21 ноября 2024
USD 100.22 +0.18 EUR 105.81 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Зачем американцы возрождают модель истребителя времен холодной войны
Military Безопасность ВВС США Вооружения ВС США истребители ПВО

Зачем американцы возрождают модель истребителя времен холодной войны

В мировой культуре сейчас настоящий бум ремейков. Переснимаются фильмы, переделываются компьютерные игры, перепеваются песни, снова запускают в серию старые самолеты. Дошла эта мода и до американских военных – Пентагон, похоже, готовится купить истребитель, который в прошлый раз приобретал более 30 лет назад.

Отказаться от «классических» F-15 непросто – заменить их в общем-то нечем, а важность задачи ПВО США резко возросла с появлением у России современных авиационных крылатых ракет большой дальности

©Nir Ben-Yosef/Alamy Stock Photo/Vostock Photo

Из-за продолжавшегося 35 дней, с декабря по конец января, шатдауна (временной приостановки работы правительства), судя по всему, отложена планировавшаяся на февраль публикация проекта оборонного бюджета на 2020 финансовый год. Однако многое о запросе Пентагона уже известно. Одной из строк там значится план приобрести за $1 млрд некие истребители F-15X в количестве восьми штук. Это стало одной из самых обсуждаемых тем в американском профильном сообществе. Чтобы понять, чем вызван ажиотаж, разберем историю вопроса.

F-15 Eagle – первый истребитель четвертого поколения ВВС США – создавался под впечатлением от вьетнамской войны и с одной-единственной целью: восстановить утерянное господство в воздухе за счет качественного технического превосходства над советскими аналогами. На вооружение он начал поступать в середине 1970-х. В свое время ореол непобедимости вокруг «Игла» был сравним разве что с культом, сложившимся вокруг F-22 Raptor в начале XXI века. Считается, что на его счету более 100 побед в воздухе, причем сам F-15 ни разу не был сбит в воздушном бою. Учитывая, что в основном эта статистика была наработана израильскими ВВС во время ливанской войны 1982 года, она может быть, мягко говоря, не соответствующей реальности. Но значительное превосходство F-15 Eagle над состоявшими тогда на вооружении сирийских (и советских!) ВВС МиГ-21 и МиГ-23 несомненно. «Игл» подстегнул разработку советских истребителей четвертого поколения, создававшихся с оглядкой в первую очередь на него. Но Cу-27, способный драться с F-15 Eagle как минимум на равных, советские ВВС получили только во второй половине 1980-х.

К тому времени поставки исходной версии «Игла» – одноместных истребителей-перехватчиков в модификациях F-15А и F-15C – американским ВВС были как раз завершены: последние F-15C передали родному заказчику в 1985 году. Им на смену в производстве пришли многоцелевые, ориентированные в первую очередь на ударные задачи двухместные F-15E «Страйк Игл», поступившие на вооружение в 1989-м и закупавшиеся ВВС США (с перерывами) до 2001 года. Многоцелевая модификация оказалась достаточно популярной среди наиболее близких и богатых американских союзников (вероятно, это самый дорогой американский истребитель из поставляемых в последние десятилетия на экспорт) и производится до сих пор – в настоящее время в рамках саудовского и катарских контрактов.

В американских же ВВС истребительные модификации F-15 должен был заменить также ориентированный в первую очередь на воздушный бой F-22 «Раптор». Однако вскоре после того как его прототип победил в конкурсе, СССР нанес сокрушительный удар по американскому военно-промышленному комплексу – самораспустился. Бюджеты резко сократились, и вместо планировавшихся изначально 750 машин (или хотя бы 381 – это число считается минимально необходимым для значительно уменьшившихся ВВС США начала XXI века) закупили всего 187 серийных F-22. Это вынудило оставить на вооружении более 200 оригинальных «Иглов», на которые в основном возложили задачи ПВО. Физически и морально эти самолеты уже значительно устарели, что по мере сил пытаются компенсировать модернизацией (обновление авионики, установка современного радиолокатора) и капремонтом с заменой элементов планера (в частности, крыла).

Однако после череды аварий все большую актуальность приобретает вопрос: насколько безопасно продолжать эксплуатацию самолетов, давно выработавших изначальный ресурс? Например, в 2007 году во время тренировочного воздушного боя у F-15C Национальной гвардии просто оторвалась передняя часть фюзеляжа с кабиной.

Но отказаться от «классических» F-15 непросто – заменить их в общем-то нечем, а важность задачи ПВО США резко возросла с появлением у России современных авиационных крылатых ракет большой дальности. Запущенные с подлодки «Калибры» сбивать, кроме перехватчиков, будет некому – привычной нам в России плотной ПВО, основанной на многочисленных зенитно-ракетных комплексах, у американцев давно нет. Кроме того, опасения вызывает прогресс Китая в сфере ракетных технологий. Современных F-22 слишком мало, и их необходимо держать в частях «первой линии», F-35 требуется там же и сам по себе мало подходит на роль перехватчика. F-16 также неидеален в этой роли и тоже немолод. В итоге, несмотря на периодически возникающие предложения списать весь парк «оригинальных» F-15 и не мучиться, модернизированные машины по плану должны сохраниться на вооружении и в 2030-х.

Незабытое старое

И тут прошлым летом появляется «Боинг» со свежим предложением. Действительно свежим, без кавычек – различные программы качественной модернизации парка ВВС США с внедрением наработок поздних экспортных модификаций предлагались неоднократно и ранее, но не получали поддержки. Возможно, во многом потому, что не решали проблему с остаточным ресурсом.

Ведь какой смысл серьезно вкладываться в самолеты, которые все равно на ладан дышат? В июле 2018 года стало известно, что «Боинг» активно, хоть и непублично, продвигает на внутреннем рынке некий F-15X – ориентированный на ПВО одноместный вариант «Игла» (каких не производилось 30 лет!) в качестве истребителя нового выпуска. Определенное любопытство эта новость вызвала, но всерьез это предложение не восприняли, слишком уж много было неудачных попыток продать ВВС даже относительно дешевый пакет модернизации, а тут возобновление закупок машин нового выпуска, да еще и на фоне наконец-то излечившихся от детских болезней F-35, темп выпуска которых стремительно увеличивается.

Но настоящим громом среди ясного неба стала появившаяся в конце декабря новость о том, что Пентагон включил в бюджетный запрос 12 F-15X стоимостью $1,2 млрд (позднее появились и другие варианты – упомянутые в начале 8 истребителей за чуть меньшую сумму). Это очень серьезная заявка, так как вероятность удовлетворения подобного запроса американскими законодателями весьма велика. Например, регулярно возникающие у американского флота запросы на небольшое количество F/A-18 «Супер Хорнет» (производимых тем же «Боингом») в последние годы не только удовлетворяют, но и «докидывают» от щедрот конгресса несколько машин.

Дело здесь не только в серьезной самой по себе проблеме обороноспособности, но и в заботе конгрессменов о заводах и рабочих местах в родных для них штатах. Да и когда настанет время собирать пожертвования в предвыборные фонды, причастные к выгодным заказам, конгрессмены смогут рассчитывать на благодарность от тех, кому эти заказы достались. Кроме того, считается, что проект имеет серьезную поддержку пентагоновской бюрократии: нынешний врио главы Пентагона Патрик Шанахан до перехода в администрацию Трампа 30 лет проработал в корпорации «Боинг» и достиг там высочайших постов, возглавляя поочередно несколько направлений.

Причем в таком деле главное – начать. Если состоится хотя бы первая закупка, то на десятке машин (очевидно, для одной эскадрильи) останавливаться будет глупо, и, стало быть, последует заказ не менее чем на сотню истребителей, который позволит списать самые старые «Иглы» выпуска конца 1970-х – начала 1980-х. К тому же увеличившиеся возможности позволят без зазрения совести менять их не один к одному.

