21 ноября 2024
USD 100.22 +0.18 EUR 105.81 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. От "Ермака" до "России": какие ледоколы нужны Северному морскому пути
корабли Наука и Технологии

От "Ермака" до "России": какие ледоколы нужны Северному морскому пути

Эксплуатация Северного морского пути возможна лишь при наличии мощного ледокольного флота. Отечественная судостроительная отрасль обладает компетенциями по строительству атомных и дизель-электрических судов этого класса. С чего все начиналось и какие ледоколы спускают сегодня на воду в России?

Ледокол

Ледокол проекта 22220 "Арктика"

©Росатомфлот / rosatomflot.ru
Содержание:

Первые шаги

3 апреля 1899-го линейный ледокол «Ермак» бросил якорь на рейде Кронштадта. Так 125 лет назад в составе российского флота появилось первое в мире судно, способное преодолевать тяжелые льды. Инициатор использования ледоколов адмирал Степан Макаров мечтал о покорении Северного полюса и организации навигации в арктических морях России, поэтому заложил в проект корабля уникальные для того времени характеристики. «Ермак» построили в Англии – доверить заказ российским судостроителям не рискнули.

От заката до восхода: какие выгоды сулит развитие Северного морского пути

Серийное строительство ледоколов для Северного морского пути (СМП) три десятилетия спустя организовал СССР на заводах в Ленинграде и Николаеве. Отечественные корабелы опередили всех в создании атомного ледокольного флота. В 1959-м в строй вступил первенец – ледокол «Ленин» мощностью 44.000 л. с. В 1970–1990 годах построили шесть атомных ледоколов типа «Арктика» (проекты 10520 и 10521) мощностью 75.000 л. с. Конструкторы тогда нашли оригинальное решение: корабли могут подтапливать лед струями пара.

Сейчас флот ждет ледоколы нового поколения. На состоявшейся недавно в правительстве стратегической сессии о развитии судостроительной промышленности премьер Михаил Мишустин подтвердил, что в ближайшие годы вступят в строй пять атомоходов проекта «Лидер». Головным кораблем этой серии станет «Россия».

Атомные ледоколы серии ЛК-60Я

Актуальность задачи определяется приближением предельного срока эксплуатации ядерных реакторов ветеранов СМП – ледоколов «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач» (проекты 10520 и 10521). Их планируют вывести из эксплуатации в 2027–2028 годах. В строю останутся «50 лет Победы» (2007 год постройки, проект 10521) и «Арктика» (2020 год постройки) – головной в серии атомных ледоколов ЛК-60Я, проект 22220.

В 2024-м, как ожидается, Росатомфлот получит еще два ледокола этого проекта – «Сибирь» и «Урал». В постройке находятся «Якутия», «Чукотка» и «Ленинград», а на 2025-й намечена закладка «Сталинграда». Особенностью ледоколов проекта 22220 является их переменная осадка, позволяющая эффективно работать как на глубокой воде, так и на мелководье – в руслах сибирских рек. Изменение осадки производится путем приема или откачки в балластные цистерны воды.

Российский атомный ледокол проекта 22220 "Арктика"

Атомный ледокол проекта 22220 "Арктика"

Росатомфлот / rosatomflot.ru

При проектировании и строительстве ледоколов серии ЛК-60Я конструкторам и судостроителям пришлось решать множество проблем. Были спроектированы и построены ядерные реакторы нового типа РИТМ-200 (ОКБМ им. И. И. Африкантова, «ЗиО-Подольск»), паротурбинные установки (Кировский завод, Уральский турбинный завод), система электродвижения (ЦНИИ судовой электротехники и технологии, «Русэлпром») и так далее.

Климатическая кривая: как северное положение России определит ее будущее

Предполагалось, что оборудование для системы электродвижения поставит фирма Converteam, а электрооборудование – компании ABB и Siemens. Однако из-за антироссийских санкций иностранные партнеры прервали сотрудничество, и российским производителям пришлось проектировать и изготавливать отечественные аналоги. В настоящее время уровень импортозамещения на судах проекта 22220 составляет 92–97%.

Любопытный факт: 4 февраля 2020-го во время пусконаладочных работ на «Арктике» вышел из строя один из гребных электродвигателей (был заменен через год). Но даже при использовании двух из трех винтов в ходе приемосдаточных испытаний атомоход без проблем достиг Северного полюса, преодолев льды толщиной до трех метров. Ледоколы этого проекта способны обеспечивать проводку караванов в Западном секторе Арктики.


Основные технические характеристики ледоколов ЛК-60Я

Полное водоизмещение – 33.540 т
Длина наибольшая – 173,3 м
Ширина наибольшая – 34 м
Осадка – 9,03/10,5 м
Тепловая мощность атомных реакторов – 2 х 175 МВт
Мощность гребных электродвигателей – 3 х 20 МВт
Скорость на чистой воде – 22 узла
Скорость при толщине льда 1,5 м – 12 узлов
Максимальная льдопроходимость – 3 м
Срок службы активной зоны реакторов до перезарядки – 7 лет
Автономность по запасам провизии – 6 месяцев
Численность экипажа – 54 человека
Назначенный срок службы – 40 лет


Атомные ледоколы серии ЛК-120Я

Для организации круглогодичной навигации на всем протяжении СМП нужны суда проекта 10510 «Лидер» (ЛК-120Я), о которых упомянул Михаил Мишустин. Проект разработан ЦКБ «Айсберг» под руководством главного конструктора Владимира Воробьёва. 5 июля 2021 года на судостроительном заводе «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края состоялась закладка ледокола «Россия». В планах построить три корабля этой серии. Сдача первого корабля заказчику намечена на 2027-й, двух других – на 2030 и 2032 годы.

Дрейфующие во льдах: как станция "Северный полюс" вышла на новую платформу

«Россия» получит два реактора РИТМ-400 разработки ОКБМ им. И. И. Африкантова тепловой мощностью по 315 МВт, четыре турбогенератора по 36 МВт каждый и четырехвальную гребную установку суммарной мощностью 120 МВт. Это обеспечит скорость хода на чистой воде до 23 узлов и два узла по льду толщиной 4,3 м.

Длина ледокола «Россия» – 209 м, ширина – 47,7 м, осадка – 11,5/13 м, водоизмещение – 50.398/71.380 т. Экипаж – 127 человек, автономность по запасам провизии задана на уровне восьми месяцев. Расчетный срок службы – 40 лет. При выборе размерений ледокола принципиальное значение имеет ширина корпуса. Дело в том, что для формирования канала для грузовых судов, ширина которых 53–54 м, ширина ледокола не может быть меньше 47 м.

Основной задачей «Лидеров» станет обеспечение движения караванов на участке пролив Вилькицкого – Берингов пролив. Предполагается использовать не «классический» Северный морской путь, а высокоширотные, более глубоководные маршруты, где могут передвигаться суда с большой осадкой. Время в пути будет занимать 15–20 суток.

Дизель-электрические ледоколы

Дизель-электрические ледоколы для СССР после 1945 года традиционно строились в Финляндии. В начале XXI века заказы начали получать и отечественные верфи – Балтийский и Выборгский судостроительные заводы. На начальном этапе они работали в кооперации с финской компанией Arctech Helsinki Shipyard. Широко использовалось импортное оборудование, в том числе и для пропульсивной установки – дизель-генераторы и движительно-рулевые колонки. Отсутствие мощных отечественных судовых дизелей – узкое место нашего машиностроения.

Ледокол проекта 21900 "Москва"

Ледокол проекта 21900 "Москва"

Федеральное агентство морского и речного транспорта

В 2008–2016 годах «Росморпорт» пополнился пятью вспомогательными дизель-электрическими ледоколами проектов 21900 и 21900М, еще два сейчас находятся в постройке. При движении непрерывным ходом они способны ломать лед толщиной 1,5−1,6 м и в осенне-летний период проводить суда в арктических морях.

Локализацию производства в данном случае нельзя назвать вполне успешной. Так, строительство дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин» (проект 22600) – самого мощного в России – затянулось на долгие годы. Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) получила от «Росморпорта» заказ в 2011 году. Церемония закладки судна состоялась в октябре 2012-го на верфи «Балтийский завод – Судостроение» (БЗС). Спуск на воду был намечен на 2014 год, а завершение строительства – на конец 2015-го.

Основные технические характеристики ледоколов 21900 и 22600
©"Профиль"

Но в 2013 году выяснилось, что судно имеет недопустимый перевес, и контракт с проектантом, ЦКБ «Айсберг», был разорван. Проект переделало КБ «Вымпел» (Нижний Новгород), что повлекло смещение сроков. В конце декабря 2016-го (на 2,5 года позже) ледокол спустили на воду.

В сентябре 2017 года «Виктор Черномырдин» для достройки перевели на завод «Адмиралтейские верфи». В августе 2018-го начались швартовные испытания, но 27 ноября на борту возник пожар, причинивший ущерб на 150 млн руб. И опять сроки завершения строительства сдвинули. В итоге ледокол передали заказчику только 3 ноября 2020 года, а стоимость контракта с 7,95 млрд руб. выросла до 12 млрд руб.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".

Метки: корабли