24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Почему российские компании начали переходить на отечественные сервисы ВКС
импортозамещение Наука и Технологии ПО программное обеспечение

Почему российские компании начали переходить на отечественные сервисы ВКС

В течение полутора лет предстоит осуществить переход с иностранного на отечественное программное обеспечение (ПО) на всех значимых объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ). В какой мере эти планы затрагивают сегмент онлайн-коммуникаций – разбирался «Профиль».

Отечественные сервисы ВКС

©Shutterstock/Fotodom

Содержание:

Госзаказ на импортозамещение

Сроки полного перехода объектов КИИ, в том числе и организаций госсектора, на российский софт – до 1 января 2025 года – определены указом президента Владимира Путина. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко, докладывая главе государства о ходе цифровой трансформации, отметил целесообразность дополнить отраслевые стратегии показателями, связанными с обеспечением технологического паритета и ликвидации зависимости от иностранных программных продуктов.

Импортозамещение ПО актуально и для сегмента корпоративных коммуникаций и образования. Зарубежные платформы, предоставляющие услуги видеоконференцсвязи (ВКС), – Zoom, Skype и Microsoft Teams – весной 2021 года показали себя не самыми предсказуемыми партнерами. С ними сложно выстраивать сотрудничество на долгосрочной основе, к тому же весьма реален риск утечки информации.

Эксперты допустили запуск коммерческих сетей 5G в России в ближайшие годы

Поэтому все больше компаний и учебных заведений РФ сегодня делают выбор в пользу российских аналогов. Перемены носят масштабный характер, учитывая былую популярность иностранных продуктов. Достаточно сказать, что в 2020 году Zoom стал лидером в РФ среди корпоративных сервисов видеосвязи, заняв тогда примерно четверть рынка.

Сейчас западные вендоры уходят, и высвобождающиеся ниши активно занимают отечественные игроки. Причем конкуренция между ними идет весьма жесткая, что закономерно – в России сегодня представлены около двух десятков сервисов ВКС.

Многие российские платформы хорошо зарекомендовали себя еще два года назад. Тогда из-за ковидных ограничений в экономике и социальной сфере компании массово переводили сотрудников на удаленную работу. Это потребовало оснащения личных рабочих мест корпоративными решениями для видеосвязи.

В период самоизоляции на дистанционный режим на несколько месяцев были переведены вузы и школы. Потребности онлайн-образования (EdTech) также простимулировали внедрение собственных сервисов. Правильность курса подтвердила весна 2021 года, когда Zoom отказался пролонгировать контракты с госучреждениями.

Отметим, что отечественные продукты являются равноценной заменой иностранных сервисов ВКС. Некоторые платформы представлены на рынке уже длительное время и доказали способность обеспечивать надежную связь при высоких нагрузках, когда к видеоконференции подключается до тысячи и более участников.

Старые сказки и новая быль

В свое время СССР стремился как минимум не отставать в сфере высоких технологий от западных стран. Уместно напомнить, что первые отечественные разработки для онлайн-встреч – видеотелефоны – появились в далеком 1961 году.

В кабинках междугородных переговорных пунктов установили телекамеры, микрофоны, в качестве экранов, позволяющих видеть собеседника, использовали телевизоры «Рубин». Сигнал передавался по телевизионным частотам, поэтому сеансы видеосвязи были доступны в строго определенное время.

На создание российского ПО выделят более 37 миллиардов рублей

Новый вид коммуникации развития не получил. Главным образом это произошло из-за чрезмерно высокой стоимости услуги. Расценки на видеозвонки в несколько раз превышали тарифы на обычную междугородную телефонную связь.

Ну а партийной номенклатуре и советской бюрократии, руководству предприятий и организаций для решения текущих вопросов в дистанционном формате было более чем достаточно селектора. Участники таких онлайн-совещаний были лично знакомы и, несмотря на помехи в эфире, идентифицировали друг друга по голосу.

В современном мире, учитывая достигнутый уровень цифровизации экономики и общественной жизни, отказ от услуг видео-конференц-связи выглядел бы абсурдом. Коль скоро на рынке корпоративных коммуникаций существует устойчивый спрос, то предложение стремится максимально полно его удовлетворить.

Конкуренция, как сказано выше, высокая, что мотивирует российских разработчиков совершенствовать свои продукты. В результате на платформах появляются все новые дополнительные опции, полезные клиентам.

Например, руководителям компаний важно понимать эффективность онлайн-переговоров или совещаний с персоналом, работающим удаленно. Субъективного мнения для оценок недостаточно. Преимущество сервисов ВКС в том, что они раскрывают статистику видеоконференций.

В той же мере эта функция востребована и в сегменте EdTech. Преподаватель имеет возможность видеть, кто из студентов вовлечен в учебный процесс, а кто на лекциях или семинарах просто отбывает время.

Получается, что отчеты видеоконференций способны давать подсказки по оптимизации бизнес-процессов и перестройке учебных занятий. Кроме того, сервисы ВКС приносят компаниям реальную экономию, позволяя сокращать расходы на командировки в филиалы, расположенные в других регионах страны.

Без трудностей перевода

Повышенный интерес к российским разработкам можно объяснить рядом причин. Так, для значительного числа клиентов имеет значение техподдержка на русском языке, доступная в формате 24/7. Иностранные площадки такие услуги в большинстве случаев предложить не готовы.

Эксперт прогнозирует полную замену иностранного ПО в России в течение 6 лет

Еще одно конкурентное преимущество отечественного продукта – оперативная реакция поставщиков на запросы и пожелания потребителей. Тесное взаимодействие, построенное на механизме обратной связи, позволяет совершенствовать продукт, что называется, в режиме онлайн.

Анализ показывает, что кроме видео-конференц-связи и чата клиенты хотели бы получать и другие фичи (полезные функции платформ). Среди них – возможность проводить встречи в интерактивном режиме, делиться контентом без демонстрации экрана и другие. Такие опции, как правило, доступны на сервисах ВКС, выводимых сегодня на рынок российскими компаниями.

Конкурентоспособность национального продукта в значительной степени ускоряет импортозамещение в сегментах корпоративных коммуникаций и EdTech, что соответствует государственным приоритетам. Согласно статистике, до четверти российских компаний на сегодняшний день уже завершили переход на отечественное ПО, еще 33% либо начали его, либо намерены сделать это в ближайшем будущем.

Аналогичные процессы наблюдаются и в сфере видео-конференц-связи. В 2020 году на фоне пандемии и локдауна в экономике в РФ был зафиксирован рост на 30–35%. В 2022 году аналитики считают, что ситуация повторится – ожидается рост рынка ВКС на 50%, и обеспечат его российские вендоры.

Евгений Смирнов – эксперт рынка онлайн-коммуникаций

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».