27 апреля 2024
USD 92.01 -0.12 EUR 98.72 +0.01
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Чемодан с НАКом
Общество

Чемодан с НАКом

«Напряженный период» по вывозу из Египта российских туристов и их багажа, по оценкам МЧС России, продлится примерно до 23 ноября. При этом уже к минувшим выходным столичные аэропорты оказались буквально завалены чемоданами и сумками, которые российские власти в целях безопасности решили отправлять из Египта отдельно от их владельцев специальными грузовыми рейсами МЧС и Минобороны. По рассказам самих туристов, поиск багажа в итоге превратился в настоящий квест, хотя жалоб на потерю вещей пока не поступало.

«Напряженный период» по вывозу из Египта российских туристов и их багажа продлится еще примерно 10 дней, сообщил журналистам в минувшую пятницу, 13 ноября глава МЧС Владимир Пучков. Таким образом, беспрецедентная в российской истории операция по полному прекращению авиасообщения с одной из самых популярных курортных стран и экстренной эвакуации отдыхающих соотечественников продлится как минимум до конца этой недели. Это несколько дольше, чем предполагалось ранее. Изначально эксперты говорили, что 99% российских туристов покинут Египет уже в ближайшие дни.

Решение о прекращении авиасообщения с Египтом было принято российской стороной в связи с катастрофой российского лайнера А‑321, разбившегося неделей ранее на севере Синайского полуострова. На фоне начавшегося аврала без ответа и разъяснений остались вопросы о том, кто именно и из каких соображений принимал решение проводить эвакуацию именно так, а не иначе.

Первым о необходимости приостановить отправку туристов в Египет на заседании Национального антитеррористического комитета (НАК) 6 ноября заявил глава ФСБ Александр Бортников. При этом он говорил, что эта мера целесообразна «до тех пор, пока мы не определимся с истинными причинами» аварии самолета А‑321. Причины эти неизвестны – по крайней мере, широкой публике – до сих пор, а официальные лица, включая пресс-секретаря президента, регулярно уверяют, что катастрофа российского лайнера и вывоз туристов из Египта вообще якобы никак не связаны. Тем не менее 8 ноября уже президент Путин издал указ о запрете полетов в Египет на неопределенное время. А кто и почему приказал отправлять багаж туристов из Египта отдельными самолетами, вообще уже никто не разъяснял – ни НАК, ни указ президента.

Сделать это попытался министр транспорта Максим Соколов, сообщивший, что египетские аэропорты не отвечают международным стандартам безопасности. А автор «багажного» распоряжения обнаружился в одном из сообщений туроператора «Пегас туристик», который ссылался все на тот же НАК.

По данным МЧС, с момента прекращения авиационного сообщения к 12 ноября грузовыми рейсами из Египта было доставлено уже около 300 тонн личных вещей туристов. Всего в доставке багажа были задействованы десять транспортных самолетов МЧС, Минобороны и авиакомпании «Волга-Днепр». Разгрузка багажа производилась во «Внуково» и «Домодедово», откуда вещи отправляли в регионы. По желанию пассажиров власти обещали также бесплатно переправить багаж в конкретные населенные пункты через ФГУП «Почта России».

Как ни удивительно, но жалоб на утерю багажа, по данным Российского союза туриндустрии (РСТ) на 12 ноября, не поступало. Хотя сам процесс его отправки и получения для большинства возвращающихся из Египта туристов превратился в пусть и не очень приятный и долгий, но увлекательный аттракцион.

Александр Рылов из Кирова рассказал «Профилю», что возвращался из Египта 6 ноября первым рейсом, которому объявили, что багаж полетит отдельно. «Регистрация, как и раньше, спустя рукава со стороны египтян, не смотрят особо, за деньги можно обойти все проверки, – рассказал он. – Чемоданы, как обычно, уехали за стойку регистрации. У регистрации стоял человек, который объявил, что чемоданы прилетят на час позднее транспортным самолетом. При посадке объявили, что всем нужно будет написать заявление на потерю багажа, и там уже была давка, очередь, заявления распечатывались при нас, у всех брали номера телефонов и багажа. Потеряли более часа. Номер телефона, по которому сказано было звонить, был занят в течение трех дней. Потом позвонили сами из «Внуково», сказали, что отправляют в Киров, и на следующий день действительно все забрал. Все в целости».

Москвичка Светлана возвращалась из Хургады 7 ноября плановым рейсом. Еще в гостинице их предупредили, что багаж необходимо как-нибудь подписать, указав ФИО, номер рейса, телефон владельца. «Никаких приспособлений или наклеек при этом никто не подумал выдавать, поэтому мы попросили на ресепшн обычный лист бумаги формата А4, который разорвали на три части – для каждого из чемоданов, и кое-как их закрепили», – рассказала женщина. В аэропорту всю группу Светланы сразу направили на регистрацию, объяснив, что багаж из автобуса заберут потом, и он полетит в Россию отдельно. Сотрудники авиакомпании лишь уточнили, что насчет багажа надо будет звонить во «Внуково» на следующий день. В Москве, по словам Светланы, началась чехарда: «Во «Внуково» сказали: приезжайте, но уточните информацию в МЧС. Там вообще не смогли найти, каким рейсом наш багаж отправлен из Египта и отправлен ли он вообще. Три дня мы звонили то во «Внуково», то в «Домодедово», то в Хургаду, то в МЧС, то в авиакомпанию. В итоге поехали забирать вещи во «Внуково», но нашли только два чемодана. Третий, с дорогостоящим оборудованием для дайвинга, пропал. Нашли его только через неделю почему-то в «Шереметьево». Правда, тут все было организовано четко – сами позвонили и, когда приехала, выдали чемодан за 10 минут».

При такой организации процесса без случаев утери багажа вряд ли обойдется, но кто будет нести за это ответственность, неизвестно. «Координацией доставки багажа занимается МЧС, – рассказала директор по продажам и маркетингу туроператора Brisco Юлия Полесовская. – Наша ответственность – собрать чемоданы в Египте и раздать клиентам квитанции на их получение в России. Затем багаж хранится в аэропортах Египта, за него отвечают наши партнеры – местные египетские компании, которые проводят обслуживание самолетов. С их помощью багаж грузится на борты МЧС. Дальше мы не отвечаем за ситуацию».

«По идее, условия перевозки багажа регламентированы международными правилами, и ответственность тоже четко обозначена – $20 за килограмм, – отметил главный редактор отраслевого портала «Турдом.ру» Дмитрий Данилкин. – Другое дело, что это касается гражданских рейсов, здесь же чемоданы путешествуют на бортах МЧС. Если была оформлена отдельная страховка багажа, по идее, все проще. Но, опять же, является ли это страховым случаем?».

Во Всероссийском союзе страховщиков, в свою очередь, считают, что ответственность за багаж в таких ситуациях, согласно Воздушному кодексу, должны нести авиаперевозчики. МЧС же с этим не согласно. «Мы занимаемся только доставкой багажа. Росавиация и Ростуризм организовали оперативные штабы в аэропортах, где находится прием груза, и пассажиры за разъяснениями обращаются туда. Этим МЧС уже не занимается», – сказали в пресс-службе. В Ростуризме с этим вопросом также порекомендовали обратиться в МЧС, а в Росавиации – в Минтранс.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».