Наверх
29 июля 2021

От "Гюрзы" до "Кентавра": на каких кораблях Украина собирается завоевывать Крым

Катер «Гюрза-М»

©wikimedia commons

В начале ноября на полигоне в Херсонской области подразделения украинского спецназа отработали операции по захвату российских объектов в Крыму. Целью диверсионных групп, по легенде учения, были пункты управления и связи, аэродромы и пункты базирования кораблей Черноморского флота.

Их действия, в соответствии с планами «блицкрига», будут предшествовать вторжению на полуостров главных сил армии Украины при активной поддержке с моря. Как с учетом этих задач пополняются ВМС Незалежной, разбирался «Профиль».

23 апреля 2019 года на киевской судоверфи «Кузня на Рибальскому» («Кузница на Рыбальском») с большой помпой был спущен на воду средний разведывательный корабль «Лагуна».

В украинских средствах массовой информации это событие не замедлили называть очередной «перемогой» («победой») отечественного оборонного комплекса в целом и судостроительной отрасли в частности.

Со своей стороны, руководство страны тоже отзывается о «Лагуне» в высшей степени хвалебно – как о корабле, «не имеющем аналогов». На самом деле «новобранец» украинского флота столь лестных оценок не заслуживает.

За годы независимости судостроительная отрасль Украины потерпела полный крах. В наследство от Советского Союза Киеву достались 11 современных судостроительных заводов с мощнейшими основными фондами и оборудованием международного уровня.

Эти предприятия были способны строить боевые корабли всех типов – авианосцы, ракетные крейсеры, большие противолодочные корабли. Что касается гражданских заказов, то в советские годы на украинских верфях исправно спускали на воду супертанкеры, лихтеровозы, один даже с атомной силовой установкой, крупнотоннажные суда для рыбопромыслового флота.

С тех пор многое изменилось, и не в лучшую сторону – значительная часть предприятий судостроения на Украине стали банкротами. Компетенции по строительству больших судов, кажется, безвозвратно утрачены.

Судоверфь «Кузня на Рибальскому» («Кузница на Рыбальском»)

wikimedia commons

Наглядный пример – военное кораблестроение. ВМСУ за три десятилетия обеспечило отрасль всего несколькими заказами на бронекатера катера типа «Гюрза-М» (проект 58155) и «Кентавр-ЛК». Все они были построены на киевском заводе «Кузня на Рибальскому» – до 2017 года «Ленинская кузница», который находился в собственности экс-президента Украины Петра Порошенко.

«Гюрза-М» (проект 58155) – детище николаевского центра кораблестроения. За основу конструкторы взяли проектную документацию катеров «Гюрза», которые в 2004 году были построены по заказу Узбекистана – две единицы.

«Младший брат» получился крупнее «старшего». Полное водоизмещение – 50,7 тонны, длина – 23 метра, ширина – 4,8 метра, осадка – 1 метр. Максимальная скорость хода 25 узлов, экипаж – пять человек.

Спущен на воду первый катер Росгвардии, предназначенный для защиты Крымского моста

Стоит напомнить, что 25 ноября 2018 года два катера типа «Гюрза-М» – «Бердянск» и «Никополь» – попытались без разрешения пройти через Керченский пролив в Азовское море. Провокация закончилась тем, что нарушители были задержаны российскими пограничниками.

В сентябре 2019 года ВМС Украины, после успешного завершения заводских и государственных испытаний, получили два бронированных десантно-штурмовых катера «Кентавр-ЛК» (проект 58503).

Проект «Кентавр» начали разрабатывать в 2015 году в инициативном порядке все в том же николаевском центре кораблестроения. По словам генерального конструктора центра Александра Жолоба, с задачей справились буквально за несколько недель и катерами сразу же заинтересовалось командование ВМС.

В ходе постройки в проект внесли ряд изменений. В частности, водоизмещение увеличили с 47 до 53 тонн, осадку – с 1,06 до 1,2 метра, мореходность – с 4 до 5 баллов, скорость хода – до 40 узлов.

Корпус катера – стальной, ходовая рубка, моторный отсек и десантное отделение имеют броню толщиной 8 мм. В носовой части имеется рампа для высадки десанта.

Вооружение катера состоит из двух дистанционно управляемых боевых модулей ОБМ, оснащенных пулеметом НСВТ калибра 12,7 мм и 40-миллиметровым автоматическим гранатометом УАГ-40. На корме установлена реактивная система залпового огня – два 20-ствольных авиационных блока Б-8 для запуска 80-миллиметровых неуправляемых реактивных снарядов.

Современная система управления дает возможность осуществлять пуски НУРСов по морским, наземным и воздушным целям. Для повышения эффективности стрельбы предусмотрено оснащение ракет разными видами взрывателей, в том числе программируемыми.

Назначение катеров – патрульная служба на реках, озерах и в прибрежных морских зонах, высадка и огневая поддержка десантов, постановка морских мин. Ну и, конечно, обеспечение действий спецназа. Так что в недавних учениях в Херсонской области без «Кентавров-ЛК», конечно же, не обошлось.

Надо признать, что в целом эти катера вполне конкурентны со своими «одноклассникам» из флотов других стран. Любопытный факт: главный конструктор завода «Кузня на Рибальскому» Сергей Белозубенко оспаривает авторство с николаевскими коллегами. Он утверждает, что «Кентавр-ЛК» – его собственный проект.

Теперь что касается «Лагуны». При постройке «разведчика», который в Киеве позиционируют как корабль, якобы «не имеющий аналогов» в своем классе, был использован корпус среднего морозильного рыболовного траулера. Неликвид с 1995 года ржавел на территории завода.

Средний разведывательный корабль «Лагуна»

wikimedia commons

Этот проект траулеров был создан конструкторами «Ленинской кузницы» в 60-х годах прошлого века. Первое судно вступило в строй в 1967 году, а последнее – в 2008-м. В общей сложности было построено 404 траулера этого проекта. Поставки осуществлялись и на экспорт – в Болгарию, Йемен, Ирак, Вьетнам и Сомали.

Зачем ВМФ России новые десантные корабли

Информация о начале строительства корабля разведки для украинских ВМС впервые появилась в марте 2017 года. Можно сказать, что «Лагуна», с учетом конструктивных особенностей, предъявляемых к рыболовным судам, обладает хорошей мореходностью, большой дальностью плавания и автономностью.

К «врожденным» порокам, снижающим ее ценность как боевого корабля, следует отнести низкую скорость (всего 12 узлов). Впрочем, гораздо больший интерес в данном случае представляет электронная начинка «шпиона».

Официальные сведения о полном составе специального оборудования отсутствуют. Известно, что на «Лагуну» установили станцию радиотехнической разведки (РТР) «Мельхиор» – разработка украинского научно-исследовательского предприятия «Квант-Радиолокация». В настоящее время станция проходит государственные испытания.

«Мельхиор» создан на основе многофункционального радиолокационного комплекса «Минерал», который выпускался в различных модификациях во времена СССР. Основная особенность станций РТР такого типа – работа только в пассивном режиме для анализа радиочастотного спектра объектов – морских, воздушных и береговых.

Для этого используется эффект суперрефракции – отражения радиолокационных волн от разных слоев атмосферы. Если верить заявленным техническим характеристикам, то комплекс «Мельхиор» способен обнаруживать источники излучения на расстоянии 450 километров. Количество одновременно контролируемых целей – до 200.

Читать полностью (время чтения 4 минуты )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
29.07.2021
28.07.2021