29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. "Божественный ветер": почему подводные камикадзе не спасли Японию
Military Вторая мировая война подлодки США Япония

"Божественный ветер": почему подводные камикадзе не спасли Японию

Большое значение сверхмалым подводным лодкам и человекоторпедам придавали на Императорском флоте Японии. После поражения у атолла Мидуэй в июне 1942-го была сделана ставка на боевых пловцов-камикадзе. Однако даже этот отчаянный шаг не предотвратил разгром Страны восходящего солнца.

Сверхмалая подводная лодка HА-19, захваченная на Гавайях после нападения на Перл-Харбор

©US Navy

Содержание:

Результаты, не оправдавшие ожиданий

В 1932 году с идеей строительства сверхмалых субмарин для японского флота выступил капитан 1-го ранга Канэдзи Кисимото. Предложение получило поддержку, и вскоре судостроительные предприятия были загружены заказами.

Проект реализовывался ударными темпами. Первые такие лодки (тип А) вступили в строй Императорского флота в конце 1933 – начале 1934 года. Всего было построено 58 сверхмалых подводных лодок (СМПЛ). Основные тактико-технические характеристики этих кораблей были следующими:

  • водоизмещение подводное – 46,7 т;
  • длина – 24 м;
  • ширина – 1,8 м;
  • высота – 3 м;
  • мощность гребного электродвигателя – 600 л.с.;
  • скорость надводная/подводная – 23/19 узлов;
  • дальность плавания (при скорости, узл.) – 15 (23), 80 (2) миль;
  • глубина погружения – 30 м;
  • экипаж – 2 человека.

Минисубмарины были вооружены двумя 457-миллиметровыми торпедами с 350-килограммовыми боеголовками. При скорости 45 узлов максимальная дальность хода достигала 5500 метров. Со своим главным противником на Тихом океане, ВМС США, лодки встретились через семь лет.

Цель – Курилы: как американцы воевали с японцами за будущие советские острова

7 декабря 1941 года пять сверхмалых субмарин были задействованы в атаке на военно-морскую базу (ВМБ) Перл-Харбор. В район операции их доставили специально оборудованные для транспортировки подводные лодки. Премьера оказалась провальной – первую субмарину обнаружил американский эсминец на подходах к ВМБ, атаковал и потопил.

Неудача постигла и вторую, НА-19 – при попытке проникнуть в гавань лодка наскочила на риф и получила серьезные повреждения, что исключало применение торпед. Несколько раз ее атаковали противолодочные корабли. В итоге НА-19 была выброшена на песчаный берег. Один японский моряк погиб при неудачной попытке взорвать корабль, второй был пленен.

Сейчас эта подлодка, один из первых трофеев американских ВМС в противостоянии с Императорским флотом Японии, – экспонат Национального музея Тихоокеанской войны в штате Техас. Что случилось с остальными минисубмаринами, неизвестно: с задания они не вернулись.

Оперативный простор – от Австралии до Мадагаскара

В ночь на 30 мая 1942 года три японские минисубмарины предприняли атаку на корабли союзников в бухте Сиднея (Австралия). В качестве средств доставки использовались океанские подводные лодки типа I, способные перевозить даже гидросамолеты-разведчики.

Результаты этого рейда оказались достаточно скромными. Одна подлодка запуталась в противолодочной сети, развернутой на входе в бухту, и была взорвана экипажем. Вторую тоже пришлось подорвать, после того как она была обнаружена и атакована противолодочными кораблями.

Японская сверхмалая подводная лодка, поднятая на следующий день после атаки в гавани Сиднея, 1942 год

Wikimedia Commons

Третья субмарина сумела проникнуть в бухту и даже торпедировала американский крейсер «Чикаго». Обе торпеды прошли мимо – одна выскочила на берег и не взорвалась, вторая попала в австралийский военный транспорт «Куттабул». Судно получило повреждение, погиб 21 член экипажа. К носителю субмарина не вернулась.

Японские "Титаники": как остров Бали стал местом страшной морской катастрофы

В конце апреля 1942 года японская 8-я флотилия подводных лодок вышла в рейд по Индийскому океану. На борту трех крейсерских субмарин находилось по одной СМПЛ типа А, а две несли гидросамолеты.

29 мая японский разведывательный самолет обнаружил в порту Диего-Суарес (о. Мадагаскар) британский линкор «Рэмиллис», два эсминца и еще семь кораблей и судов.

Вечером 30 мая в 10 милях от Диего-Суареса с крейсерских лодок спустили две минисубмарины (на третьей вышел из строя двигатель). Одной удалось проникнуть в порт и торпедировать линкор (вышел из строя на год) и танкер, который затонул.

На обратном пути из-за неисправности лодку выбросило на мель. Экипаж высадился на берег и погиб в бою с британскими морскими пехотинцами. Причины гибели второй лодки неизвестны.

Клятва на самурайской крови

В 1942–1944 годах японцы пытались создать более эффективные сверхмалые подводные лодки – типы B, C, D, Kairyu («Кайрю»). Одним из главных отличием их от субмарин типа А была дизель-электрическая силовая установка, что увеличивало дальность плавания и позволяло автономно заряжать аккумуляторные батареи.

Всего было построено несколько несколько сотен таких субмарин. Часть участвовала в боевых действиях за острова Тихого океана, в большинстве операций несла тяжелые потери, не добиваясь видимых успехов.

В феврале 1944 года на вооружение императорского флота были приняты «Кайтены» – человекоторпеды. Идея использовать подводных камикадзе была выдвинута после поражения японского флота у атолла Мидуэй младшим лейтенантом Сэкио Нисине и лейтенантом Хироси Куроки.

торпедf "Кайтен"

Запуск человекоторпед "Кайтен" с легкого крейсера "Китаками"

mccool/Vostock photo

Камикадзе – в переводе «Божественный ветер». Так были названы ураганы, дважды уничтожившие в XIII веке монголо-китайский флот. Корабли перевозили огромную армию, которая должна была захватить Японию. Семь столетий спустя японцам, не способным противостоять наступлению США и Великобритании, не оставалось ничего другого, как надеяться на повторение чуда.

Офицеры поступили в истинно самурайском духе – написали обращение к военно-морскому министру собственной кровью. Согласно японским традициям, письмо, написанное кровью автора, должно быть непременно прочитано адресатом. Проект был одобрен, так в японском подводном флоте появились камикадзе.

«Кайтен» создали на базе 610-миллиметровой торпеды. Управлял ею один пилот. На скорости 30 узлов торпеда могла пройти до 12 миль. Максимальная глубина погружения – 60 метров. Для наблюдения за окружающей обстановкой имелся перископ.

Тактика применения японских человекоторпед была следующей: лодки-носители с четырьмя-шестью «Кайтенами» на борту выдвигались в район операции. После обнаружения вражеских кораблей пилоты-камикадзе переходили в торпеды, которые отцепляли от носителя и запускали к цели. «Кайтены» следовали на глубине 4–6 метров.

Первая зафиксированная атака подводных камикадзе состоялась в ноябре 1944 года у берегов атолла Улити (Каролинские острова). Израсходовав 12 «Кайтенов», японцы сумели отправить на дно один американский танкер.

Результаты этой операции полностью соответствуют статистике применения человекоторпед. Из 150 атак менее 10 оказались успешными. Так что надежды Японии переломить в свою пользу ход войны на Тихом океане за счет использования сверхмалых субмарин и камикадзе на торпедах себя не оправдали.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама