29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Мастера «коронабизнеса»: кого озолотила пандемия COVID-19
коронавирус Общество пандемия Россия

Мастера «коронабизнеса»: кого озолотила пандемия COVID-19

Европейские страны возвращают карантинные меры из-за нового всплеска заболеваемости COVID-19: на этой неделе масочный режим в общественных местах снова ввели Австрия, Франция и Греция. Судя по всему, маски, антисептики и прочие атрибуты пандемии с нами надолго. В этих условиях весьма дальновидно поступили многочисленные российские и зарубежные компании, которые еще весной переориентировали свои производственные мощности на выпуск санитайзеров, спецодежды, одноразовых средств защиты и медицинской техники.

©Shutterstock / Fotodom

Кому-то это напомнило военные времена, когда гражданские заводы переключились на производство военной продукции, а другие вспомнили поговорку "Кому война, а кому мать родна", имея в виду, что эпидемия позволила расторопным бизнесменам неплохо заработать. Впрочем, для некоторых из них перестройка цехов стала залогом выживания и сохранения рабочих мест. "Профиль" рассказывает, кто стал лидером этого тренда и каковы планы компаний на фоне ожидания второй волны пандемии.

Санитайзеры вместо пива

В первые месяцы пандемии наибольший ажиотаж возник вокруг средств индивидуальной защиты: обычные медицинские маски подорожали в десятки раз, а то и вовсе пропали с аптечных полок. 1 июня премьер-министр Михаил Мишустин признал, что в части регионов России все еще наблюдается нехватка средств защиты для врачей. И все же острота ситуации снизилась, после того как непрофильные предприятия подключились к их производству.

В Госдуме рассказали, когда Минздрав разрешит новую вакцину от COVID-19

Так, изготовление масок освоили швейные производства, которые до этого занимались выпуском матрасов, одежды, чехлов: «Славянка Текстиль», «Сударь», «Победа», «Аскона» и другие. Под средства личной гигиены перепрофилировались Смоленский электротехнический завод, «Типография ФС принт», «Пирро Групп». В Башкирии к работе привлекли даже мастериц народных промыслов.

Казанский «КазХимНИИ», входящий в «Росхимзащиту», в конце марта создал новый тип противовирусных комбинезонов.

Некоторые предприятия были переориентированы на выпуск санитайзеров, в том числе Новочеркасский завод смазочных материалов и производитель антикоррозионных и огнезащитных материалов О3. Как рассказали «Профилю» в пресс-службе О3, в период эпидемии компания столкнулась с дефицитом средств индивидуальной защиты для сотрудников, поэтому в течение трех недель разработала и запустила в производство собственный антисептик. Затем на фоне повышенного спроса было решено расширить линейку новыми дезинфицирующими продуктами.

Пивоваренная компания AB InBev Efes, производитель Bud и «Клинского», теперь выпускает антибактериальные средства из побочных продуктов пивоварения. Инициативу проявили и локальные изготовители – к примеру, тольяттинский цех по изготовлению арахисовой пасты, вложив 1 млн рублей, перенастроился на выпуск антисептиков.

Особая ситуация сложилась на жизненно важном направлении – производстве аппаратов ИВЛ. Нормативами Минздрава установлено, что их количество должно быть в 1,5 раза больше, чем число реанимационных коек. Однако мартовское исследование показало, что процентное соотношение соблюдается лишь в 10 регионах, в остальных же наблюдается дефицит ИВЛ.

В итоге 21 марта единственным поставщиком аппаратов ИВЛ и ЭКМО была назначена дочерняя компания «Ростеха», концерн «Радиоэлектронные технологии». Входящий в госкорпорацию Кемеровский механический завод, производитель боеприпасов мелкого и среднего калибра, наладил выпуск клапанов для подключения аппаратов к системам подачи кислорода. А Лыткаринский завод оптического стекла организовал производство дыхательных контуров и фильтров для аппаратов ИВЛ.

Бренды на «хайпе»

Крупным зарубежным брендам «коронавирусное» производство, возможно, и не принесло значимого экономического эффекта, зато явилось эффектным PR-ходом. Так, выпуск индивидуальных средств защиты сделал ньюсмейкерами японского производителя электроники Sharp (хваставшегося тем, что выпускает 500 тыс. масок в день), поставщика контроллеров и товаров для геймеров Razer, китайский завод Foxconn, собирающий айфоны для Apple, – неплохое подспорье в условиях, когда интерес к гаджетам пошел на спад.

Вторая ковидная: когда ждать новой волны коронавируса

«Масочный» конвейер также оборудовал Chengdu Aircraft Industry Group, китайский производитель истребителей. Автоконцерн Shanghai General Motors смог быстро перестроиться на производство гигиенических средств, поскольку один из поставщиков салонов автомобилей занимается текстилем медицинского назначения.

К пошиву масок и защитных костюмов присоединилась индустрия моды: французский бренд одежды 1083, фабрики Balenciaga и Yves Saint Laurent, итальянские заводы Armani Group. Тем более, что уже сейчас маски рассматриваются не только как средство защиты, но и как стильный аксессуар, что открывает брендам из мира моды большой простор для творчества.

Тем временем, производители алкоголя занялись антисептиками. Ведь фактически это смежный товар: дезинфицирующие средства для рук должны содержать более 60% спирта, по рекомендации ВОЗ. Фирменные линейки санитайзеров на основе традиционных для джина и виски ингредиентов выпускают ирландские бренды Listoke Distillery и Irish Distillers, французский Pernod Ricard.

Не отстает и парфюмерная отрасль. Компания LVMH наладила производство антибактериальных гелей на парфюмерных заводах Dior, Guerlain и Givenchy. Медицинские «духи» освоили Coty, Orly, L’Oréal и Estée Lauder. А польская химкомпания Orlen научилась делать санитайзеры вместо жидкости для очистки ветровых стекол.

Что касается производства ИВЛ, то в этом направлении трудится Ford Motor Company, а бренд бытовой техники Dyson разрабатывает аппарат CoVent -- мобильную систему вентиляции легких на изолированных элементах питания.

«Масочная» экономика

Что станет с медицинскими разработками этих компаний, когда COVID-19 останется в прошлом? Пока этот вопрос не слишком актуален. Ведь конца пандемии не видно. В Южной Корее число зараженных коронавирусом вновь начало расти в конце весны, в середине июня ВОЗ зарегистрировал резкий рост заболевших в Китае, а в 20-х числах июля в США смертность достигла самых высоких показателей с мая. В результате ВОЗ обновила требования к ношению масок – сейчас их следует использовать вне зависимости от возраста и самочувствия.

«Цифра» против «короны»: как технологии помогают в борьбе с пандемией

Похожие настроения сохраняются и в России. Страна должна быть готова к следующей вспышке коронавируса осенью, предупредила глава Роспотребнадзора Анна Попова. В этих условиях власти намерены создать резерв защитной одежды, антибактериальных средств и медицинских аппаратов: в июне об этом заявил глава Минпромторга Денис Мантуров и был поддержан президентом Владимиром Путиным.

Реакция производителей не заставила себя ждать. Кемеровский завод планирует заключить с Минздравом Кузбасса договор на 20 тыс. бактерицидных ламп и выпустить их до конца этого года.

А развернувшаяся в Татарстане индустрия средств индивидуальной защиты, к которой подключились «Татнефть», «Камаз» и другие крупные компании, намерена не сбавлять обороты даже после нормализации эпидемиологической обстановки.

Все идет к тому, что подобные инициативы из экстренной помощи на пике заболеваемости превратятся в самостоятельный сегмент медицинского рынка. Пандемия становится частью нашей жизни – «коронабизнес» станет частью экономики.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама