20 апреля 2024
USD 93.44 -0.65 EUR 99.58 -0.95
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Премьер, губернаторы и другие уважаемые люди
Политика

Премьер, губернаторы и другие уважаемые люди

В середине февраля в Сочи прошел Российский инвестиционный форум (РИФ). Эта площадка традиционно собирает глав регионов, инвесторов, руководителей министерств и ведомств. За два дня работы форума было подписано 538 соглашений и протоколов о намерении на 800 млрд рублей. Тем не менее с точки зрения бизнеса РИФ вряд ли можно назвать исключительно успешным: от года к году этот форум все больше напоминает «отчетный бал» губернаторов.

Представителей реального крупного бизнеса и известных иностранных инвесторов на форуме в Сочи было немного. Возможно, регионы по отдельности им пока (или уже) неинтересны. Но не регионами едиными живет РИФ, а еще и громкими заявлениями, адресованными более широкой аудитории. За диалогом об инвестиционном развитии российских субъектов видны тренды, актуальные для всей страны. Куда движется российская экономика, и какие «сочинские» решения скажутся на работе не только госорганов и бизнеса, но и жизни россиян в целом?

Налоговая система та же – структура иная

Ждать ли налоговых перемен? Этот вопрос обсуждается на всех экономических форумах и площадках последние несколько лет, но однозначного ответа на него до сих пор нет. По заверениям премьера Дмитрия Медведева, налоговая система в России до конца года меняться не будет, но произойдет некая ее «донастройка». Что это такое и какие налоговые платежи придут на смену устаревшим, в правительстве еще не решили.

Мораторий на подобные реформы продлится как минимум до завершения президентской кампании и формирования нового правительства. Более подробно о «донастройке» налоговой системы рассказали в Минфине. Там предложили реформировать структуру налогообложения до конца весенней сессии работы парламента. При этом в Минфине заверили: правительство рассчитывает изменить структуру налогов, не увеличив нагрузку на добросовестный бизнес. В Минэкономразвития также не хотят «кошмарить» предпринимателей ростом платежей, особенно тех, кто занимается инновационными проектами с большим сроком окупаемости. Чтобы бизнес вкладывал в новые предприятия, ему необходимы люфт в пять-шесть лет без смены налогового режима и гарантии государства, что ставки останутся прежними.

Про шесть лет стабильности фискальной сферы говорил и глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин, предложивший не менять налоговую нагрузку на бизнес и граждан как минимум до президентских выборов 2024 года. Не поддерживает Кудрин и обсуждаемый маневр 22/22 и 21/21, уравнивающий ставки в социальные взносы и НДС. По его словам, налоговая реформа необходима, но будет актуальной только в период устойчивого экономического роста, которого Кудрин в ближайшие годы не ждет.

Похоже, именно модель 21/21 и 22/22 имеют в виду и премьер, и профильные ведомства, говоря об изменениях структуры фискальной системы. Отсюда обещания не увеличивать нагрузку на бизнес. Собираемость налога, по замыслу финансового блока правительства, вырастет за счет роста ставки на потребление. Предлагаемый уже долгое время налоговый маневр должен облегчить бремя бизнеса за счет сокращения отчислений в фонд оплаты труда и снижения страховых взносов с 30% до 22%. При этом гражданам стоит ждать повышения НДС с действующих 18% до 22%. Новая инициатива пока не нашла единогласного одобрения ни в экспертном сообществе, ни в правительстве – там не уверены, что новое окажется лучше старого и заставит предпринимателей вывести зарплаты из тени.

А вот жизнь самозанятых граждан, похоже, действительно станет проще. Для них ставку хотят сделать по облегченной системе налогообложения на уровне 6% от выручки. Правда, произойдет это уже после выборов и формирования нового правительства. И, скорее всего, налог для самозанятых будет рассматриваться пакетом вместе с регулированием неналоговых платежей, переменами в системе сборов налога на движимое имущество и остальными спорными элементами фискальной реформы.

Цифра ушла в регионы

Цифровизация в России набирает обороты. Если раньше крупные технологические решения анонсировали преимущественно бизнесмены, то теперь к ним присоединились чиновники. Пока федеральные власти готовят нормативную базу для блокчейна с ICO и вырабатывают единый подход к криптовалютам, регионы соревнуются в планах по цифровизации, пытаясь вписаться в госпрограмму «Цифровая экономика».

Она состоит из пяти основных направлений: инфраструктура, технологии, регулирование, безопасность, человеческий капитал и образование.

Здесь есть чем похвастаться. Например, уже работает система госуслуг для граждан и бизнеса. По данным Минкомсвязи, к электронному документообороту готовы 54 из 82 федеральных органов власти.

Регионы хвастаются внедрением новых технологий в обыденные процессы – начиная от приема в электронном виде документов на субсидии от фермеров, заканчивая единым цифровым окном для бизнеса.

Губернаторы отчитывались о модернизации в социальной сфере: внедрении высокоскоростного интернета в медицинских учреждениях и школах, а также устранении цифрового неравенства в регионах. Но это, скорее, не констатация реальных успехов в инновационном развитии, а отчет о выполненных пунктах госпрограммы, так же как появление многочисленных технопарков и кластеров. К сожалению, пока в региональных аналогах Кремниевой долины не возник бум стартапов, способных вырасти в подобие Uber или «Яндекса». И вряд ли это произойдет в ближайшие годы. Программа максимум – мелкие и средние производства товаров с высокой добавленной стоимостью или локальные IT-решения, вписывающиеся в рамки импортозамещения и выращенные в этих домашних кластерах.

Регионам рекомендовали стать самостоятельнее

Главный ньюсмейкер форума Дмитрий Медведев неожиданно сделал важное заявление, адресованное губернаторам. Премьер сказал, что будущее России не в гаджетах и цифровизации, а в развитии инфраструктуры. Для россиян качество автомобильных дорог и доступность авиа- и ж/д билетов важнее, чем доступ к продвинутым технологиям. После этого был анонсирован революционный для России финансовый инструмент – инфраструктурная ипотека. В тот же день работы РИФ ВЭБ объявил о создании «фабрики проектов». Банк будет предоставлять инвестиционные кредиты под конкретную стройку, минимизируя риски для инвесторов госгарантиями. Предполагается, что инфраструктурная ипотека поможет нарастить темпы роста всей экономики, а бизнес станет охотно вкладывать в создание дорог, развитие транспорта и энергетики. Реакция предпринимателей пока сдержанная, поскольку доходность низкая, строить нужно по нижней планке ценообразования и быстро, а как потом рассчитывать прибыль с выгодополучателя этой инфраструктуры – большой вопрос.

Взбадривать экономику планируется еще и сокращением расходов. Стратегической задачей на форуме назвали уход регионов от дотаций. Областям и республикам посоветовали поискать новые точки роста и развивать потенциал внутри региона, ориентируясь не только на крупные города. Пока федеральный центр пытается мотивировать такую самостоятельность, действуя методом пряника, а не кнута. Регионам с высокими темпами роста выделят дополнительные средства, а региональным бюджетам начнут возвращать прирост налога на прибыль. Дополнительное финансирование можно будет инвестировать в развитие региона, создание производств, инфраструктуры и новых рабочих мест.

Кроме того, регионам станет проще планировать бюджеты благодаря согласованному на три года плану предоставления субсидий. Начнут ли, получив эти «пряники», процветать традиционно дотируемые регионы? Вряд ли. Но бюджету станет легче хотя бы из-за тех, кто попытается доказать свою эффективность не только в рамках ярмарки отчетностей чиновников в Сочи, но и на местах. Тогда, может, и дисбаланс между числом участников‑бизнесменов и госслужащих на сочинской площадке нивелируется.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».