Американский F-15C Eagle и саудовский F-5E Tiger II во время операции «Буря в пустыне» (1991 год)

US Air Force/Flickr

Летающая ракетная батарея

Каким же будет «ремейк»? Официальная информация об облике F-15X практически отсутствует, а на сайте «Боинга» такая модификация и вовсе не упоминается. Однако утечки и вероятная схожесть с современными экспортными модификациями позволяют представить эту машину достаточно ясно.

При сохранении в целом внешнего облика на самолете будут установлены: современная электронная начинка, в том числе мощная РЛС с активной фазированной антенной решеткой, вероятно, AN/APG-82 (V)1, новое кабинное оборудование (важный момент, так как необходимо будет обеспечить малую утомляемость одного летчика в длительном патрулировании), комплекс РЭБ, электродистанционная система управления (с большим трудом внедрявшаяся недавно на саудовские F-15SA), подвесной оптико-локационный контейнер Legion и, возможно, даже контейнер с лазерной системой самообороны. Переучивание с обычных F-15C должно быть предельно простым и занимать несколько полетов.

Очевидно, что F-15 никак не сделать «невидимкой», да и просто широко внедрить средства понижения заметности вряд ли получится. В данном случае «Боинг» решил брать не незаметностью, а мощью. На экспортных «Страйк Иглах» последовательно увеличивается количество и масса ракетно-бомбового вооружения, и на F-15X этот процесс достигнет апогея: максимальное число ракет воздух–воздух должно быть доведено до 22 (из них 20 – AIM-120 средней дальности). В ударном варианте подвеска может включать до 28 малокалиберных управляемых бомб семейства SDB и восемь ракет воздух–воздух. Для сравнения: обычные F-15C несут до восьми ракет, современные экспортные F-15SA – до 12 (на них планируется испытать и внедрить новые узлы подвески), а российский аналог, Су-35 С, несет до 12 ракет воздух–воздух средней дальности. Конечно, в первую очередь такой арсенал актуален в отражении налетов большого количества крылатых ракет.

В перспективе F-15X должен нести и новые средства поражения, в т. ч. гиперзвуковые ракеты и ракеты воздух–воздух сверхбольшой дальности. Не стоит забывать и о задумке оснастить «Иглы» противоракетами (в частности, на базе зенитной ракеты комплекса PAC-3 «Пэтриот») или противоспутниковыми ракетами «воздушного старта». Кстати, именно с F-15С «Игл» в 1985 году во время испытаний противоспутниковой ракеты ASM-135 единственный раз был сбит самолетом космический объект – неисправный научный спутник P78–1.

Первоначально речь шла только об одноместных машинах, но позднее стало известно, что планируется выпуск и двухместных версий – условных F-15CX и F-15EX соответственно. Двухместные самолеты будут использоваться для учебных задач и тех миссий, где желательно наличие двух членов экипажа. Однако замена имеющихся ударных F-15E пока не подразумевается, и двухместные версии, вероятно, будут занимать в производстве меньшую долю.

Серьезным является вопрос цены – если утечки верны, то F-15X получается несколько дороже или примерно равным по стоимости F-35A, но «Боинг» планирует брать более низкой ценой полетного часа и экономией за счет отказа от эксплуатации старых самолетов. К тому же это первый контракт, а при более крупных закупках цена может и упасть. Кроме того, в оригинальный заказ волей-неволей закладывается стоимость доводки новой машины и сопутствующего оборудования. В любом случае F-15X должен занять нишу, на которую трудно претендовать F-35A, так что прямыми конкурентами в структуре ВВС они не станут (а вот за бюджетные деньги – естественно).

Если США решатся на возобновление производства «Игла», это будет уникальный случай, демонстрирующий долгожительство созданных во время холодной войны платформ. На этом фоне куда менее удивительными выглядят вызвавшие местами непонимание и иронию российские планы возобновления производства Ту-160 – значительно более молодой машины в значительно медленнее стареющем классе стратегических бомбардировщиков.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".