29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Диверсанты против линкоров: как итальянцы выбили из игры английский флот
Military Великобритания Вторая мировая война Италия подлодки

Диверсанты против линкоров: как итальянцы выбили из игры английский флот

Во время Второй мировой войны флот Муссолини не проявил себя должным образом. Но этого же нельзя сказать об итальянских подводных диверсантах. 19 декабря 1941 года группа боевых пловцов проникла в гавань, где подорвала два британских линкора, временно лишив флот Великобритании преимущества на Средиземном море. Уинстон Черчилль назвал эту акцию самым дешевым способом добиться стратегического успеха.

Экипажи Майале ведут свои торпеды к цели во вражеской гавани

Экипажи "Майале" ведут свои торпеды к цели во вражеской гавани

©Wikimedia (включен минюстом РФ в реестр иноагентов)

Перспективное и смертоносное

Гибель линкора «Вирибус Унитис» возвестила миру о появлении нового морского оружия. 1 ноября 1918 года итальянские боевые пловцы Р. Росетти и Р. Паолучи – изобретатели человекоуправляемой торпеды «Миньятта» (итал. – пиявка) на своем детище проникли в австрийский порт Пола, где установили под «Вирибус Унитис» мину, уничтожившую этот грозный корабль. Но, хотя итальянцы первыми разработали и применили человекоторпеды, после Первой мировой это оружие было ими забыто почти на двадцать лет.

Момент гибели линкора Вирибус Унитис

Момент гибели линкора «Вирибус Унитис», подорванного итальянскими подводными диверсантами 1 ноября 1918-го

Wikipedia

Итальянские ВМС вернулись к идее использовать специальные штурмовые средства лишь в 1935-м, когда во время Абиссинского кризиса замаячила угроза войны с Великобританией. Как писал итальянский историк М. Брагадин, создание этих средств, их испытания, а также подготовка небольшой группы добровольцев – боевых пловцов проводились в Италии в обстановке строгой секретности. Как и в Первую мировую, их целью стали корабли, находившиеся в хорошо защищенных базах. Для проникновения туда были разработаны сверхмалые подлодки, вооруженные двумя торпедами, взрывающиеся катера и более современная версия «Миньятты», получившее название «Майале» (итал. – поросенок).

Создателями новой человекоторпеды стали инженеры ВМС Т. Тезеи и Э. Тоски. «Майале» была способна совершать небольшие переходы в полностью погруженном состоянии с двумя аквалангистами, имея съемную боеголовку с несколькими сотнями килограммов взрывчатки и часовым механизмом. К вражеским гаваням человекоторпеды должны были доставлять специально оборудованные для этого подлодки. Если боевым пловцам на «Майале» удавалось преодолеть сетевые заграждения и попасть в акваторию порта, они выбирали нужный корабль или судно, крепили к его килю взрывчатку и затем старались как можно быстрее добраться до берега, чтобы покинуть место взрыва.

Любопытно, что столь уникальных специалистов итальянское правительство ценило не слишком высоко. После завершения войны с Эфиопией Рим решил, что надобность в них отпала, и небольшое подразделение подводных диверсантов было расформировано. Только в 1939-м, накануне новой войны, штаб итальянских ВМС отдал распоряжение вновь возродить его в рамках флотилии специальных штурмовых средств – 10-й флотилии МАС.

Человек-торпеда Майале

Человекоторпеда «Майале», экспонат в военном музее Рима

Wikimedia

Подводные диверсанты на войне

Разгром Франции в июне 1940-го побудил Муссолини вступить в войну на стороне Германии. Однако, придерживаясь оборонительной концепции, итальянцы отдали инициативу противнику, стараясь избегать столкновений с английскими кораблями. Но это не касалось их подводных диверсантов.

Успех к ним пришел не сразу. Обладая специальными штурмовыми средствами, итальянские ВМС готовились к их массовому применению, планируя удары по вражеским базам. Однако к началу войны боевые пловцы еще не были готовы проводить столь масштабные акции. Как писал уже упомянутый Брагадин, первые же атаки показали, какие у итальянских подводных диверсантов есть недостатки, и дали британцам повод предпринять меры, чтобы обезопасить себя от их нападений.

21 августа 1940-го настало время для первой операции против английской базы ВМС в египетской Александрии. Но этот блин вышел комом. В тот же день подлодка «Ириде», вышедшая из Тобрука с тремя «Майале» на борту, была уничтожена английскими самолетами. Спустя полтора месяца – в конце сентября – с подобной миссией в море вышли подлодки «Гондар» и «Шире», которые должны были доставить боевых пловцов к Александрии и Гибралтару. Но когда субмарины добрались до мест назначения, штаб развернул их обратно, сообщив, что британские корабли покинули указанные базы. На обратном пути «Гондар» была обнаружена и потоплена английскими силами ПЛО.

Разорванный на куски: как погиб британский линкор «Бархэм»

Третья попытка атаковать английский флот на базе была предпринята в конце октября. Подлодка «Шире», которой командовал князь Ю. Боргезе, смогла доставить человекоторпеды и их экипажи на рейд Гибралтара. Но из трех «Майале» в акваторию английской базы сумела проникнуть лишь одна торпеда, так как остальные затонули из-за поломок. Ее экипаж, лейтенант Биринделли и старшина Паканьини, почти добрался до линкора «Бархем». Но дальше фортуна повернулась к ним спиной – их «Майале» затонула, когда до цели оставалось всего 70 метров. В итоге оба отважных итальянца попали в плен.

О том, что на Гибралтар был совершен набег с помощью штурмовых средств, англичане поняли по выброшенной на испанский берег неисправной человекоторпеде. Но предпринятые меры по охране базы оказались недостаточными. До сентября 1941-го 10-я флотилия МАС еще три раза атаковала Гибралтар. В первых двух случаях нападение сорвалось из-за технических неполадок «Майале», но с третьей попытки боевым пловцам удалось уничтожить в гавани три транспорта.

А вот первого яркого успеха 10-й флотилии МАС удалось добиться 26 марта 1941 года во время атаки бухты Суда на Крите. В ту ночь шесть взрывающихся катеров под командой лейтенанта Фаджиони проникли через боновое заграждение на якорную стоянку английских кораблей, где потопили тяжелый крейсер «Йорк» и транспорт. Однако эти достижения подводных диверсантов были более чем скромные. И лишь 19 декабря 1941-го они смогли нанести Великобритании удар, разом изменивший расстановку сил на Средиземном море.

Оглушающий успех в Александрии

Конец 1941 года стал для британского флота временем серьезных потерь. Потопление немецкими подлодками авианосца «Арк Ройал» и линкора «Бархем» поколебало его могущество на Средиземноморском театре. Теперь любая потеря тяжелого корабля изменила бы баланс сил в сторону Италии. Чтобы добиться этого, итальянские ВМС вновь бросили в бой подводных диверсантов.

Вечером 18 декабря 1941 года Боргезе привел свою подлодку к молу гавани Александрии. Всплыв, «Шире» спустила на воду три человекоторпеды. Когда их экипажи заняли свои места, «Майале» поплыли к сетевому заграждению, защищавшему вход в порт. Итальянцы планировали преодолеть его поверху. Но, на их удачу, путь в гавань оказался открытым – англичане убрали сети, встречая свои эсминцы, возвращавшиеся в Александрию. Так оплошность британцев позволила боевым пловцам незаметно проскользнуть на их базу.

Оказавшись на якорной стоянке, экипажи торпед без труда обнаружили нужные цели, о которых их заранее информировала разведка. Началось минирование. «Майале», которой управляли А. Марчелья и С. Скергат, достигли флагмана английской эскадры – линкора «Куин Элизабет». Преодолев противоторпедную сеть корабля, Марчелья подвел свою «сигару» к его корпусу и погрузился. Диверсантам удалось закрепить мину под килем линкора, активировав часовой взрыватель. После этого оба итальянца добрались до берега и незаметно выбрались на сушу.

Английский линкор Куин Элизабет

Английский линкор «Куин Элизабет» на якорной стоянке в Александрии, окруженный противоторпедными сетями

Wikimedia

Другой торпедой управляли В. Мартеллота и М. Марине. Изначально их целью был авианосец. Но итальянская разведка ошиблась – такого корабля в Александрии не оказалось. Тогда, следуя запасному плану, оба диверсанта установили свою мину под крупным танкером «Сагона».

Выполнив задание, Мартеллота с напарником добрались до берега, после чего попытались покинуть порт. Но их постигла неудачна – оба были задержаны египтянами, передавшими их в руки англичан. То же самое случилось с Марчелья и Скергатом. Им удалось выбраться из порта, выдав себя за французских моряков, но затем они были арестованы местной полицией.

Куда больше приключений выпало на долю экипажа третьей «Майалы», управляемой Л. де ла Пенне и Э. Бьянки. Их целью был линкор «Вэлиант». Преодолеть его противоторпедную сеть не составило труда, однако дальше де ла Пенне столкнулся с проблемой. Его торпеда камнем ушла на дно, а напарник куда-то пропал. Что делать? Пловец находился на дне у неподвижной торпеды, а цель была так близка. Тогда де ла Пенне решил в одиночку тащить «Майале» к килю корабля, ориентируясь по компасу.

Английский линкор Вэлиант

Английский линкор «Вэлиант», ставший одной из целей во время нападения итальянских подводных диверсантов в Александрии

Wikimedia

Прилагая нечеловеческие усилия, блуждая почти вслепую в облаке ила, отчаянный итальянец сумел выполнить задуманное. Когда его «сигара» оказалась под «Вэлиантом», он запустил часовой механизм, после чего всплыл на поверхность. Так как силы де ла Пенне были уже на исходе, он смог лишь добраться до якорной бочки линкора, где нашел своего напарника. Оказалось, что Бьянки потерял под водой сознание, а придя в себя, всплыл и теперь использовал бочку, как укрытие. Именно там обоих обессиленных пловцов и обнаружили англичане.

Оказавшись на борту «Вэлианта», итальянцы были допрошены, но отказались сообщить что-либо, и были заперты в трюм. Там они и находились, когда линкор потряс большой силы взрыв. От полученной пробоины корабль сел на дно гавани. А вскоре раздалось еще два взрыва. Первый оторвал нос танкеру и нанес серьезные повреждения соседнему эсминцу. А второй уже «посадил» на дно линкор «Куин Элизабет».

Операция итальянских подводных диверсантов завершилась небывалым успехом. Оба линкора вышли из строя на полгода. Таким образом, английский линейный флот в восточной части Средиземноморья был фактически нейтрализован. Вряд ли в морской истории можно найти еще один пример того, как силами шести человек удалось добиться столь же значимого результата. Комментируя случившееся, британский премьер У. Черчилль сказал, что своим рейдом на Александрию итальянские подводные диверсанты смогли на время выбить из игры английский флот «до смешного дешевыми средствами».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама