Наверх
13 августа 2022

Почему итальянские "поросята" не атаковали Баку и Нью-Йорк

торпеда SLC « Maiale»

Торпеда SLC "Майале"

©Wikimedia Commons

Первое боевое применение подводных лодок датировано 1776 годом. Во время войны за независимость США «Черепаха» (Turtle), сконструированная и построенная американцем Дэвидом Бушнеллом, пыталась потопить английский 64-пушечный корабль «Игл». С учетом скромных размеров «Черепахи» (экипаж – один человек) лодку можно считать предтечей сверхмалых субмарин.

Микросхемы подводной войны

«Черепаха» должна была прикрепить «адскую машину» к днищу вражеского корабля, стоявшего в гавани Нью-Йорка. По замыслу и исполнению фактически это была классическая диверсия. План сорвался, и субмарине, передвигавшейся то ли на веслах, то ли при помощи гребного винта, приводимого в движение педалями, якобы пришлось спасаться от преследовавшей шлюпки с английскими матросами.

Интерес к созданию сверхмалых субмарин вернулся во время Первой мировой войны. Вот уже больше века корабли этого класса и человекоуправляемые торпеды являются полноправными участниками морских сражений.

«Законодателями моды» выступили итальянцы. В 1918 году Италия построила человекоуправляемую торпеду – «Миньятга». В ночь с 31 октября на 1 ноября подводные диверсанты проникли на базу австро-венгерского флота Пола. Боевые пловцы прикрепили один подрывной заряд к корпусу линкора «Вирибус Унитис». В результате взрыва корабль получил пробоину, опрокинулся и затонул. Вторым зарядом был серьезно поврежден вспомогательный крейсер «Вин».

Окрыленные успехом, итальянские инженеры после войны продолжили разработку более совершенного оружия для проведения диверсионных операций. В 1935 году молодые офицеры Тезео Тезеи и Элио Тоски предложили весьма интересный проект торпеды SLC – «Майале», в переводе с итальянского – «поросенок». Торпеда, управляемая человеком, должна была транспортировать взрывчатку весом 300 кг на расстояние до 10 миль. Экипаж – два боевых пловца. Автономность по запасу дыхательной смеси в аппаратах замкнутого цикла – шесть часов.

Для доставки «поросят» к району применения переоборудовали шесть подводных лодок. В 1936 году было сформировано соединение штурмовых средств – 10-я флотилия, на вооружении которой стояли подводные лодки-носители, человекоуправляемые торпеды и взрывающиеся катера, личный состав – боевые пловцы.

И один в море воин

Диверсанты против линкоров: как итальянцы выбили из игры английский флот

Первую победу соединение записало в свой актив 20 сентября 1941 года. Шесть боевых пловцов на трех управляемых торпедах подорвали на рейде Гибралтара и в гавани сухогруз и два танкера общим тоннажем 21 489 тонн.

В ночь с 18 на 19 декабря 1941-го в порту Александрии (Египет) итальянцы провели самую успешную операцию периода Второй мировой войны. В результате диверсии тяжелые повреждения получили английские линкоры «Куин Элизабет» и «Вэлиант», эсминец, на дно пошел танкер. С сентября 1942 года по август 1943-го человекоуправляемые торпеды и боевые пловцы группы «Гамма» потопили или тяжело повредили 11 торговых судов союзников по антигитлеровской коалиции общим водоизмещением 54 200 тонн.

В планах – Нью-Йорк и Баку

На вооружении итальянского флота стояли и сверхмалые субмарины типа CA и CB. В 1941–1943 годах фирма «Капрони» построила 12 лодок типа СВ. Они имели следующие основные характеристики:

  • водоизмещение надводное/подводное – 36/45 т;
  • длина – 15 м;
  • ширина – 3 м;
  • осадка – 2,1 м;
  • скорость надводная/подводная – 7/5 узлов;
  • дальность плавания надводная при скорости 5 узл. – 1400 миль;
  • дальность плавания подводная при скорости 3 узл. – 50 миль;
  • предельная глубина погружения – 55 м;
  • автономность – 12 суток;
  • вооружение – 2 торпедных аппарата калибром 450 мм;
  • экипаж – 4 человека.
Итальянская сверхмалая ПЛ типа СВ в Крыму

Итальянская сверхмалая подлодка типа СВ в Крыму, 1942 год

Wikimedia Commons

С помощью лодки типа СА планировали провести диверсию в порту Нью-Йорка, однако секретная операция ввиду сложности выполнения в конечном счете была отменена. К тому же итальянские сверхмалые подводные лодки решили использовать на восточном фронте.

В начале 1942 года Италия подписала с Германией соглашение об участии легких сил флота в боевых действиях против СССР. На Черное море отправили шесть сверхмалых субмарин. В июне лодки доставили в Ялту для участия в морской блокаде Севастополя. Эти корабли составили костяк 4-й флотилии. Единственную потерю на Черном море итальянские подводники понесли 13 июня. В порт Ялты неожиданно ворвались два советских торпедных катера и торпедировали СВ-5. Вместе с лодкой погиб ее командир.

На Черном море сверхмалые субмарины под флагом Италии совершили 42 боевых похода. CB-4 потопила советскую подводную лодку Щ-203 около Евпатории. Кроме того, итальянцы претендуют на потопление С-32, победу приписывают экипажу СВ-3. Но есть и другая версия, согласно которой советская субмарина стала жертвой германской авиации.

В конце сентября 1942 года 4-ю флотилию перебазировали в Мариуполь. Вермахт наступал на Кавказе, пробиваясь к бакинской нефти. Сверхмалые лодки планировали перевезти на Каспийское море. Благо размеры это позволяли. Однако разгром 6-й армии под Сталинградом и поражение вермахта в битве за Кавказ поставили крест на этом секретном проекте.

После капитуляции Италии 8 сентября 1943 года сверхмалые подводные лодки захватили немцы. Субмарины продолжали действовать против советского Черноморского флота вплоть до 29 ноября, управляемые итальянскими экипажами. Затем были переведены в румынскую Констанцу, где итальянских моряков интернировали. После свержения режима Антонеску и выхода Румынии из войны уцелевшие субмарины достались СССР в качестве трофея и были включены в состав Черноморского флота. Несколько лет их использовали для испытаний и изучения итальянской школы кораблестроения, а потом разделали на металл.

Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль