19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Идеология КНДР эволюционировала, но остается социалистической
Зарубежье Ким Ир Сен КНДР социализм

Идеология КНДР эволюционировала, но остается социалистической

Когда в сентябре 1948 года была провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР), даже само официальное название этой страны не оставляло сомнений в ее идеологической ориентации. В те времена вновь возникшие социалистические государства именовали себя «странами народной демократии». Такое название подразумевало, что данное государство стремится к социализму, но находится лишь в начале пути и по уровню своего развития уступает Советскому Союзу, где социализм, как утверждала официальная формулировка, «победил полностью» (с 1959 г. – «полностью и окончательно»). Называя себя «страной народной демократии», то или иное государство идеологически обосновывало свою готовность следовать в фарватере СССР, не ставя под сомнение его лидерство.

Однако Ким Ир Сен и его окружение, хотя они и пришли к власти в Северной Корее при активной поддержке Москвы, вовсе не хотели полностью перенимать советские лекала. По своим взглядам эти люди, как и большинство восточноазиатских левых радикалов той эпохи, были не только коммунистами, но и националистами. Иначе говоря, они стремились не столько к «земшарной республике Советов», сколько к созданию сильного национального государства. Впрочем, советские генералы, расчистившие бывшему капитану Красной армии Ким Ир Сену дорогу к вершинам власти у него на родине, тоже были лишь отчасти воодушевлены коммунистической идеологией, а в основном все-таки беспокоились о продвижении геополитических интересов Советского Союза.

Поэтому Ким Ир Сен с самого начала своего правления стал осторожно ограничивать советское влияние в руководстве КНДР. Начало десталинизации в СССР поставило его власть под угрозу, но в то же время создало и возможности для выхода из-под контроля Москвы. С одной стороны, в августе 1956‑го Ким Ир Сен чуть не стал жертвой заговора высших чиновников, считавших, что КНДР должна последовать примеру Советского Союза и начать борьбу с культом личности. С другой стороны, конфликт СССР и Китая дал Пхеньяну возможность на протяжении десятилетий маневрировать между двумя гигантами, получая помощь от обеих великих держав и не давая ничего взамен.

Дипломаты КНДР на протяжении десятилетий использовали конкуренцию великих держав во благо своей страны

На первых порах, пока Пхеньян склонялся к союзу с Китаем, руководители правящей Трудовой партии Кореи (ТПК) позиционировали себя как защитников чистоты «истинного» марксизма-ленинизма от «ревизионистских искажений», навязываемых новым руководством КПСС. После того как в 1965 году отношения с КНР ухудшились, речь стала идти не только об угрозе, исходящей от советского «ревизионизма», но и об угрозе китайского «догматизма».

Однако в долгосрочной перспективе политика лавирования между Москвой и Пекином требовала более серьезного идеологического основания, и оно, разумеется, было создано. Еще в 1955‑м, на самой заре своего конфликта с Москвой, Ким Ир Сен в одной из речей упомянул принцип «чучхе». Строго говоря, автором этого понятия он не был – по данным советского посольства, сам термин придумал и активно пропагандировал Ким Чхан Ман, курировавший в ЦК партии идеологические вопросы. Тогда речь шла всего лишь о необходимости творчески применять марксизм-ленинизм в корейских условиях, а не бездумно копировать советские и китайские образцы.

В середине 1960‑х, однако, идеи чучхе были переосмыслены и объявлены новой идеологической системой. В 1970 году на V съезде ТПК в уставе партии появилась запись, в соответствии с которой идеи чучхе наряду с марксизмом-ленинизмом являются идейной основой деятельности правящей партии, а в конституции 1972 года они, опять-таки в сочетании с марксизмом-ленинизмом, были объявлены и официальной государственной идеологией.

При этом идеи чучхе, несмотря на все попытки их как-то кодифицировать, поражают своей расплывчатостью и неконкретностью. Посвященные им трактаты обычно сводятся к повторению на разный лад нескольких весьма абстрактных и туманных формул, главная из которых гласит: «Человек – хозяин всего». Частью идей чучхе можно считать и учение о вожде, который «выполняет решающую роль в решении судьбы общественного коллектива».

Северокорейские идеологи в разное время занимали разные позиции по поводу отношения идей чучхе к марксизму. Сначала идеи чучхе считались лишь «творческим приложением» идеологии марксизма-ленинизма к конкретным условиям Кореи. Однако в начале 1970‑х Ким Чен Ир, сын и преемник Ким Ир Сена, заявил, что его отцом создано принципиально новое прогрессивное учение, которое наилучшим образом отражает реалии современного мира. Тогда некоторое время в Северной Корее официально полагалось считать, что марксизм – это прогрессивное учение времен раннего капитализма, ленинизм – учение времен империализма, а кимирсенизм – это вершина мировой прогрессивной мысли, учение времен национально-освободительных революций. Такая трактовка позволяла утверждать, что КНДР в идеологическом отношении – самое продвинутое общество планеты, оплот мирового прогресса. Некоторое время северокорейские пропагандисты и дипломаты, кажется, вполне всерьез пытались распространять идеи чучхе в странах т. н. третьего мира в качестве альтернативы советскому и китайскому вариантам марксизма-ленинизма. Хотя на продвижение этой концепции было потрачено немало казенных средств, особых успехов добиться не удалось. К концу 1970‑х от радикальной трактовки идей чучхе как принципиально нового учения тихо отказались, и с тех пор на протяжении долгого времени вопрос об отношении идей чучхе и марксизма в официальных публикациях старались не поднимать. Скорее всего, эта осторожность была вызвана прагматическими соображениями: попытку представить северокорейскую национальную идеологию как нечто более совершенное, чем марксизм-ленинизм, в социалистических странах восприняли как дерзкую ересь. Поскольку совсем обострять отношения с партнерами по соцлагерю, которые одновременно были и главными источниками экономической помощи, КНДР было не с руки, от радикальных претензий Пхеньян без шума отказался.

После распада СССР дрейф в сторону от догм марксизма-ленинизма ускорился. Полностью этот процесс завершился уже в начале правления Ким Чен Ына, нынешнего руководителя страны и третьего представителя династии Ким. На практике в официальной пропаганде по-прежнему подчеркивалось, что КНДР – социалистическое государство, однако куда больше внимания уделялось его национально-корейскому характеру.

В декабре 2002‑го с первых страниц северокорейских партийных газет исчез присутствовавший там с момента их основания лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В 2009 году из конституции КНДР были удалены все упоминания о марксизме и коммунизме. Показательно, что в статье 59, там, где раньше речь шла о «формировании нового коммунистического человека», теперь говорится о «формировании нового чучхейского человека». В 2012‑м с главной площади Пхеньяна, которая, конечно, носит имя Ким Ир Сена, убрали портреты Маркса и Ленина, которые там находились более полувека.

Реформы без открытости

Впрочем, ни в коем случае не надо считать, что марксизм-ленинизм подвергнут в КНДР анафеме, – его просто оттеснили на второй план. В официальных текстах классиков марксизма-ленинизма сейчас упоминают редко, но всегда в самом позитивном ключе – в качестве прогрессивных и уважаемых зарубежных мыслителей прошлого.

Наконец, если речь идет о том, как КНДР позиционирует себя на мировой арене, то тут всё однозначно: официальная печать всегда подчеркивает социалистический характер северокорейского государства, причем понимание «социализма» в его официальной трактовке очень близко к классическому советскому. На практике же в КНДР уже давно существуют и играют немалую экономическую роль рыночные отношения в самых разнообразных формах, но сам факт их существования по-прежнему официально не признается. В этом отношении позиция северокорейских идеологов серьезно отличается от позиции их китайских коллег. В то время как в КНР на официальном уровне объясняется и обосновывается переход страны к рыночной экономике, в Северной Корее, где похожая трансформация совершается во многом стихийно, власти предпочитают ее игнорировать, точнее, не упоминать о ней в СМИ. Подразумевается, что граждане КНДР должны гордиться тем, что они остались верны социализму и «сберегли его» в самых тяжелых условиях, – просто социализм теперь полагается ассоциировать не с импортным марксизмом и ленинизмом, а со своим национальным чучхе.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».