"Я только что завершил встречу с премьер-министром Израиля Нетаньяху и его представителями", – написал глава американской администрации в Truth Social.
"Мы не достигли каких-либо конкретных результатов, за исключением того, что я настоял на том, что переговоры с Ираном должны продолжаться, чтобы выяснить, возможно ли достижение сделки", – заявил он.
"Я дал премьер-министру понять, что предпочтительнее было бы, если бы она могла быть достигнута", – добавил американский лидер. По его словам, в противном случае "предстоит понять, каким будет итог".
Со своей стороны, секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани сообщил, что власти Омана передали иранской стороне несколько сообщений от США после окончания первого раунда непрямых переговоров. "Письма мы американцам не отправляли, но друзья из Омана передали нам некоторые сообщения от США, которые мы изучим в Тегеране", – сказал Лариджани в эфире иранского государственного телевидения после визитов в Оман и Катар.
В пятницу, 6 февраля, Трамп заявлял, что американо-иранские переговоры в Омане прошли хорошо, стороны приблизились к заключению сделки.
Переговоры США и Ирана
Американо-иранские переговоры в Маскате стали частью продолжающейся серии непрямых контактов Вашингтона и Тегерана по иранской ядерной программе, которые проходят при посредничестве Омана.
Первая серия таких переговоров между делегациями США и Ирана состоялась в первой половине 2025 года, однако затем последовал военный конфликт Ирана и Израиля, в ходе которого США нанесли ряд ударов по ядерной инфраструктуре Ирана.
Администрация Трампа строит линию в отношении Ирана на сочетании жесткого давления и предложения новой сделки. Президент США угрожает возможными военными мерами в случае провала дипломатии.
Трамп добивается, чтобы новая договоренность шла дальше параметров Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) 2015 года, который предусматривал снятие санкций в обмен на ограничения иранской ядерной программы. США при первом сроке Трампа уже выходили из СВПД в 2018 году и восстановили санкции, после чего Иран начал поэтапно отказываться от ограничений по обогащению урана и исследованиям.
Тегеран, со своей стороны, исходит из необходимости смягчения санкционного давления и легитимации своей ядерной программы в обмен на новые договоренности.
В 2015 году Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция и Иран заключили соглашение по ядерной программе Ирана, предполагающее снятие санкций в обмен на сокращение и жесткий контроль ядерной деятельности Тегерана.