- Главная страница
- Статьи
- Операция под прикрытием ИИ: способен ли цифровой доктор заменить врача-человека
Операция под прикрытием ИИ: способен ли цифровой доктор заменить врача-человека
Внедрение цифровизации в медицину, как гласят отчеты, идет семимильными шагами. В феврале 2022-го опубликовано постановление правительства РФ «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения». Уже в конце декабря того же года в рамках проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» было принято решение: каждый субъект Федерации обязан в 2023-м закупить и внедрить не менее одного медицинского изделия с искусственным интеллектом (ИИ). В 2024 году задание расширили: в каждом регионе нужно внедрить не менее трех медицинских изделий с ИИ. Однако формально «медицинское изделие» – некий продукт, имеющий регистрационное удостоверение Росздравнадзора. Им может быть в том числе и программное обеспечение.

«Проблема в том, что чиновники не разделяют медицину и здравоохранение, для них это одно и то же», – говорит начальник отдела искусственного интеллекта в медицине одной из крупных ИТ-компаний, кандидат медицинских наук Игорь Зубков. – Но медицина – это как лечить человека, а здравоохранение – как организовать процесс лечения: обеспечить врачами, лекарствами, перевязочным материалом, информационными продуктами, повышать квалификацию. При всей схожести функции их часто противоречат друг другу. Так и с ИИ: в здравоохранении его много (даже сама ЕГИСЗ, по сути, продукт с использованием ИИ), а вот в медицине практически нет».
На сегодня в РФ, согласно документам, зарегистрировано 39 отечественных медицинских изделия с искусственным интеллектом и пять импортных, зарубежных. Но при внимательном анализе выясняется интересная деталь: абсолютное большинство из них используется для… анализа ультразвуковых, томографических, рентгеновских снимков и даже обычных фотографий.
При этом «практика показывает, что обработка заключения, подготовленного ИИ, требует зачастую от врача гораздо большего напряжения, чем самостоятельная работа», утверждает ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова: «Для того чтобы оценить: а правильные ли выводы сделал искусственный интеллект?»
Искусственный интеллект: размышления о революции за пределами хайпа
Сейчас на фоне пришедшей из-за рубежа моды на повсеместное внедрение ИИ на него есть спрос и находится финансирование. Но пойдете ли вы к хирургу, который не в состоянии сам увидеть повреждения на рентгеновском снимке? Доверитесь ли нейрохирургу или кардиологу, которые не смотрят на картину исследований, а лишь загружают информацию в компьютер, чтобы прочитать выводы?
«Мой личный опыт показывает: когда врач сам изучит все данные, он не только сделает правильный вывод, но попутно заметит еще что-то, требующее внимания, – отмечает Игорь Зубков. – С ИИ ситуация выглядит неоднозначно, ведь он, как любая машина, дает ответы на поставленные вопросы».
В медицине действительно работают и пользуются уважением хирургические роботы. «Их преимущество в том, что они избавляют оперирующего от монотонных, повторяющихся действий, а именно тут часто допускаешь ошибку, – объясняет Зубков. – Сегодня в мире при содействии роботов проводят миллионы операций, но везде автоматы играют роль ассистентов. Ни разу еще, насколько я знаю, робот не провел операцию полностью без участия человека».
Собственно, так и бывает в хирургической практике: светило медицины заходил (заходила) в операционную только тогда, когда вся подготовительная работа уже была выполнена, делал операцию в идеальных условиях и уходил, оставляя остальное на откуп ученикам. Сегодня вместо учеников – роботы, да и то не всегда. Это имеет оборотную сторону: появляются опасения, что элементарный хирургический практический опыт быстро сойдет на нет и в случае умного механизма уже не найдется человека, который сможет наложить обычный многорядный шов. А ведь именно такая манипуляция чаще всего приводит к послеоперационным осложнениям.
Изменится всё: во что превратят нашу жизнь искусственный интеллект и умные роботы
Добавим, что если в 2018 году в мире с помощью роботизированных хирургических комплексов было проведено более миллиона операций, то уже к концу 2021-го это число возросло в десять раз, а сегодня достигло порядка ста миллионов (более точных данных пока нет). Но ни одна компания не планирует создавать полностью автономного робота-хирурга.
В фармакологии применение искусственного интеллекта более оправданно: в огромном массиве данных он быстро находит проблемные места, что позволяет значительно экономить время при поиске новых мишеней лекарств или обработке результатов клинических исследований. «Когда появилась программа Excel, она тоже была прорывом, позволявшим анализировать и исследовать большие объемы данных, – напоминает Гузель Улумбекова. – ИИ ускоряет обработку, но пока ни один робот не приобрел клинического мышления».
В терапии искусственный интеллект используют для анализа рентгеновских снимков, кардиограмм, даже историй болезни. Разработчики умных систем заявляют, что применение ИИ позволяет на 21% сократить время нахождения больного в стационаре за счет выверенного плана лечения, подбора более эффективных лекарств, сокращения числа осложнений.
Но всё это вопросы не медицины, а здравоохранения. Собственно, указанные цифры соотносимы с процентом осложнений из-за усталости врачей. Поэтому многие эксперты считают, что внедрение в медицинскую сферу ИИ обусловлено в первую очередь не заботой о здоровье граждан, а поиском экономически выгодных путей.
К тому же есть огромная юридическая проблема. «Искусственный интеллект – всего лишь дополнительная опция, а окончательное решение может быть только за врачом. Потому что ответственность за лечение конкретного пациента несет только врач», – подчеркивает Улумбекова.
Самое перспективное направление применения ИИ в медицине, полагают специалисты, – это патологическая анатомия и судебно-медицинская экспертиза. Поскольку они строго регламентированы и опыт накоплен многовековой. К тому же ошибка здесь не столь критична, а нагрузки на врачей-патанатомов и судебно-медицинских экспертов по-прежнему колоссальные.
В остальных сферах медицины отношение к ИИ остается сложным. «У наших профессоров была любимая присказка, – вспоминает Игорь Зубков. – Они постоянно повторяли, что профессии врача нельзя научиться, ее можно только снять с рук своего учителя. Роботы в учителя не годятся».
Кроме того, надо понимать, что даже искусственный интеллект допускает ошибки, и они рискуют оказаться фатальными. Об этом мало говорят, но, если внимательно изучить отчеты фирм-разработчиков, можно заметить: устранению выявленных проблем уделяют больше внимания, чем разработке новых продуктов, а бюджеты сопоставимы.
Удивительно другое: многие рядовые врачи активно ратуют за внедрение ИИ в медицину, но, поднимаясь по карьерной лестнице, становятся в этом вопросе все большими скептиками. Почему? Вот как ответил один из них: «ИТ-гиганты вложили в разработку и продвижение искусственного интеллекта огромные деньги, триллионы долларов. Естественно, они будут лоббировать продвижение ИИ. Но лично у меня до сих пор нет уверенности, что этот вектор в медицине ведет в нужном направлении. Очень часто мой собственный клинический опыт противоречит заключению ИИ. А я, естественно, верю себе больше».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".