Елена Ембатурова: "Люди сами создают из растений захватчиков"
Человек часто вторгается в природу, сознательно либо по неосторожности перемещает растения по территории стран и континентов. Последствия непродуманных действий – нарушение равновесия экологических систем, ущерб для экономики, риски для людей. Почему так происходит и можно ли исправить ошибки, «Профилю» рассказала доцент Российского государственного аграрного университета – МСХА им. К.А. Тимирязева, кандидат биологических наук Елена Ембатурова.
– Какие растения представляют особую угрозу для сельского хозяйства, жизни и здоровья людей?
– В первую очередь угрозу для природных сообществ представляют инвазивные растения. Они – захватчики, которые внедряются в экосистему и переделывают ее под себя, диктуют свои правила. Они конкурируют с другими растениями за воду, солнечный свет, пространство, вытесняют их, например, подавляя прорастание семян. В итоге инвазивные растения занимают большие территории, способствуя вымиранию тех видов, которые обитали там раньше. Так нарушается природное равновесие. Ответственность за это часто несет человек, который перевозит растения на дальние расстояния. Подчас для благой цели, но при этом забывает про возможные негативные последствия.
Запретные цветы: выращивание каких растений грозит судебным преследованием
Всем известный пример – борщевик Сосновского, который попал на территорию современной России в конце 1940-х с Кавказа (родом он из Грузии). Его предполагалось выращивать как кормовое растение. Идея интродуцировать борщевик принадлежала селекционеру Петру Вавилову. Он убедил ВАСХНИЛ, что это перспективная кормовая и силосная культура. В послевоенное время страна остро нуждалась в кормах для сельскохозяйственных животных, поэтому на старте работ не было учтено, что в горах Грузии совсем другие условия – водный, почвенный, температурный режим, ветра не такие, как в средней полосе России.
Растение начали культивировать, был выведен сорт, специально районированный для нашего региона, который получил название «Северянин». И до 2012 года борщевик Сосновского числился в Государственном реестре селекционных достижений. Но, как мы знаем, все пошло не так. Растение не оправдало себя как кормовая культура. Молоко у животных, в основном коров, плохо поддавалось сквашиванию, имело специфический запах.
Другая неприятная особенность борщевика – способность вызывать буллезный дерматит (то, что мы называем ожогами). Сок, попав на кожу человека, делает ее настолько чувствительной к солнечному свету, что на этих местах возникают тяжелые поражения. Как от иприта – химического оружия кожно-нарывного действия.
Опасна и пыльца борщевика – для глаз. В момент цветения, а растение цветет всего один раз в жизни, оно максимально опасно. Исправить ошибку, совершенную несколько десятилетий назад, пока не получается. Хотя какие только меры не пытались предпринимать.
– У борщевика, я слышал, очень мощная корневая система, и это затрудняет борьбу.
– Растение у нас вырастает до больших размеров, оно крупнее, чем на Кавказе. Чтобы закрепиться, ему нужна развитая корневая система. Часть побега находится под землей, от него отходят настоящие корни. Растение живет несколько лет, цветет, а потом погибает. Такие растения называют монокарпическими. В популяции их много. Опасны еще и тем, что корневые выделения борщевика подавляют прорастание семян всех других растений, и вокруг образуется своего рода борщевичный «детский сад».
За борщевик ответишь: cобственников земельных участков ждут новые обязанности и новые расходы
Еще одна особенность – плоды борщевика (не семена, а именно плоды, точнее, их половинки – мерикарпии) разносятся ветром на огромные расстояния. На плодах есть характерные полосочки – это канальцы с эфирными маслами. Когда такая посевная единица попадает в почву, то может храниться очень долго. Эфирные масла предохраняют ее от загнивания.
В общем, можно сказать, что борщевик буквально по всем фронтам себя обеспечил, поэтому победить его крайне сложно. Сейчас приходится придумывать средства борьбы, искать варианты практического использования этого растения. Но пока непонятно, что поможет, – надо ли штрафовать тех, кто не борется, или же платить тем, кто не сидит сложа руки.
– Джинн выпущен из бутылки, и теперь придется с ним как-то сосуществовать?
– Рано или поздно, уверена, либо будет найден эффективный метод борьбы, либо численность борщевика зарегулируется естественным образом. То есть сама природа найдет решение.
– А есть ли пример, когда человеку удавалось исправить ошибки интродукции?
– Есть, могу привести историю из жизни Австралии. Туда из Южной Америки попала опунция – кактус в виде плоских колючих лепешек. Другое название – колючая груша. Колючки, проникая в тело, как правило, обламываются и оставляют болезненные занозы. Для Зеленого континента колючая груша в 20-х годах прошлого века стала трагедией национального масштаба.
Один фермер, выходец из Бразилии, решил создать вокруг своего участка живую изгородь из кактусов. Соседи оценили находчивость: действительно, ни один сумасшедший не полезет через такие колючки. Ну а когда из плодов – колючих груш – сварили варенье, то все вообще были счастливы и окончательно убедились в целесообразности выращивания опунций.
Хватились, когда опунция отвоевала 24 млн га пастбищ. И это на континенте, где пригодная для сельского хозяйства земля буквально на вес золота.
Спасение пришло с исторической родины кактуса: оттуда завезли естественного врага – сумеречную бабочку огневку кактусовую, или аргентинскую моль. У ее гусениц в Австралии начался настоящий пир, и они ликвидировали большую часть плантаций дикорастущей опунции, установив динамическое равновесие. В окрестностях города Далби в 1938 году благодарные фермеры поставили памятник гусенице.
Кстати, опунция попала и в ЮАР, но в Африке у нее нашелся враг – слоны, которых не могут остановить никакие колючки.
– У нас, насколько понимаю, в дикой природе колючую грушу встретить не получится?
Находка на миллион: за что сборщикам растений и грибов грозит уголовное наказание
– Да, климат неподходящий, но любители выращивают дома. Зато есть другие инвазивные растения, которые занесены в «Черную книгу». Среди них клен американский, или ясенелистный, известный также как «клен-убийца». Он был интродуцирован в Европу в XVII веке, в Россию попал в 1796 году. Рассматривали его как растение для озеленения городов. Для этой цели он прекрасно подходит – выдерживает загрязнение окружающей среды, хорошо растет у дорог. Но со второй половины XX века «американец» начал активно вытеснять другие растения, нарушая тем самым экологическое равновесие. За это его и не любят.
То же самое делает и дуб красный, также американского происхождения. Его листья чем-то похожи на листья клена, они имеют заостренные доли. К счастью, это проблема не столько наша, сколько стран Евросоюза, например, Польши, где сильное влияние оказывает Атлантический океан и климат более мягкий.
– А как же Калининградская область, соседствующая с Польшей?
– Проблема в российском эксклаве если и существует, то не столь серьезна. В масштабах страны дуб красный угрозы не представляет, но надо помнить о его потенциале и быть настороже.
– Какие еще инвазивные растения могут нести угрозу?
– К опасным инвазивным растениям относится сахалинская гречиха, или сахалинская греча, она же рейнутрия. Есть рейнутрия японская и сахалинская, а также их гибрид – рейнутрия богемская. Вот эти три похожих друг на друга вида в обиходе и называют сахалинской гречихой. В Европу ее тоже когда-то завезли с целью интродукции, но растение «сбежало» из культуры.
Если для дальневосточных регионов крупнотравье – нормальное явление, то, например, для Подмосковья – нет. Здесь для рейнутрии природа не создала естественных врагов. Пока появление этой «гостьи» не привело к катастрофе, но что может произойти дальше, сказать сложно. И я бы не советовала экспериментировать с ней на дачном участке. Рейнутрия способна быстро разрастаться и достигать очень больших размеров. Своими корнями даже дорожное покрытие разрушает.
– И какие уроки? Реально ли бороться с растениями-захватчиками?
– Наверное, главный урок – прежде чем вкладывать инвестиции, заниматься интродукцией какого-то растения, нужно потратить достаточно много времени, чтобы исследовать все стадии его развития, разобраться, как оно размножается, оценить потенциальные риски, найти на всякий случай естественных врагов. И вообще понять, насколько экономически оправданно культивирование и что делать, если вдруг что-то пойдет не по плану.
– Борщевик победят люди или природа?
– Я теоретический ботаник, я могу исследовать жизненный цикл растения и предлагать, в какое место попытаться нанести удар, где слабое звено. Но пока слабых звеньев у борщевика найти не получается. Для решения задачи должны объединиться ученые не только разных направлений, но и разных стран. Гигантские борщевики представляют угрозу не только для нас, но и для Европы, включая Великобританию. Взаимодействие необходимо не только в настоящем, но и в будущем. Хотим мы или нет, такие ситуации могут повторяться. Когда люди путешествуют, перевозят товары, то поневоле расширяют географию распространения растений. Последствия же бывают серьезные.
– В чем опасность случайно завезенных растений?
– Так называемые карантинные сорняки (тоже незваные гости на нашей территории) произрастают ограниченно, но при распространении могут нанести урон продовольственной безопасности страны. Это растения, которые могут сильно повлиять на посевы сельскохозяйственных культур, снизить их урожайность. Вдобавок они способны причинять вред здоровью человека.
Классический пример – амброзия полыннолистная. Сегодня в РФ она встречается от Крыма до Дальнего Востока. Экспансия началась с Краснодарского края, куда семена растения попали в 1960-х годах вместе с пшеницей из Северной Америки. Амброзия не только злостный карантинный сорняк. Пыльца растения переносится ветром и вызывает тяжелейший поллиноз – аллергию.
Попадая на слизистую, пыльцевые зерна раздражают ее шипами, на оболочке пыльца может прорасти, образуя пыльцевую трубку, – тогда еще и биохимические раздражители добавляются. Последствия – насморк, слезотечение, конъюнктивит, дерматит, першение в горле, вплоть до приступов удушья и анафилактического шока. Молоко коров и коз, которые поедят амброзию, неприятно на вкус.
Сейчас власти южных регионов РФ принимают меры по контролю амброзии. Пока она не стала для нас проблемой национального масштаба, но терять бдительность не стоит. Это один из самых коварных карантинных сорняков, который способен на неприятные сюрпризы.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".