Месяц на карантине: первые итоги изоляции в России
К концу первого месяца самоизоляции практически все регионы России в том или ином виде ограничили социальные контакты населения из-за пандемии коронавируса. К этому времени, по официальным данным, количество заболевших превысило 100 тысяч человек – уже больше, чем в Китае. Ежедневно регистрируется почти 6 тысяч новых пациентов, в 45% случаев болезнь проходит без симптомов. Нерабочие дни продлены до 11 мая. Разбираемся, что принес россиянам первый месяц изоляции.
Больше всего заразившихся в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Дагестане. Каждый регион вводит режим самоизоляции по-своему. В Москве и Московской области действует один из самых жестких вариантов: запрет на работу кафе, ресторанов, кинотеатров, фитнес-центов, выставок и любой другой активности. Ограничены передвижения по городу. Без проблем можно посетить ближайший продуктовый магазин и банк.
Виталий Омельяновский: «Самоизоляция чревата обострением хронических заболеваний»
Магазины и банки обязали сделать разметку в 1,5 метра для соблюдения социальной дистанции, нарушителей штрафуют на суммы до 300-500 тысяч рублей. Уже к середине апреля в Москве оштрафовали более 300 магазинов и торговых точек на общую сумму около 30 млн рублей. Населению, которому тоже под страхом штрафных санкций запрещено передвигаться без специального QR-кода, за это время выписано 12 тысяч протоколов на общую сумму 50 млн рублей.
Развлечений больше нет
В той или иной степени экономические проблемы, вызванные ограничениями из-за пандемии, затрагивают всех. «Но сильнее всего страдает, конечно, сфера услуг, туризм, розничная торговля (прежде всего, непродовольственными товарами; в продовольственной пострадают прежде всего всякие мелкие точки, торговые сети это не затронет). Но это мы еще не учитываем перекрестных эффектов. Когда у людей сильно падает уровень доходов, они начинают урезать самые разные расходы, и косвенно пострадают практически все», – пояснил «Профилю» доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов.
Большинство предприятий туристической, гостиничной, ресторанной и ивент-индустрии работают с оборота (нет посетителей – нет прибыли) и были вынуждены приостановить работу с сохранением заработной платы сотрудникам (к этому их обязывает режим нерабочих дней, объявленный президентом). В таких условиях вернуться в прежний режим работы после снятия ограничений смогут не все.
Как «умные» камеры Москвы вычисляют нарушителей режима самоизоляции
Часть ресторанов смогла организовать доставку еды и выживает за счет этого, ивент-индустрия также частично ушла в онлайн (онлайн-конференции, концерты и т.д.), но туристический и гостиничный бизнес не могут этого сделать.
Гостиницы простаивают из-за закрытия границ и режима самоизоляции. Части предпринимателей из наиболее пострадавших отраслей удалось договориться об арендных каникулах, но не все собственники помещений пошли навстречу, так как официально режим ЧС не введен, а значит, пункт о форс-мажоре нельзя использовать автоматически. Остается возможность обжаловать решение арендодателя в суде, но они сейчас тоже перешли на удаленную работу и добиться правосудия в условиях всеобщей изоляции стало еще сложнее. А к тому моменту, когда работа судов войдет в прежний режим, большинство ресторанов, которым не удалось получить арендные каникулы, уже могут стать банкротами.
Бизнес закрывается
Только в марте в России закрылись почти 65 тысяч ИП – на 77% больше, чем в марте прошлого года, сообщила Федеральная налоговая служба (ФНС). Их число превысило количество тех, кто, наоборот, зарегистрировал свой бизнес.
Согласно исследованию Deloitte, пессимизм среди руководителей российских компаний достиг максимума за 5 лет, больше трети финансовых директоров ожидают снижения доходов (37%), почти половина (40%) – спада операционной прибыли. В последний раз такой пессимизм у бизнеса Deloitte фиксировала во второй половине 2015 года, когда цена на нефть опускалась до минимума с 2009-го.
На данный момент правительство разработало несколько пакетов мер поддержки малого бизнеса: отсрочки по налогам и взносам, кредитные каникулы и льготные условия рефинансирования займов. Кроме того, предусмотрен запрет на налоговые проверки ИП и субсидии предпринимателям из списка наиболее пострадавших отраслей на выплату зарплаты сотрудникам. Однако, чтобы получить эту субсидию, нужно соблюсти ряд условий: не иметь задолженности по налогам на 1 января 2020 года и не сокращать сотрудников более чем на 10%. Субсидия при этом составит по 12 130 рублей на сотрудника по данным за март.
Тем не менее, если ограничение на работу ресторанов продлится несколько месяцев, 9 из 10 предприятий уйдут с рынка, уверен президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. Предложенные государством меры поддержки недостаточны, рассказал он в интервью «Профилю».
Минусовая нефть
Сейчас друг на друга наложились два явления, не имеющие аналогов в обозримом прошлом: коронавирус и нынешняя динамика нефтяного рынка, говорит Сергей Хестанов. 20 апреля майский фьючерс на американскую нефть завершил торги с ценой минус $38 за баррель – он ушел в минус впервые в истории. Рынок столкнулся с ситуацией, в которой нефть оказалось негде хранить (нужно доплатить за то, чтобы ее приняли в нефтехранилище) и в моменте она оказалась никому не нужна. При этом остановить производство нельзя, так как иначе его будет почти невозможно возобновить.
«В 1986 году разбалансировка (превышение предложения над спросом на нефтяном рынке) была в районе 3-4% – цена упала в четыре раза. В конце 2014 года история повторилась: цены так же упали при разбалансировке в 3,5%. А сейчас рынок разбалансирован более чем на 20%. Как это переживут нефтяники и наш бюджет, оценить сложно. Нам не от чего оттолкнуться, чтобы уточнить масштаб катастрофы», – считает Хестанов.
Доходы российских нефтяных компаний в 2020 году из-за падения цен на нефть и сокращения добычи в рамках сделки ОПЕК+ (начнется с 1 мая) могут упасть на $18–20 млрд, подсчитало агентство Argus. По его данным, средняя цена на российскую марку Urals в этом году составит $27,7 за баррель, что в два раза меньше заложенной в бюджет цены $57 за баррель.
Падение экономики
Российский бюджет напрямую зависит от стоимости энергоносителей. Вместе с ограничениями на работу целых отраслей это ударит по благосостоянию граждан.
Соцопрос, проведенный исследовательской группой Ipsos, показал, что только у 16% опрошенных хватит своих сбережений на год или больше. У 25% сбережений хватит лишь на три–шесть месяцев, у 29% на один-два месяца, а 30% опрошенных заявили, что у них нет никаких сбережений.
При этом безработица может вырасти в полтора раза. Сейчас, по данным Минтруда, не работают около 3,7 млн трудоспособных россиян (из них встали на учет в центрах занятости почти 950 тысяч человек). Но эта цифра может вырасти до 5-6 млн человек, не исключают в ведомстве.
Стрессовый сценарий
Российская экономика ежедневно теряет 100 млрд рублей из-за ограничений, связанных с коронавирусом, подсчитали в Минэкономразвития. По прогнозам главы ведомства Максима Решетникова, падение ВВП в этом году может составить до 5%. Центробанк прогнозирует падение российской экономики на 4–6%.
Нужно быть готовым к спаду ВВП в районе 8-10% по итогам года, считает Хестанов. «Будет раза в полтора хуже, чем в 2008 году. Тогда был циклический кризис – резкое падение и резкое восстановление. Нынешний же, судя по всему, продлится заметно дольше. Из-за длительности переживать его будет довольно непросто. Восстановление российской экономики будет зависеть от мировой. Вряд ли это произойдет быстрее, чем через год-два», – заключает он.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".