохранивший верность фашистскому режиму, а еще через несколько дней серьезно повредили крейсер «Гориция».

британская торпеда Mk-1

Спуск на воду человекоуправляемой торпеды Mk-1, 1943 год

Wikimedia Commons

«Миджеты» против «Тирпица»

Параллельно англичане работали над проектами сверхмалых подводных лодок типа X («Миджет»). Дизельный двигатель позволял субмарине водоизмещением 30/34 тонны развивать надводную скорость 6,5 узла. Дальность плавания достигала 1860 миль. В подводном положении электромотор давал возможность лодке двигаться с максимальной скоростью 6 узлов. «Миджет» нес два контейнера с двумя тоннами взрывчатки каждый, оснащенных часовыми взрывателями. Экипаж субмарины состоял из трех человек: командир, заместитель, исполнявший обязанности штурмана и водолаза, и механик.

Серийный выпуск лодок X начался в конце 1942 года, всего было введено в строй 23 единицы. Строились также учебные «миджеты» типа ХТ (6 единиц). Во второй половине 1944-го начался выпуск модернизированных лодок – тип ХЕ (12 единиц).

Сверхмалую субмарину буксировала большая подводная лодка в район операции. Последний отрезок пути «миджет» проделывал самостоятельно. Водолаз покидал лодку, прикреплял подрывные заряды к днищу цели или устанавливал на дне под ней. Затем «миджет» возвращался к «матке».

"Божественный ветер": почему подводные камикадзе не спасли Японию

В сентябре 1943 года англичане поставили цель – потопить либо вывести из строя «Тирпиц», «Шарнхорст» и «Лютцов». В операции задействовали 6 сверхмалых субмарин. Успеха достигли две – Х6 и Х7. Их водолазы заложили 8 тонн взрывчатки под днищем «Тирпица». В результате «карманный» линкор Гитлера получил тяжелые повреждения. Англичане потеряли все «миджеты». Погибли девять подводников, шестеро попали в плен.

В 1944 году в двух рейдах X24 в норвежских фьордах потопила плавучий док и военный транспорт (7500 т). Британские минисубмарины отметились и на азиатском театре военных действий. 31 июля 1945 года в Сингапуре они отправили на дно японский крейсер «Такао».

Спецназ Карла Деница

30 января 1943 года гросс-адмирал Карл Дениц принял решение сформировать соединение малых боевых сил. В его состав вошли подразделения взрывающихся и малых торпедных катеров, сверхмалые субмарины, человекоуправляемые торпеды и боевые пловцы.

Немецкие конструкторы разработали несколько проектов минисубмарин: «Хехт» (Hecht – щука), «Бибер» (Biber – бобр), «Мольх» (Molch – тритон), «Зеехунд» (Seehund – тюлень), «Дельфин» (Delphin). В 1944–1945 годах их построили 1025 штук.

Наиболее удачным считался проект «Зеехунд». Экипаж состоял из двух человек, вооружение – две 533-мм торпеды. Дизельный двигатель и электродвигатель позволяли «тюленям» развивать ход 7,7 узла в надводном положении и 6 узлов под водой. Надводная дальность плавания составляла 300 миль, подводная – 63 мили; максимальная глубина погружения – 50 метров.

Сверхмалые подводные лодки Кригсмарине типа «Seehund» на верфи в Киле

Сверхмалые подводные лодки типа Seehund на верфи в Киле

Wikimedia commons

Кроме того, разрабатывались весьма оригинальные сверхмалые лодки, такие как «Зеетойфель» (Seeteufel – морской черт), снабженные как винтом, так и гусеницами. Предполагалось вооружить «Зеетойфель» двумя торпедами, пулеметом или огнеметом. Проект не был реализован – Германия капитулировала.

На вооружении у немцев стояли и человекоуправляемые торпеды – «Негер», «Мардер», «Хай», SLC (итальянская). Первые три конструктивно представляли собой две соединенные электрические торпеды G7е. В верхней вместо заряда взрывчатого вещества располагалась кабина пилота. Приблизившись к цели, пилот запускал боевую торпеду, а сам возвращался на ведущей торпеде.

Неравный счет побед и потерь

Сверхмалые лодки Германии приступили к боевым действиям у побережья Бельгии и Голландии с 29 августа 1944 года. «Сырые», недоработанные конструктивно субмарины гибли во множестве, в основном по небоевым причинам, с минимальными успехами. Так, до конца 1944 года «биберы» потопили одно судно 4700 т ценой потери 31 лодки.

«Серые волки» против «Оверлорда»: подводники Третьего рейха не смогли помешать высадке в Нормандии

В начале 1945-го германский флот пытался применить сверхмалые лодки против советских и союзных кораблей в Кольском заливе. Немцев в первую очередь интересовал линкор «Архангельск». 5 января три субмарины-матки типа VIIC с шестью «биберами» на борту вышли из Тромсё (Норвегия). Однако на переходе четыре минилодки вышли из строя из-за течи в бензопроводах (были оснащены автомобильными двигателями) и опасности взрыва. В итоге операцию против «Архангельска» пришлось отменить.

Боевое крещение германских человекоуправляемых торпед состоялось в ночь на 21 апреля 1944 года близ Анцио (Италия), во время высадки десанта союзников. Так как крупные корабли отсутствовали, то 17 «негеров» переключились на небольшие цели, потопив два корабля и одно судно. Подразделение потеряло трех боевых пловцов.

6 и 8 июля 1944 года «негеры», действуя ночью, у побережья Нормандии атаковали суда союзников, участвовавших в операции «Оверлорд». Потери англичан и американцев составили 6 кораблей, включая крейсер «Драгон». До начала сентября немцы использовали «негеры» и «мардеры» против союзников в Нормандии и Южной Франции, потеряв большинство из них без достижения видимого успеха.

Таким образом, чудо-оружием, которое могло бы нейтрализовать британские и американские силы на море, сверхмалые субмарины и человекоуправляемые торпеды не стали.

Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль