Шахматы на QR-поле: чем запомнился МАКС-2021
В подмосковном Жуковском завершился международный авиасалон МАКС-2021. Выставка прошла на фоне пандемийных ограничений, ударивших по отрасли и сказавшихся на посещаемости и масштабе салона. Но, несмотря на все проблемы, выставка прошла без эксцессов, а публика увидела несколько важных новинок.
Обстановка накануне открытия МАКСа была мрачной и не способствующей проведению массовых мероприятий: резкий скачок заболеваемости коронавирусом, введение в столице системы QR-кодов, угроза локдауна… Устроителям удалось отстоять салон, объявив, что попасть на шоу смогут только обладатели QR-кодов. Это правило осталось в силе, даже после того, как за день до начала МАКСа московские власти смягчили правила посещения мест общественного пользования. Впрочем, нормально наладить проверку кодов организаторам не удалось. Если в первый день работы салона автор этих строк смог беспрепятственно туда попасть, то на следующий – система объявила его код и аккредитацию недействительными. Персонал искренне пытался разобраться с возникающими недоразумениями, и, поскольку они встречались у многих, шел навстречу посетителям. Такая «тренировка» в первые дни позволила впоследствии, когда поток зрителей стал намного шире, избежать серьезных проблем.
Как бы то ни было, но особый пропускной режим привел к тому, что публики на МАКСе в этом году было заметно меньше, чем обычно. Организаторы салона отчитались о 135 тыс. посетителей. Цифра может показаться внушительной, но в 2019-м на МАКСе побывали 579 тыс. человек. Тогда в одну только субботу салон посетили 203 тыс. человек, то есть примерно в полтора раза больше, чем за все дни в текущем году. Чтобы компенсировать недостаток зрителей, организаторы разрешили допуск по общим, самым дешевым, билетам на пять дней выставки, в полузакрытом формате прошел только первый день.
Черный конь
Кто точно отработал на отлично, так это пиар-служба «Ростеха» и компании «Сухой». Главным событием выставки стала их премьера нового истребителя «Checkmate». Ажиотаж вокруг этой новинки нагнетался и поддерживался с помощью рекламной кампании, задействовавшей образы из мира шахмат. И этому не помешало даже то, что само название не слишком удачно, а слоган «turn the chessboard» звучит почти бессмысленно на английском. Хотя отдельные фото самолета и попадали в прессу до выставки, полноценная премьера состоялась именно на МАКСе. За время выставки отведенный под «Checkmate» павильон посетили порядка 30 тыс. человек, сообщает ТАСС. И это при том, что значительную часть времени в павильон пускали только правительственные делегации, а когда он был открыт для обычной публики, в очереди приходилось стоять чуть ли не час. Такой интерес понятен – премьеры принципиально новых боевых самолетов, а не модификаций уже имеющихся, очень редки. Еще реже самолет впервые демонстрируют непосредственно на публичных мероприятиях. Ранее информация о разработке в России легкого истребителя периодически появлялась в публичном поле, однако трудно было сказать, не будет ли это очередной проект «в стол».
Отвлекаясь от умело созданного вокруг «Checkmate» хайпа, нельзя не отметить его высочайшую важность для российского ВКП, ВКС и мирового рынка. Суммируя основные детали:
- Сухой ЛТС («Легкий тактический самолет» – официальное название программы) с маркетинговым именем «Checkmate» и возможным будущим индексом в российских ВКС Су-75
- легкий («до 18 тонн взлетной массы»), однодвигательный истребитель с треугольным крылом и V-образным хвостовым оперением
- максимальная скорость до 1,8 М, дальность более 2800 км, перегрузки до 8G
- создан на основе опыта полученного при разработке Су-57, унифицирован по ряду узлов, в том числе по ключевому: двигатель «второго этапа» Су-57
- вооружение во внутренних отсеках: по одной ракете «воздух-воздух» в передних отсеках, в центральном либо еще три ракеты «воздух-воздух» либо пара более крупных ракет «воздух-земля». Масса полезной нагрузки до 7,4 тонн
- заявлено, что представленный на выставке образец является не чисто макетом, а стендом, который будет в дальнейшем доукомплектован, примет участие в наземных и летных испытаниях. Первый полет планируется на 2023 год, готовность к серийным поставкам на 2026-27 годы.
- ключевым экспортным преимуществом должна стать низкая цена, как покупки, так и эксплуатации
Если проект получит должное финансирование от внутреннего или иностранного заказчика (известно о договоренностях с ОАЭ; в качестве потенциальных покупателей упоминались Вьетнам, Индия, Пакистан, Аргентина, страны Африки) и не столкнется с критическим проблемами при реализации, Россия станет поставщиком уникального продукта. Сейчас на рынке отсутствует (и вряд ли это изменится) предложение легкого истребителя пятого поколения и мал выбор вообще современных легких истребителей. Тяжелые двухдвигательные машины обходятся очень дорого – и цена высока, и стоимость обслуживания, а однодвигательная машина на рынке фактически одна – американский F-35, которая продается избирательно и совершенно не «легкая»: по массе это самолет между F-15 и Су-27. Более дешевое и массовое дополнение для Су-57 крайне нужно в перспективе и ВКС России, так как когда встанет вопрос масштабной замены современного парка истребителей, Су-57 на это очевидно не хватит.
В штатском
«Checkmate» стал единственной крупной военной новинкой на МАКС-2021. Выставка все больше дистанцируется от военной тематики в целом, которая еще частично сохраняется в экспортном аспекте (но, например, традиционная натурная экспозиция систем противовоздушной обороны почти отсутствовала), но новинки и ориентированные на внутренний продукт проекты почти целиком ушли к проходящей в Кубинке выставке «Армия-2021». Возможно, в перспективе такое разделение и будет полезно для рабочих вопросов, но на обычных зрителях она скажется плохо (из-за особенностей Кубинки демонстрация именно авиатехники там менее удобна).
Кирилл Сыпало: "К 2040 году Россия может получить новый сверхзвуковой пассажирский самолет"
Зато на МАКСе были важные новинки гражданского сегмента. Впервые в полете был показан МС-21 с российскими двигателями ПД-14, озвучены планы поставить в следующем году самолет на линию (сначала с американскими PW1400G). Продемонстрирован маленький, но важный для России самолет – создаваемый по контракту Минпромторга легкий пассажирский ЛМС-901 «Байкал», замена Ан-2, подписан контракт с Казахстаном об инвестициях в этот проект и совместном производстве. Много внимания было уделено многострадальному Ил-114-300, самолет получил первые контракты. «Вертолеты России» представили обновленную гражданскую линейку: Ми-171А3, первый в России офшорный вертолет соответствующий высочайшим мировым стандартам безопасности; обновленный Ка-226, ориентированный на реализацию индийского контракта; сообщили о скором окончании сертификации Ка-62 и начале его поставок заказчикам; показали Ми-38 с новым салоном сразу на 30 пассажиров и подписали контракт с МЧС на поисково-спасательную версию для Арктики.
Не обошлось и без тревожных новостей. Так и не появился на салоне Ил-112, еще один проект с тяжелой судьбой. Бросалось в глаза и то, что Китай на выставке был представлен очень слабо. Точнее бросалось в глаза отсутствие информации о проекте совместной разработки широкофюзеляжного пассажирского самолета CR929 – два года назад он был главным героем салона, под него был выделен отдельный павильон, в котором находился полноразмерный макет носовой части фюзеляжа. А в этом году CR929 не появился даже в виде модельки в павильоне ОАК и не был даже вскользь упомянут официальными лицами. Иначе как демонстративной такую позицию назвать нельзя. Похоже, долгое отсутствие новостей по проекту (и еще более долгое – хороших) неспроста и он в лучшем случае поставлен на паузу до тех пор, пока не оживет индустрия гражданской авиации, а партнеры смогут решить вопрос долей.
Впрочем, время сейчас такое. Хочется пожелать хотя бы самому МАКСу встретить 2023 год вновь на пике формы и поставить новые рекорды, уже со знаком плюс.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".