24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Система издержек и повышенного спроса
Общество

Система издержек и повышенного спроса

Федеральная антимонопольная служба пришла к выводу, что плацкартные билеты бывают дороже, чем на самолет и купе. Например, из Москвы в Новосибирск «Победой» можно добраться за 4000 рублей, а плацкартным вагоном компании ФПК — за 4100. Эксперты объясняют цены высокими издержками железнодорожного транспорта и высоким спросом на плацкартные билеты.

Плацкартная роскошь

ФАС сравнила цены на билеты ФПК (Федеральной пассажирской компании, «дочки» РЖД) в плацкартных вагонах и билеты на лоукостер «Победа» (входит в группу «Аэрофлот»). Анализировались цены на билеты от 30 октября из Москвы в разные города страны. Оказалось, что в ряде случаев добраться до пункта назначения дешевле и, понятно, намного быстрее самолетом. Речь о Новосибирске (самолет — 4000, плацкарт — 4100), Назрани [Магасе] (2500 и 2800) и Сургуте (3500 и 3650 рублей).

Дешевле, чем авиа, оказался билет в плацкартном вагоне из Москвы в Санкт-Петербург (1500 и 800) и Чебоксары (2000 и 750). В сравнении участвовали также Астрахань, Красноярск, Набережные Челны, Махачкала, Владикавказ, Краснодар, Нальчик, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Сочи, Улан-Удэ, Челябинск. В этих случаях цена на самолет практически равна или незначительно превышает стоимость билета в плацкартном вагоне.

Причины соразмерной стоимости билетов в плацкартном вагоне и самолете «Профилю» объяснил зампред «Общероссийского объединения пассажиров» Илья Зотов: «Прежде всего, это связано с тем, что у ФПК гораздо больше издержек, чем у "Победы". Сейчас есть большой комплекс мер, в том числе и снижение ставки НДС для авиакомпаний, и долгие контракты по топливу, которые позволяют расплачиваться позднее. В железнодорожных перевозках такого нет. Те же издержки, связанные с ремонтом составов, — высокие».

Дороже купе

Кроме того, в ФАС выяснили, что в ряде случаев билет в купе стоит дешевле плацкарты. Например, место в плацкартном вагоне поезда 30 октября из Адлера в Москву стоило 4767,50 рубля, а в купе — 4457,30 рубля. При этом долететь на самолете можно было без багажа за 1299 рублей, а с багажом — за 2898 рублей.

«Это можно объяснить высоким спросом на ряд направлений плацкартных вагонов. Цена повышается тогда, когда на нее высокий спрос. На плацкарт высокий спрос, поскольку они работают на большом количестве направлений, по которым удобно путешествовать», — сказал Зотов, при этом ответив низкое качество услуг.

«На данный момент высокие расценки не соответствуют качеству услуг. Возьмем аналогичный перелет на самолете, где условия более комфортные. Это продиктовано тем, что ФПК является монополистом на рынке и диктует те условия, которые ей выгодны, — говорит зампред «Общероссийского объединения пассажиров». — Мы как раз направляли обращение Дмитрию Медведеву о том, чтобы стоимость была снижена на 10%».

Но этого не произошло.

Продажи возобновились

3 ноября продажа билетов в плацкартные и общие вагоны поездов дальнего следования была приостановлена, с тем чтобы ФАС пересмотрела тарифы на следующий год. 10 ноября ФАС решила не индексировать эти тарифы, оставив их на уровне текущего года. Решение было названо компромиссным: РЖД и ФПК просили проиндексировать в 2018 году перевозки на 3,9%, а ФАС, в свою очередь, предлагала снизить тариф на 10%.

С 17 ноября продажа билетов на поезда, отправляющиеся с 1 января 2018 года, возобновилась (такое обещание накануне глава РЖД Олег Белозеров дал премьер-министру Дмитрию Медведеву). Железнодорожники сохраняют глубину продаж в 60 дней, так что сейчас доступны билеты с датой отправления до 15 января.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».