27 июля 2024
USD 85.41 -1.14 EUR 93.17 -1.2
  1. Главная страница
  2. Новости
  3. Рихард Зорге: чем прославился знаменитый советский разведчик
Общество разведчик

Рихард Зорге: чем прославился знаменитый советский разведчик

Успешный немецкий журналист, гражданин СССР и убежденный коммунист Рихард Зорге был одним из самых успешных разведчиков XX века. Ему удалось создать эффективную разведывательную организацию в нетерпимой к чужакам, охваченной шпиономанией Японии 1930-х годов. Добытые им сведения подтолкнули советское руководство перебросить войска с Дальнего Востока для борьбы с Германией – как раз для того, чтобы выиграть битву за Москву. "Профиль" вспоминает биографию этого незаурядного человека, вокруг личности которого сложилось множество мифов и легенд.

Содержание:

Молодые годы

Рихард Зорге родился 4 октября 1895 года в Бакинской губернии. Его отец, немец Густав Вильгельм Рихард Зорге, работал инженером-нефтяником. Мать, Нина Степановна, в девичестве Кобелева – русская, из семьи железнодорожных рабочих. Хотя уже в 1898 году Зорге уехали в Германию, о своих русских корнях Рихард никогда не забывал.

Густав Зорге был убежденным германским националистом. А вот его дядя, двоюродный дед Рихарда Фридрих Адольф Зорге, был известным социалистом. Он дружил с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, активно участвовал в работе I Интернационала.

Юный Рихард поначалу следовал убеждениям отца. В 1914 году, когда началась мировая война, он добровольцем пошел служить в германскую имперскую армию. Попал в полевую артиллерию, сражался и на Западном, и на Восточном фронтах. Воевал хорошо – его наградили Железным крестом II степени, с военной службы уволился унтер-офицером. В результате ранения одна нога у Зорге стала короче другой – хромал он до конца жизни.

Политический активизм и журналистика

Во время войны Зорге разочаровался в правой идеологии. Он поступил в Гамбургский университет, где получил степень по политическим наукам. В революционных событиях 1918–19 годов активного участия не принимал, но к 1919 году стал членом Коммунистической партии Германии (КПГ).

Рихард Зорге и Эрих Корренс

Рихард Зорге (слева) и Эрих Корренс, 1915 год.

Bundesarchiv / Wikimedia Commons

В 1919–24 годах Рихард Зорге активно занимался коммунистической пропагандой в Германии. Он был занят в журналистике, участвовал в партийной работе, помогал в организации Института социальных исследований во Франкфурте. Институт работает до сих пор, оставаясь одним из самых известных исследовательских центров Германии в сфере общественных наук.

Во Франкфурте Зорге первый раз женился. Кристина Герлах ради него развелась с мужем, бывшим учителем Рихарда профессором социологии Куртом Альбертом Герлахом. Брак Рихарда и Кристины продержался больше 10 лет.

В 1923 году КПГ организовала неудачное восстание, и была запрещена в Германии. Весной 1924 года Зорге участвовал в работе подпольного IX съезда, на котором присутствовали делегаты из СССР. Они пригласили семью Зорге переехать в Москву.

Следующие пять лет товарищ Зорге работал в Институте марксизма-ленинизма при ЦК ВКП(б) и секретариате Коминтерна. Он продолжал заниматься журналистикой и экономическими исследованиями, ездил с командировками в скандинавские страны и Великобританию.

Командировка в Шанхай

Судьба Рихарда Зорге совершила крутой поворот в 1929 году. Его завербовал руководитель Разведывательного управления Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА) Яков Берзин. Зорге предстояло под псевдонимом "Рамзай" заняться разведывательной работой в охваченном гражданской войной Китае.

Прикрытием Зорге была работа на немецкие газеты. Вначале он вернулся в Германию, где быстро заработал себе репутацию журналиста правого толка, никак не связанного с коммунистическим движением.

В 1930 году Зорге перебрался в Шанхай как корреспондент популярной газеты "Франкфуртер цайтунг". Он много писал о ситуации в китайском сельском хозяйстве, что давало ему повод путешествовать по стране и устанавливать необходимые для работы контакты.

Связи "Рамзая" помогли ему получить важную информацию о планах военных действий Национального правительства Китайской Республики против коммунистов. Самым же большим успехом Зорге стала завязавшаяся дружба с японским журналистом Хоцуми Одзаки. В будущем сотрудничество с ним предопределит успех советского разведчика – и обречет друзей на смерть.

В 1932 году Зорге отозвали в Москву. Миссию в Шанхай признали успешной. Ее побочным итогом стала книга о сельском хозяйстве в Китае.

Перемены произошли и в личной жизни Зорге. Он развелся с Кристиной, которая потом уехала из СССР. Второй женой разведчика стала Екатерина Максимова.

Рихард Зорге в госпитале после ранения. Берлин, 1915 год.

Рихард Зорге в госпитале после ранения. Берлин, 1915 год.

Eva Tilden / Wikimedia Commons

Работа в Японии

В 1933 году Берзин дает Зорге задание необычайной сложности – создать разведывательную организацию в Японии. До этого советской разведке ничего подобного не удавалось. У Зорге же, с его репутацией немецкого журналиста правых взглядов, были шансы закрепиться в Токио.

В 1930-х годах Япония считалась самым вероятным военным противником Советского Союза. Информация о планах Токио была жизненно важной для Москвы.

Зорге снова вернулся в Германию. Он публично сблизился с национал-социалистами, получил аккредитацию от нескольких влиятельных немецких изданий и отправился в Токио с репутацией сторонника Гитлера.

Благодаря работе на "Франкфуртер цайтунг" Зорге имел внушительный авторитет в кругах работавших в Японии немцев. Большую помощь ему оказал старый знакомый по Шанхаю Одзаки. Разочарованный в крайне правых настроениях японской элиты, он стал важнейшим источником информации в разведывательной сети Зорге.

Зорге не имел права выходить на связь с советским посольством в Токио. Вместе с ним в Японию заслали небольшую группу агентов, обеспечивавших связь с Москвой и помощь в сборе информации. Радист Макс Клаузен действовал под прикрытием успешного бизнеса по продаже копировальной техники, югослав Бранко Вукелич работал как корреспондент французского журнала, а американский японец Ётоку Мияги был достаточно популярным художником.

Зорге изучал японский язык и культуру, стремился как можно лучше понять японский национальный характер. Среди живших в Токио в 1930-е годы европейцев он считался одним из ведущих экспертов по Японии и Китаю.

Считавшийся убежденным нацистом, Зорге быстро стал своим человеком в посольстве Германии. Дипломаты привыкли консультироваться с ним по вопросам японской внутренней политики. Он подружился с генерал-майором Ойгеном Оттом, военным атташе при немецком посольстве. Отт, сам того не подозревая, стал важным источником информации для советской разведки. Зорге даже готовил для Отта служебные документы, которые потом получали высокую оценку в Берлине.

Посол Герберт фон Дирксен также доверял Зорге. Считается, что именно его соображения легли в основу высоко оцененного в Германии доклада о "Путче молодых офицеров" в 1936 году. По иронии судьбы, фон Дирксен возглавлял дипломатическое представительство Берлина в Москве в 1928–33 годах и теоретически мог видеть Зорге в советской столице до его отправки в Берлин. Но обстоятельства сложились в пользу советского разведчика.

Удостоверение пресс-секретаря посольства Германии в Японии Зорге

Удостоверение пресс-секретаря посольства Германии в Японии Рихарда Зорге

情報局第三部 / Wikimedia Commons

Зорге удалось вовремя передать в Москву информацию о том, что в 1937 году Япония планирует начать полномасштабное военное вторжение в Китай. При этом он заверял, что Токио не готов к полномасштабной войне с Москвой.

В 1938 году произошло сразу два важных для Зорге события. Его друг Одзаки стал советником премьер-министра Японии Фумимаро Коноэ. А считавший себя другом Зорге Отт стал новым послом Германии в Японии. "Рамзай" мог из первых рук получать доступ к совершенно секретным документам сразу двух стран.

В германском посольстве при Отте Зорге пользовался полными доверием и свободой. Он писал телеграммы, которые посол отправлял в Берлин, консультировал его по вопросам японской политики и даже составлял разведывательные донесения. Одновременно с этим он передавал информацию о германо-японских отношениях в СССР.

