29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Машинка за углом
Общество

Машинка за углом

Взять напрокат машину в Москве уже проще, дешевле и быстрее, чем дождаться такси. В обеих столицах о каршеринге знают 72% жителей. Правда, в регионах осведомленных всего 28%. Однако в ближайшие несколько лет, обещают эксперты, эта услуга может потеснить в городах вообще весь общественный и частный транспорт, а в Москве рынок каршеринга вырастет минимум в 5 раз.

Истории каршеринга в России менее пяти лет, но большинство жителей крупных городов уже знают, что это такое – возможность арендовать автомобиль по минутам, взяв и оставив его почти в любом месте на улице. Согласно исследованию проекта «Авто Mail.Ru», в Москве и Санкт-Петербурге доля «посвященных» составляет уже 72%. В регионах, правда, о нем слышали пока лишь 28% граждан, что с учетом российских расстояний неудивительно. Суть каршеринга – в шаговой доступности машин, в связи с чем «бросать» их разрешается пока лишь в пределах городской черты. Однако даже при этом в скором времени он, безусловно, станет столь же общеизвестным и доступным явлением, как сотовая связь и интернет-банкинг.

По оценкам экспертов, в Москве рынок каршеринга в ближайшие годы вырастет минимум в 5 раз. А в более далекой перспективе, когда автомобили смогут ездить автономно, без участия человека, этот сервис вообще может стать одним из основных видов транспорта, причем трудно уже сказать, какого именно – частного или общественного. Грубо говоря, каждый сможет поехать, куда ему нужно, взяв любую машину на ближайшей улице, а владение личным автомобилем станет по-настоящему необходимым лишь для жителей очень отдаленных районов. Горожан это освободит от забот о ремонте своего авто, покупки страховок, поиска парковки и т. д. Причем такая перспектива представляется не столь уж и фантастической – уже сейчас в Москве каршеринг оказался намного дешевле услуг такси.

Двигатель прогресса

Концепция каршеринга, то есть использование автомобиля несколькими лицами в целях экономии, зародилась примерно 50 лет назад, рассказал аналитик Frost & Sullivan Дмитрий Распопов, но как бизнес он стал активно развиваться лишь в XXI веке. Так, крупная американская каршеринговая компания Zipcar была основана как раз в 2000 году. Второе дыхание рынок ощутил в 2008 году с началом глобального финансового кризиса, который продемонстрировал очевидную выгоду каршеринга перед частным автовладением. Развитию каршеринга, по словам Распопова, способствовали еще несколько факторов. Один – распространение смартфонов и соответствующих цифровых технологий, максимально упростивших процедуры покупки и оплаты услуг. Второй – почти повсеместно отмечающаяся урбанизация и вызванный этим рост инфраструктурных ограничений, главным образом недостаток парковок. В этой ситуации местные власти часто оказывают поддержку каршеринговым компаниям по бесплатному или льготному пользованию парковками.

«Развитие новых технологий придало каршерингу существенный импульс, – согласен руководитель департамента беспроводных технологий J’son&Partners Consulting Виталий Солонин. – Примерно в 30 странах мира – преимущественно в Европе, Северной Америке и развитых азиатских странах – насчитывается около 300 каршеринговых компаний. Например, в Милане с населением 1,5 млн жителей автопарк одной из каршеринговых компаний насчитывает около 3,5 тысячи авто». «Мировой рынок каршеринга сейчас – это 8 млн участников и более 100 тыс. автомобилей, – рассказывает Распопов. – В 1800 городах мира можно воспользоваться услугами каршеринга. К 2025 году число участников превысит 36 млн, а число автомобилей вырастет до 430 тыс. Средние темпы роста, таким образом, составят 16% в год по числу пользователей и 14% – по автомобилям».

Несмотря на то, что каршеринг в Европе стал развиваться гораздо позже, чем в США, сейчас именно Европа является лидером рынка. Парк крупнейшей компании Car2Go в Германии превышает 14 тыс. автомобилей, а число участников – свыше 1 млн человек. «В целом в Европе более 3 млн пользователей каршеринговых услуг, а парк автомобилей насчитывает свыше 50 тыс.», – отметил Распопов. Аналитик выделяет три основные бизнес-модели на этом рынке: традиционный каршеринг, корпоративный (когда автопарком пользуются только сотрудники конкретной фирмы) и P2P-каршеринг. В последнем случае частные автовладельцы сдают собственные машины в аренду другим. Так работает один из крупнейших игроков во Франции Drivy, который предоставляет специальную интернет-платформу. В настоящее время в ней зарегистрированы более 20 тыс. автомобилей.

Столичное ускорение

В России каршеринг пока только набирает обороты, сервисы есть лишь в нескольких городах, и впереди, естественно, Москва. Первая профильная компания Anytime заработала в 2012 году. Теперь их в столице уже пять – на рынок вышли «Делимобиль», YouDrive, Belkacar и Car5. Количество своих пользователей ни одна из них не раскрывает, по подсчетам экспертов, общий автопарк составляет всего лишь около 2 тыс. машин. Но эти цифры растут буквально ежемесячно.

Успех бизнесу обеспечивают те же факторы, что и за рубежом, – развитие мобильных приложений и стремление населения экономить, а также дорогие парковки. «Меры столичных властей по повышению стоимости владения собственным автомобилем, чтобы минимизировать выезд на улицы города в часы пик, естественно, будут подстегивать развитие каршеринга», – говорит старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Павел Зюзин. – Это выгодно не только автолюбителям, но и городским властям, поскольку повышается оборот дефицитных парковочных мест. Автомобиль в индивидуальном владении привозится владельцем в центр города и остается там на целый день в статичном состоянии. Каршеринг означает более эффективное использование парковочных мощностей. За день этот автомобиль может быть использован 5–10 и более пользователями».

Фото: PAP/EPA/Vostock photo
©Фото: PAP/EPA/Vostock photo

Однако, если сравнивать с Европой, масштабы рынков несопоставимы, отметил Распопов: «Рынок каршеринга в России сейчас – это рынок одного города, где работают 5 компаний с парком чуть более 2 тыс. машин. Для сравнения: только у французской Autolib более 3 тыс. авто в Париже, причем все – электромобили. Поэтому можно говорить как минимум о пятикратном потенциале роста рынка в Москве на горизонте 5–7 лет. По сути, бизнес-модели игроков не особо отличаются от европейских и американских компаний, разве что тарифы у нас в пересчете на доллары и евро ниже».

Правда, появление электромобилей в Москве – отдельная проблема. Разговоры об этом ведутся уже давно, но ни одна из каршеринговых компаний, опрошенных «Профилем», ничего подобного пока в планах не подтвердила. «Конечно, долю электромобилей даже на рынке каршеринга вряд ли можно будет сравнить с авто стандартного типа, но тем не менее централизованно внедряемая система каршеринга способствует появлению различных инноваций, – оптимистичен Зюзин. – По мере развития электрозарядной инфраструктуры денежный и экологический выигрыш будет стимулировать переход на электромобили. Это общемировые тенденции».

Впрочем, и в классическом варианте эксперты считают этот вид бизнеса довольно привлекательным. Так, по словам Солонина, в Москве выход каршерингового проекта на безубыточность возможен в пределах 1 года, а возврат инвестиций – 2–3 лет.

«Используемая бизнес-модель на данный момент прибыльна, и можно прогнозировать появление на рынке новых игроков, – отметил зампредседателя правления группы компаний «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев. – Однако, когда потребуется обновление автопарка, компании понесут серьезные финансовые нагрузки, а в связи с общим кризисом в стране и ростом цен на авторынке нельзя с уверенностью сказать, что все сервисы смогут себе это позволить.

Таким образом, можно предположить, что для некрупных игроков проект окажется разовым и компании просуществуют 2–4 года».

Внутренний тормоз

Несмотря на всю привлекательность каршерингового бизнеса, в России он имеет и несколько сугубо национальных «болевых точек». Во‑первых, помимо обязательной поддержки властей в виде льготных парковок и развития инфраструктуры электромобилей еще более актуальна проблема четкого регулирования страхового бизнеса, который у нас постоянно лихорадит. Только на днях были утверждены новые правила возмещения ущерба по ОСАГО. Тогда как страховка каршеринговых машин – обязательное условие, от которого среди прочего зависит и цена. «Страховые и лизинговые компании пока не очень охотно сотрудничают с каршеринговыми агентствами, так как при коллективном использовании автомобилей увеличивается риск повреждений», – отметил Зиновьев. «Сейчас это сложный и дорогой страховой продукт, – согласен Солонин. – Если удастся его сделать надежным и массовым, естественно, это даст новый импульс рынку».

Кроме того, пока довольно настороженно к каршерингу относятся и сами граждане. Согласно опросу «Авто Mail.Ru», только 30% россиян готовы отказаться от личного автомобиля, а 51% автолюбителей заявили, что не променяют свой автомобиль даже ради очень короткой поездки. Зато 65% опрошенных считают каршеринг хорошей альтернативой такси.

«Большинство обладателей водительских лицензий в России являются автомобилистами в первом поколении, – объясняет Зюзин. – Если на Западе автомобиль давно пошел по стопам мобильного телефона, стал расходным материалом, то здесь он играет роль статуса. В нашем обществе продажа легкового автомобиля, даже если нет возможности его использовать, – это совершенно немыслимая вещь. И поэтому у нас распространены избыточные пробеги, когда на машинах, даже если того не требует ситуация, ездят в киоск за хлебом или за угол за сигаретами. По мере взросления наших автомобилистов, я думаю, они пойдут за тенденциями каршеринга». Но и при этом перспективы развития бизнеса охватывают лишь несколько самых крупных городов страны, где главным стимулом развития каршеринга оказываются лишь дорогие парковки. В провинции же, понятно, где люди куда беднее, а расстояния куда больше, личный автомобиль еще долго будет оставаться насущной необходимостью.

Смартфон рулит

Тем не менее автопроизводители понимают возрастающую роль каршеринга и уже начали либо планируют в него вкладываться, что, несомненно, станет дайвером роста. «Некоторые компании закупают у нас автомобили для каршеринга, но это объемы в 50–100 единиц, поэтому я не скажу, что это большой процент в общем объеме корпоративных продаж, – говорит Зиновьев из «АвтоСпецЦентра». – Однако мы активно развиваем сотрудничество с разными компаниями, поскольку это перспективное направление».

Фото: Сергей Киселев⁄АГН Москва
©Фото: Сергей Киселев⁄АГН Москва

По данным Распопова, такие компании, как Ford, Daimler, BMW, уже инвестировали в каршеринговые компании. «Влияние роста каршеринга на продажи авто и услуги такси, безусловно, будет, но не решающее, – сказал аналитик. – Все-таки каршеринг – это, скорее, еще один кирпичик в развитии «интеллектуальной мобильности». В будущем различные ее модели будут друг друга дополнять, а смартфон как основной инструмент будет подсказывать, как пользователю решить свои задачи в области мобильности. Именно поэтому ведущие автоконцерны уже не просто автопроизводители, а провайдеры услуг мобильности».

Некоторые автопроизводители начали искать новые ниши. Так, Porsche недавно заявил о планах инвестировать 200–300 млн евро в год в цифровые сервисы. Таким образом, по мнению экспертов, компания пытается компенсировать ожидаемое сокращение продаж в ближайшие годы, так как рост спроса на такси и каршеринг сделают идею собственного автомобиля непривлекательной.

Между тем в оценках влияния каршеринга на рынок такси эксперты разошлись. Виталий Солонин считает, что краткосрочная аренда не способна потеснить таксистов, поскольку автопарки каршеринга в Москве (несколько тысяч автомобилей) и такси (десятки тысяч) несопоставимы. «Многие таксисты в регионах практически не слышали о его существовании», – заметил он.

По мнению же Зюзина, каршеринг в перспективе составит такси серьезную конкуренцию, но никогда при этом его не заменит. «Это намного удобнее, чем такси, которое необходимо ждать и в котором ты являешься пассажиром, – рассказал он. – Каршеринг позволяет совместить функции и общественного транспорта, и индивидуальной мобильности. Поэтому я думаю, в будущем он потеснит стандартный рынок такси. Хотя в принципе у такси тоже есть своя ниша, если нам требуется индивидуальная поездка с водителем, например, по причине невозможности управления транспортным средством. Рынок прокатных автомобилей все большую нишу будет занимать в дневные часы».

Автопробеги со штрафами

Клиенты, распробовавшие услуги каршеринга, как правило, становятся его адептами. Главный аргумент – аренда такой машины на дорогах без пробок обходится значительно дешевле такси. И даже если вы попали в затор, почти всегда можно припарковаться в ближайшем разрешенном месте и пересесть на общественный транспорт. При этом компании придумывают все новые «фишки» для привлечения клиентов. Некоторые сервисы, например, уже предлагают возможность бесплатно закрепить за собой автомобиль, чтобы гарантированно уехать на нем на работу утром.

Основные жалобы со стороны клиентов заключаются в ограниченной зоне использования автомобилей в пределах МКАД, а иногда и ТТК (имеется в виду возможность взять и оставить автомобиль, а выезжать за пределы этих границ, как правило, можно). Кроме того, пользователи жалуются на недостаток свободных машин. Поэтому все опрошенные «Профилем» компании заявили о планах по расширению зоны покрытия и увеличению автопарка до конца года.

Car5 собирается пополнить парк автомобилями Datsun до 150 единиц. По мере расширения зона покрытия вырастет до МКАД. Сервис Belkacar появился совсем недавно, и по признанию компании, за первый месяц работы им удалось достичь показателей, к которым конкуренты шли несколько месяцев. «С момента запуска сервиса мы наблюдаем активный рост пользователей, примерно 46% в месяц», – сообщили в пресс-службе. На данный момент автопарк Belkacar составляет 350 машин, и в ближайшее время его планируется увеличить до 1–1,5 тыс.

Каршеринг YouDrive предлагает 400 автомобилей smart и Mercedes А-класса в Москве, 50 smart в Санкт-Петербурге. «Количество регистраций в месяц увеличивается примерно на 1200, – рассказал гендиректор и основатель компании Борис Голиков. – На этот год у нас много планов – пополнение парка, разнообразие модельного ряда, улучшение функционала приложения и многое другое». Компания предлагает своим клиентам бонусы, которые зависят от частоты и аккуратности вождения, планируется новый тарифный план с каско.

©

Самая крупная на данный момент компания «Делимобиль» имеет в наличии 1200 новых Hyundai Solaris с автоматической коробкой передач, из них 100 в Санкт-Петербурге. «Ежедневно в «Делимобиле» регистрируется от 500 до 1000 новых клиентов», – завила руководитель пресс-службы Ашхен Петросян. До июня, по ее словам, в Москве будет 1400 автомобилей, а до конца 2017 года – до 2000. В Санкт-Петербурге автопарк увеличится со 100 до 300 машин в ближайший квартал. «Уже сейчас концентрация автомобилей такая, что в пределах МКАД можно найти «делимобиль», до которого из любой точки можно дойти пешком за 6–15 минут. Наша цель на 2017 год – сократить это время до 3–5 минут», – добавила Петросян. Учитывая рост количества игроков на рынке, стали появляться сервисы, объединяющие все автопарки для более удобного поиска ближайшего автомобиля.

Однако клиенты также обращают внимание, что, принимая условия аренды чужого автомобиля, необходимо учитывать возможные риски. Так, надо быть готовым выложить довольно крупную сумму при ДТП по вашей вине. Самый громкий скандал произошел в прошлом году как раз при аренде «Делимобиля». Пользователь пожаловался, что после ДТП компания потребовала с него более 500 тыс. рублей. После бури негодования в социальных сетях «Делимобиль» пересмотрел свою политику штрафов и ограничил максимальную сумму 150 тыс. рублей. Кроме того, компания ввела более дорогой, но более защищенный от рисков тариф. Другие компании часто требуют возместить 20% от причиненного автомобилю ущерба.

Однако этим возможные неприятности для клиентов каршеринга не ограничиваются. Им также могут выставить штраф за автомобиль с пустым баком (как правило, при понижении запаса топлива до определенного уровня клиент обязан сам заправить машину, сделать это можно бесплатно), за оставление автомобиля не на специально отведенной парковке на территории аэропорта, за курение в салоне или утерю документов, а также парковку в неположенном месте, например, на подземной парковке торгового центра, так как там не ловит GPS. Поэтому перед использованием следует внимательно изучить договор. «Нужно в первую очередь интересоваться пунктом «ответственность арендатора при крупном ущербе по его вине», – советует Солонин. – У разных каршеринговых компаний могут быть разные условия. Во‑вторых, некоторые арендодатели обязывают арендаторов самостоятельно нести все расходы, связанные с эвакуацией».

По признанию pr-менеджера Car5 Анны Черкасовой, иногда они вынуждены штрафовать пользователей за завершение аренды вне ТТК, за выезд из Московской области и завершение аренды в другом городе. «Бывает так, что автомобиль припаркован в Москве, но на закрытой территории, к которой у следующего клиента нет доступа, или что машину эвакуируют, – сказала она. – Как правило, большая часть штрафов связана с неправильной парковкой. Также бывают штрафы за испорченный салон, за оставление машины с пустым баком, но такое случается нечасто».

«Очень часто клиенты оставляют автомобиль в закрытых зонах, недоступных для других пользователей, пытаясь таким образом закрепить автомобиль за собой, – подтвердили в пресс-службе Belkacar. – Иногда под платными шлагбаумами, например, на вокзалах, полагая, что службы сервиса об этом не узнают. Один из самых распространенных штрафов – пустой бензобак. Хотя у Belkacar заправиться можно с помощью топливной карты на 712 заправках по Москве и МО и заправка для пользователя бесплатна».

По данным каршеринговых компаний, сейчас их основными клиентами являются водители, у которых нет собственного автомобиля. Чаще всего это мужчины 25–35 лет (как правило, компании часто предоставляют свои услуги только тем, чей водительский стаж превышает 2 года, реже – 1 год). «Сервисом пользуются в основном мужчины – около 70% – с одним, двумя высшими образованиями, – рассказал Борис Голиков из YouDrive. – Обычно это менеджеры и топ-менеджеры, а также молодые специалисты и представители творческих профессий. Очень активные городские жители, открытые всему новому». «Мужчин примерно 80%, с высшим образованием, специалисты и руководители среднего звена, 40% работают в ЦАО, 60% имеют собственный автомобиль», – описала средний портрет клиента «Делимобиля» Ашхен Петросян.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама