25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. История советских экспериментов с отраслевыми банками
банки Общество СССР

История советских экспериментов с отраслевыми банками

К весне 1918 года в ходе процесса национализации все крупнейшие кредитные организации советской России еще не де-факто, но уже де-юре слились в единую систему – Народный банк РСФСР. При этом первый социалистический банк продолжал работать на основании устава царского Госбанка от 1894 года, с внесением лишь отдельных изменений.

Заседание правления Народного банка РСФСР

©Vostock Photo Archive

Все советские лидеры в те дни были согласны, что кредитное дело либо полностью, либо по большей части должно стать монополией государства. Однако в процессе реализации такой монополии на практике сразу возникли разногласия и споры. Разноголосица увеличивалась и тем, что руководство Народного банка, или Нарбанка, как тогда говорили, весной 1918-го не сразу эвакуировалось вслед за советским правительством из Петрограда в Москву, а некоторое время оставалось в городе на Неве, действуя почти автономно.

Главная дискуссия развернулась вокруг вопроса: должен ли новорожденный Нарбанк охватывать все сферы кредитной деятельности или могут возникнуть государственные, но отдельные от него узкоспециализированные отраслевые банки? Остроту к спорам добавляли ведомственные и региональные разногласия, усиливавшиеся по мере углубления финансово-экономического кризиса, – многим в тех сложных условиях хотелось заполучить «свой» банк. Например, за создание собственной кредитной организации активно выступали железнодорожники.

Скромное обаяние национализации

Народным комиссаром (министром) финансов и, соответственно, высшим руководителем Нарбанка в те дни был Исидор Гуковский. Участник революционного подполья еще с XIX века, он к февралю 1917-го стал, однако, и опытным коммерсантом – накануне падения монархии возглавлял ряд фирм в сфере логистики и финансов нефтяной промышленности. Соединяя революционный и коммерческий опыт, Гуковский имел свое представление о развитии банковской системы, явно склоняясь к созданию отраслевых банков в рамках госмонополии на кредитное дело.

Например, с марта 1918 года в наркомате финансов вполне серьезно рассматривался проект учреждения Всероссийского Мукомольного банка. Идея такого банка, призванного кредитовать и поддерживать пищевую промышленность, была популярна в среде российских экономистов еще до революции. Гуковский предполагал, что Мукомольный банк, оставаясь полностью в госсобственности, будет работать исключительно на коммерческих началах. Тогда же рассматривался и проект Текстильного банка – его назначение понятно из наименования, а функционировать он должен был под совместным управлением государства и профсоюзов текстильной промышленности.

Как Ленин в отношении к банкам копировал Николая I

Однако ни мукомольный, ни текстильный, ни иные отраслевые госбанки создать не успели. Во-первых, помешала жесткая позиция Ленина, выступавшего за строгую централизацию кредитной системы и «немедленное упорядочивание банков». Во-вторых, разгоревшаяся с лета 1918 года Гражданская война быстро сделала неактуальными все банковские прожекты и споры вокруг них. К некоторым идеям Гуковского в сфере кредита вернутся позже, в годы нэпа.

Единственный из отраслевых госбанков до начала Гражданской войны успели создать лишь на азиатской окраине бывшей империи – 10 апреля 1918 года особый комиссар Нарбанка Михаил Качуринер, направленный наркомом финансов в Ташкент, объявил о создании Хлопкового банка. Хлопок в то время был главным и самым востребованным товаром Средней Азии. Даже Ленин, скептически относившийся к идее отраслевых банков, согласился с целесообразностью существования «хлопковой» кредитной организации – 14 мая 1918-го от его имени в Ташкент ушел приказ: «Заготовка и закупка хлопка сосредоточивается в руках Туркестанского хлопкового банка…»

Однако Хлопковый банк Туркестанского края существовал недолго. Вскоре Средняя Азия была отрезана фронтами от центра России. Местный хлопок вместо поставок текстильным и пороховым заводам пришлось использовать для строительства баррикад – в его огромных тюках застревали пули. Создатель же Хлопкового банка комиссар Качуринер в январе 1919-го погиб в ходе очередного мятежа.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».