15 мая 2025
USD 80.22 -0.33 EUR 90.38 +0.69
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. От перфокарт до ИИ: как за полвека изменился главный инструмент взаимодействия человека и технологий
Android IOS IT macOS Microsoft Windows Наука и Технологии

От перфокарт до ИИ: как за полвека изменился главный инструмент взаимодействия человека и технологий

В апреле корпорации Microsoft, разработчику самой популярной операционной системы (ОС), исполнилось ни много ни мало 50 лет. Первые операционки даже близко не напоминали современные: не имели графических интерфейсов, не могли работать с несколькими программами параллельно. Тем не менее именно развитие ОС привело к тому, что компьютеры, а впоследствии и мобильные девайсы получили массовое распространение. Какие открытия стали революционными, на что способен искусственный интеллект, встроенный в ОС, и почему некоторые новые сервисы вызывают опасения пользователей, разбирался «Профиль».

компьютер перфокарты

©IMAGO/piemags via Reuters Connect
Содержание:

Стандарты и конкуренция

Первые компьютеры – ЭВМ – работали вовсе без операционных систем. Команды подавались на перфокартах – прямоугольных карточках из картона с последовательностью небольших отверстий, представлявших собой битовый код. Вопрос верхнеуровневого управления компьютерами остро встал уже в 1960-х (нижний уровень – близкий к компьютерному коду, то есть требующий сложных технических навыков, верхний – соответственно, наоборот).

Именно тогда появился Unix – универсальная система, которая задала стандарты для будущих ОС, такие как иерархичность файлов (то есть их зависимость друг от друга), наличие интерпретатора командной строки (программа, позволяющая управлять операционкой с помощью текстовых команд), набор служебных программ и пр.

Почему нестабилен рынок ПК-процессоров, и за какой архитектурой будущее

В первой половине 1970-х Unix совершил настоящую революцию: его переписали на языке высокого уровня – С («си»), что позволило большому числу разработчиков создавать собственные версии и впоследствии сделало это семейство ОС самым «плодовитым». В частности, именно из Unix-стандартов выросли вторая и третья по популярности ОС на протяжении многих лет – macOS (изначально Mac OS, также OS X) и Linux соответственно.

Microsoft шел своим путем. Если Unix изначально целился в разработчиков, то задачей этого тогда еще стартапа было сделать персональные компьютеры доступными массовому пользователю. Компания Билла Гейтса в начале 1980-х развивала MS-DOS – операционную систему, разработанную под новые компьютеры IBM.

А затем началась конкуренция, которую основатель Apple Стив Джобс называл священной войной. В середине 1980-х они с Гейтсом по очереди представили графические интерфейсы (GUI): Mac OS – в 1984-м (Apple), Windows 1.0 – в 1985-м (Microsoft). Причем обе компании «стащили» наработки Xerox, создавшей концепцию оконных режимов (а заодно и управление «мышью») несколькими годами раньше.

Windows первоначально была надстройкой над MS-DOS и только в 1990-х выросла в самостоятельную операционную систему. Версия 3.1 принесла интуитивно понятный широкому пользователю GUI, а также многозадачность: стало возможно открывать несколько окон и программ. А в Windows 95 появилась встроенная поддержка интернет-протоколов и функция plug&play, позволяющая просто вставить аксессуар в стандартный разъем и сразу начать им пользоваться.

Простота – залог успеха

Примерно тогда же, с 1990-х, начинается история портативных компьютеров – PDA, они же КПК и «наладонники». Первый подобный девайс поставила на рынок компания Hewlett-Packard, работал он, к слову, на MS-DOS. А в 1992-м Apple (на тот момент – не под управлением Стива Джобса) выпустила Newton, который можно считать предтечей современных планшетов.

Девайсы явно опередили свое время и не снискали популярности. Они были не слишком функциональными, а пользоваться даже превосходными ОС на нечетком монохромном дисплее было неудобно. Что не остановило Microsoft от погони за конкурентным преимуществом и в этом сегменте: в 1996-м компания представила Windows CE, которая недолгий период доминировала на рынке сравнительно редких портативных компьютеров.

Когда кончатся вычисления: графен, свет или живые клетки – что придет на смену кремнию

2000-е стали эпохой расцвета мобильных ОС. В начале десятилетия Ericsson выпустил операционку Symbian, созданную на базе более ранних разработок. Вскоре она стала главной операционной системой мобильных телефонов: на пике популярности (середина – вторая половина нулевых) Symbian стояла на 73% всех мобильников мира.

Параллельно существовали Windows (которая в какой-то момент из CE превратилась в Mobile), Palm OS, Blackberry OS и другие. Сегмент мобильных операционок медленно и степенно совершенствовался, но ОС оставались слишком сложными или недостаточно функциональными для рядового пользователя. Все изменилось в 2007 году.

Именно тогда Apple – снова под управлением Стива Джобса – представила первый iPhone. Он работал на iPhone OS (позднее переименованной в iOS), которая существенно отличалась от других операционок. Вместо большого числа физических кнопок для управления функциями – всего три: включение, регулировка громкости, «домой». Основное управление – движением пальца по сенсорному экрану, никаких стилусов и тем более механических клавиатур. И аккуратные приложения вместо вороха программ.

Далее, как водится, история пошла по кругу. Если в 1980–1990-х компания Apple конкурировала с Microsoft, то теперь ей на пятки стал наступать Google с недавно приобретенным Android. К середине 2010-х Google и Apple и их операционки iOS и Android образовали дуополию (также рифмующуюся с macOS и Windows). Все конкуренты – Windows Phone, MeeGo, Tizen и другие – либо не смогли адаптироваться к актуальным тенденциям, либо были задавлены корпорациями-гигантами.

Стив Джобс представил первый iPhone

Стив Джобс на презентации первого iPhone, 2007 год

Kimberly White/REUTERS

Российские разработки ОС

В России также создаются собственные операционные системы. Преимущественно они основаны на зарубежных концепциях. Например, Astra Linux, «Альта», «РЕД ОС» являются доработками в семействе Linux (что не мешает включать их в реестр отечественного ПО).

Примерно та же ситуация в мобильном софте. В середине 2010-х российская компания «Открытая мобильная платформа» (ОМП) купила лицензию на финский софт Sailfish OS для его совершенствования. Это еще одна операционка, не выдержавшая соперничества с Android и iOS, хотя и развивалась худо-бедно до 2023 года. «РОСА Мобайл», как и десктопная «РОСА», которые подавались как конкурентные разработки, являются развитием кода Linux (справедливости ради, Google Android также построен на Linux).

Иными словами, заявления о создании отечественных операционок полностью с нуля не имеют под собой оснований. Но проблема в другом: в эпоху дуополий (Windows и macOS, Android и iOS) пользователям действительно не нужны новые системы. Даже отечественные.


Ноутбук против десктопа

Если история циклична, то сегодня можно говорить о повторении этапа первой половины нулевых. Лидеры рынка понятны, а принципиально новые возможности появляются медленно и неохотно.

Вот уже 15 лет как граница между десктопными и мобильными ОС размывается и все никак не размоется. Сначала операционки носимых гаджетов пытались довести до уровня «взрослости» стационарных компьютеров. Google, например, под выход первых Android-планшетов в 2011 году представил третью версию своей ОС под названием Honeycomb. Она работала в том числе на девайсах с пристегиваемой клавиатурой, что должно было превратить их в подобие ноутбуков.

От ИИ-чипов до ходячих столов: самые заметные премьеры техновыставки CES-2025

Apple, давшая миру iPad в 2010 году, клавиатуру для своего планшета выпустила только в 2020-м и продолжает производить ее по сей день. А за год до того вывела ОС для этих девайсов в отдельную ветку – iPadOS, поскольку набор ее возможностей чуть шире, нежели у iOS для «айфонов». Тогда много спекулировали на тему, что iPad превратится в «компактный макбук» с macOS на борту. Этого не случилось, но разговоры не утихают: согласно свежим слухам, iPadOS 19, которую представят в июне, будет сильнее походить на ноутбучную ОС.

Десктопные операционки, кстати, тоже пытались «омобилиться». Это прежде всего Windows – у нее была и мобильная версия, и несколько ARM-версий для планшета. Microsoft обещал функциональность, аналогичную полноценным настольным ОС, но ничего не вышло.

Как альтернатива развиваются облачные технологии – сервисы, работающие на удаленных серверах, к которым можно подключаться по интернету, вместо того чтобы устанавливать на устройство. У каждого ИT-гиганта есть свой набор таких решений: Microsoft 365, OneDrive и Azure, Apple iCloud, сервисы Google на Android.

У Google была попытка сделать полностью облачную ОС на базе браузера – Chrome OS. Вышло относительно неплохо, но без запланированных революций: система, работающая прежде всего на фирменных ноутбуках Chromebook, занимает меньше 2% рынка, по данным Statcounter.

Лидеры с большим отрывом

Сегмент десктопных операционных систем, по данным Statcounter, на март 2025 года выглядит так: 71,72% принадлежит Windows, 15,67% – macOS, около 4% – Linux. Разрыв между двумя лидерами последние 15 лет медленно, но верно сокращается. Во многом за счет доработок оборудования со стороны Apple – компания удачно перешла на собственные ARM-чипы, значительно повысив автономность девайсов, тогда как у Windows-ноутбуков это пока не получилось.

В мобильном сегменте поначалу все было интереснее: до 2015 года те или иные разработчики пытались конкурировать с Google и Apple. Сильнее других сопротивлялась Nokia, которая сначала развивала свои ОС линейки Series 40, затем, перейдя под крыло Microsoft, выступала амбассадором Windows Phone. Но все напрасно, и сегодня мы имеем двух явных лидеров – Android (71,9%) и iOS (27,68%). Разрыв между ними остается стабильным уже пять лет. У всех остальных, вместе взятых, – менее полпроцента. Статистика не учитывает HarmonyOS – разработку Huawei: Китай редко и неохотно делится данными.


«Найди то, не знаю что»

Важной частью операционных систем становится искусственный интеллект (ИИ). Голосовые помощники, вшитые в ОС, – не новая разработка: Siri в iOS появилась еще в 2011-м, за ней последовали «Google Ассистент» на Android, Microsoft Cortana в Windows и другие. По сути, они оставались приложениями, доступными для использования вне ОС. И наоборот: сторонних ассистентов (Amazon Alexa, «Алиса» от «Яндекса» и др.) можно было запускать вместо встроенных в ОС, особо не теряя в возможностях.

С развитием генеративных нейросетей все изменилось. Амбассадоры помощников нового поколения по большей части те же – Microsoft, Google, Apple. Сторонние разработчики тоже стараются не отставать, но они действуют во многом по модели B2B («бизнес – бизнесу»). Например, OpenAI снабжает Microsoft Copilot своими нейросетями.

При этом разработчик Windows очень старается сделать Copilot неотъемлемой частью ОС. Он встраивает ее в свои программы: Word для написания и редактирования текста, Excel для анализа данных, Outlook для свода основной информации (суммаризации) по входящим письмам и т. д. Создает дополнительную прослойку для выполнения команд: запуск приложений, активация различных режимов (например, «не беспокоить»), настройки с помощью голоса.

Сколько интеллекта в "яблоке": сможет ли Apple снова изменить ИТ-рынок?

Наконец, одно из главных и в то же время спорных ноу-хау – функция Recall, на первый взгляд удобная. Система отслеживает действия пользователя, делая скриншоты раз в несколько секунд и таким образом запоминая, что и когда происходило на компьютере. Это позволит человеку давать сложные команды, например, «забронируй столик в ресторане, о котором я писал другу в прошлый вторник» или «включи песню, про которую я недавно читал в блоге музыкального критика».

Такой сервис вызвал серьезную обеспокоенность пользователей и регуляторов: а насколько безопасно его использовать? Релиз функции несколько раз откладывался, и вот в середине апреля Microsoft в очередной раз вернулся с анонсом: скоро Recall все же будет запущен.

Apple, как всегда, старается оставаться в тренде: на WWDC-2024 (ежегодная конференция разработчиков) был представлен Apple Intelligence. По заявлению компании, ее ИИ должен уметь все, о чем говорилось выше, и даже больше: генерация картинок во встроенных мессенджерах, суммаризация уведомлений с определением, что важно, а что нет, и др. Только в этот раз что-то пошло не так. Выяснилось, что многие заявления были пустышкой, а соответствующие разработки если и ведутся в компании, то находятся на ранней стадии и совсем не готовы к выпуску в обозначенные сроки.

Цифровое будущее

Главный тренд развития операционных систем в обозримом будущем – интеграция искусственного интеллекта. Его функциональность в ОС будет зависеть от общих возможностей нейросетей, которые разрабатывают OpenAI, Meta* (признана в РФ экстремистской и запрещена), Anthropic, Google, «Яндекс» и другие звезды ИT-индустрии середины 2020-х.

Ожидается, что в течение нескольких лет ИИ станет по-настоящему полезным помощником. Встроенного в ОС ассистента можно будет попросить выполнить сложную задачу, например, по планированию отпуска. ИИ-агент автоматически разложит ее на подзадачи: вспомнить предпочтения пользователя и историю его поисков для понимания контекста, найти дату отпуска в рабочем календаре, изучить предложения туроператоров, забронировать отель и билеты, определить необходимость аренды авто и т. д.

Спроси по-человечески: как нейросети изменят систему поиска информации в интернете

Есть вероятность, что параллельно операционки будут дальше переходить в облака. Но, в отличие от Chrome OS, не сразу и целиком, а поэтапно, на уровне отдельных сервисов и приложений. Конечно, изучат и вопрос безопасности – здесь потенциально может помочь блокчейн. Технология подразумевает полную прослеживаемость каждого запроса: пользователь по умолчанию увидит, если вдруг его данные были скомпрометированы. Концепция блокчейн-ОС уже прорабатывается, но все еще больше вызывает вопросов, чем дает ответов.

Наконец, рынок ждет развития сегмента расширенной реальности: очков и умных шлемов. Google подсуетился и в декабре прошлого года уже выпустил Android XR, Apple развивает visionOS. Но пока уровень софта явно опережает качество оборудования – девайсы не готовы к тому, чтобы стать по-настоящему массовыми.

В любом случае рынок продолжит расти. Latest Global Market Insights прогнозирует, что его объем увеличится с $47,53 млрд в прошлом году до $48,58 млрд в этом, а к 2029-му составит $52,6 млрд. Не последнюю роль тут сыграют не только пользовательская активность, но и цифровизация в целом: города и различные компании требуют все больше цифровых инструментов, а значит, и их потребителей будет становиться все больше. И именно ОС должны обеспечить комфортный доступ к функциям сервисов и, как следствие, высокий уровень качества жизни.

* Деятельность компании Meta признана экстремистской и запрещена в РФ

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".