- Главная страница
- Статьи
- Мимо СИЗО: бизнесменов хотят реже заключать под стражу за экономические преступления
Мимо СИЗО: бизнесменов хотят реже заключать под стражу за экономические преступления
Минюст разработал законопроект, призванный уберечь бизнесменов от избыточного давления со стороны правоохранителей. Предлагается запретить арестовывать предпринимателей по экономическим преступлениям небольшой тяжести, сократить сроки следствия в два раза и усилить контроль со стороны прокуратуры. Изменения не повлияют на тех, кто уже арестован и ждет окончания расследования в СИЗО, но при продлении срока суду придется руководствоваться уже новыми нормами.
Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) разработаны как часть системных мер, направленных на исключение избыточного уголовно-правового воздействия в отношении российских предпринимателей. В частности, законопроект устанавливает, что в делах об экономических преступлениях небольшой тяжести суды должны назначать фигурантам преимущественно такие меры пресечения, которые не связаны с заключением под стражу. Это позволит предпринимателям продолжить заниматься бизнесом и не разорит компанию. Арест следует применять к тем, кто уже пытался скрыться от следствия. Чтобы обратиться в суд для заключения под стражу обвиняемого или подозреваемого, следователям придется получать согласие прокурора.
Максимальный срок расследования таких преступлений предлагается сократить с года до шести месяцев, чтобы затягивание следственных действий не наносило вреда бизнесу. Это прямо прописано в новой части 8.4 статьи 109 УПК РФ: необходимость дальнейшего производства следственных действий не может выступать в качестве единственного и достаточного основания для продления срока содержания под стражей.
Проект закона опубликован Минюстом для общественного обсуждения и после согласования со всеми заинтересованными сторонами будет внесен в Госдуму.
Динамика экономических преступлений
Законопроект разработан по поручению президента РФ. В этом году Владимир Путин неоднократно высказывался за предоставление большей свободы бизнесу в текущих условиях санкций и за либерализацию уголовного законодательства вплоть до отказа от уголовного преследования за экономические преступления.
В ГД считают актуальным законопроект об отмене части уголовных наказаний для бизнеса
Ранее председатель Общественной наблюдательной комиссии Москвы Георгий Волков рассказал, что число предпринимателей в столичном СИЗО достигло рекордных 15% от всех заключенных под стражу. При этом среди них выросло количество женщин. По его словам, их объединяет «резиновая» ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»).
По данным МВД, за январь–июль 2022 года число преступлений экономической направленности незначительно (-0,1%) сократилось относительно прошлого года и составило 78,2 тыс. Материальный ущерб от них достиг 218 млрд руб. В общем числе таких преступлений тяжкие и особо тяжкие занимают свыше 62%. Преступлений в крупном или особо крупном размерах было совершено более 23 тыс. (+5,4%). Если выделить из общего числа мошенничество (21 тыс.), то рост составит 10%, причем больше половины из них – 12,8 тыс. (+18%) – составляют преступления в крупном и особо крупном размерах.
Обратной силы не имеет
Преступления экономической направленности не связаны с насилием и, как правило, не представляют слишком большой общественной опасности, пояснила член Совета Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Татьяна Проценко. Заключение предпринимателя под стражу на стадии предварительного следствия и судебного разбирательства, когда его вина еще не установлена, является мерой чрезмерной. При этом от ее применения страдает не только подозреваемый, но и бизнес в целом. Заключение под стражу руководителя компании в большинстве случаев приводит к полной остановке деятельности предприятия, от чего страдают работники, контрагенты, поставщики и покупатели. В итоге это оказывает негативное влияние на весь бизнес.
Действующая редакция УПК РФ уже содержит запрет на арест фигурантов дел по целому ряду «предпринимательских» статей Уголовного кодекса, но законопроект уточняет основания применения этой меры с учетом тяжести инкриминируемого деяния.
«Практика применения показала, что следователи в ходатайстве об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу часто просто указывают, что инкриминируемое деяние не связано с предпринимательской деятельностью, таким образом обходя запрет на арест бизнесменов. Законопроект устанавливает обязанность следователя не просто указать основания для заключения под стражу, но и подтвердить их конкретными доказательствами», – подчеркнула Проценко.
Она пояснила, что когда поправки будут приняты и изменения вступят в силу, их действие не распространится на тех, кто уже арестован и находится в СИЗО. В соответствии со ст. 4 УПК РФ избранная мера пресечения сохранится до конца срока ее применения, установленного судом. Однако при продлении этого срока следователь и суд должны будут руководствоваться уже новыми нормами.
В новых реалиях – новые законы
В поддержку инициативы высказывается как экспертное сообщество, так и депутаты Госдумы. Идея декриминализации части составов экономических преступлений давно и активно обсуждалась, в т.ч. на площадке ТПП РФ, рассказал зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный («Единая Россия»).
Инфляция – повод смягчиться: бизнесу пересчитают ущерб по экономическим преступлениям
«Важно, что следователи будут обязаны согласовывать с прокуратурой ходатайства об аресте бизнесменов. Это позволит задействовать прокурорский контроль на стадии, когда нарушения прав подозреваемого еще не произошло, то есть контроль будет предварительным, а не постфактум», – пояснил он.
То же касается и сокращения сроков следствия – у следователей должны быть серьезные основания для отправки предпринимателя в СИЗО, и дело должно поступить в суд как можно раньше.
По мнению Анатолия Выборного, предложенные меры положительно скажутся как на экономической ситуации в целом, так и на повышении морального духа предпринимателей. На фоне санкций их жизнь в разы усложнилась: появилось множество дополнительных нюансов и, чтобы существующие жесткие требования в новых реалиях, но при старых законах не обернулись серьезными проблемами, потребовалась корректировка многих правовых вопросов – например, с оформлением лицензий и таможенными платежами.
Теперь дело за тем, насколько ответственно к реализации новых норм подойдет правоприменитель, подчеркнул Выборный. «На уровне законодательства мы делаем решительные шаги, чтобы свести к минимуму размытые нормы, убрать лазейки и поводы для давления на предпринимателей» – говорит он. Данные инициативы вполне вписываются в эту стратегию, направленную на усиление правовой защиты предпринимателей, пресечение необоснованного уголовного преследования и незаконного давления на бизнес, предотвращение ряда коррупционных преступлений в правоохранительных органах, считает Выборный. «Ведь мы неоднократно сталкивались с судебными решениями, в которых суд подчеркивал, что следователь перепутал гражданско-правовые отношения с теми, которые влекут уголовно-правовые последствия. С принятием проектируемых новелл такие случаи уйдут в прошлое», – уверен депутат.
До практики еще далеко
Инициатива Минюста дала старт новому витку организации защиты бизнеса от избыточного силового давления, говорит руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России» Екатерина Авдеева. Однако нововведения не изменят правоприменительную практику сразу же и коренным образом. Нужно предусмотреть комплексную модернизацию уголовно-правовой политики при сохранении уже отлаженных инструментов, а также создать реально работающие механизмы правоприменительной практики.
«Мы не должны излишне увлекаться либерализацией уголовного законодательства, мы должны обеспечить независимое расследование без оказания давления», – подчеркнула Авдеева.
Предлагаемые Минюстом корректировки призваны оказывать сдерживающий эффект и должны опираться не на критерии частоты применения, а на степень общественной опасности. В этом начинании необходим комплексный подход как в части квалификации, так и в части организационных мер.
При этом, отметила эксперт, обсуждение должно проходить исключительно с участием правоохранителей и иных заинтересованных органов государственной власти, ключевых институтов защиты предпринимателей и крупнейших деловых объединений страны для выработки сбалансированных решений. Именно такой состав интересантов сможет разработать комплексные инициативы, которые улучшат деловой климат и позволят минимизировать риски необоснованного уголовного преследования.
Поддержав общий тренд либерализации, Екатерина Авдеева все же высказала опасения по поводу реального применения и прогнозируемой эффективности нововведений. «Инициатива Минюста имеет глобальное значение в повышении защищенности предпринимателя под следствием, но в то же время очень хочется увидеть те решения, которые начнут стирать негативные тенденции на практике – при условии, что они связаны с реальной экономической деятельностью и предприниматель не представляет угрозы для общественной безопасности», – резюмировала эксперт.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".