В 1938 году Зорге едва не раскрыли. Большой любитель быстрой езды и крепких напитков, он пьяным попал в тяжелую аварию на своем мотоцикле. При нем было несколько страниц разведывательных донесений. Зорге удалось передать документы приехавшему в больницу Клаузену до того, как их могли случайно обнаружить.

В конце 1930-х Зорге неоднократно сообщал о том, что даже военные столкновения между советскими и японскими войсками на озере Хасан не означают намерения Токио начать полномасштабное вторжение на территорию СССР. Ему не доверяли, считая, что это дезинформация японской контрразведки.

Весной 1941 года Зорге сообщил, что Германия до конца июня объявит войну Советскому Союзу. Вопреки распространенному мнению, точную дату он не назвал. Сообщению "Рамзая" в Москве снова не поверили. Война началась 22 июня.

Теперь главной задачей для Зорге было узнать, последует ли Токио примеру Берлина. Он выяснил о планах нападения Японии на французские владения в Индокитае. Информация из посольства Германии подтверждала, что японское руководство не горит желанием ввязываться в войну с СССР, несмотря на дипломатическое давление.

В сентябре 1941 года Зорге смог выяснить, что Япония будет соблюдать договор о ненападении до тех пор, пока Советский Союз не потерпит сокрушительное поражение в войне с Германией. Эта информация вместе с расшифровкой данных радиоперехвата сыграла важную роль в решении советского командования перебросить войска с Дальнего Востока и остановить немецкое наступление на Москву.

Арест и казнь

К осени 1941 года японская контрразведка окончательно убедилась, что в столице страны действует чья-то нелегальная резидентура. Первым под подозрение попал Одзаки. Вслед за его допросом 18 октября арестовали Зорге и Клаузена. В посольстве Германии подумали, что арест друга и советника главы дипмиссии был вызван приступом шпиономании и антигерманскими настроениями в контрразведке.

Японцы, обманутые маскировкой Зорге, изначально тоже считали его агентом германского Абвера. Но в Берлине, естественно, опровергли любую возможную связь с доктором Зорге, которого там знали в основном как журналиста с "правильными" взглядами. Отту многолетняя дружба с резидентом советской разведки стоила карьеры. В Германию он смог вернуться только после окончания Второй мировой войны.

На суде Зорге заявил, что работал на Коминтерн и "вел коммунистическую работу". 29 сентября 1943 года его и Одзаки приговорили к смертной казни через повешение. Остальные члены разведывательной организации получили от двух лет лишения свободы до пожизненного заключения.

Зорге казнили в токийской тюрьме "Сугамо" утром 7 ноября 1944 года. Его последними словами, сказанными по-японски, были "Красная армия! Коминтерн! Советская компартия!"

Похоронили его прямо в тюремном дворе. Потом его останки опознала и перезахоронила гражданская жена Исии Ханако.

Могила советского разведчика Рихарда Зорге на кладбище «Тама» в Токио

Могила советского разведчика Рихарда Зорге на кладбище «Тама» в Токио

Министерство обороны Российской Федерации (Vadim Savitsky) / Wikimedia Commons

Посмертное признание

История шпионской сети Рихарда Зорге стала известна всему миру в 1949 году, когда военная разведка оккупационных сил США передала прессе некоторые сохранившиеся документы о суде над ним. Зорге стал героем книг, пьес и фильмов.

При этом в СССР долгое время сам факт существования Рихарда Зорге не признавали. Его подвиг оставался совершенно неизвестным не только публике, но и руководству страны. Ситуация изменилась в 1964 году.

Считается, что важную роль в этом сыграл понравившийся Никите Хрущеву франко-японско-немецко-итальянский фильм "Кто вы, доктор Зорге?" В советских газетах вышли статьи о подвиге успешного советского разведчика. Рихарду Зорге посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

С тех пор Зорге считается одним из самых успешных разведчиков в истории России и СССР. Его именем названы улицы, школы, корабли, установлено множество памятников в его честь. В Баку, частью которого стала малая родина разведчика, создан музей.

Работа Зорге пользовалась признанием и у профессионалов шпионского дела. Ян Флеминг, который, до того как стать легендарным автором шпионских детективов, руководил несколькими операциями Управления разведки британского военно-морского флота, якобы как-то сказал: "Зорге я считаю наиболее грозным шпионом в истории".

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль